В соответствии с постановлением Главы городского округа приказом организации работница К. была направлена для работы на призывном пункте отдела Военного комиссариата (далее - ВК) на период с 03.10.2014 по 31.10.2014 с сохранением среднего заработка по месту основной работы.
Обстоятельство работы работницы К. на призывном пункте подтверждается справкой отдела ВК.
Организация на основании пункта 5 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, обратилась к ВК с заявлением о компенсации понесенных расходов с приложением подтверждающих документов, на что последний ответил отказом, сославшись на отсутствие договорных отношений.
По мнению ВК обязанность по оплате в связи с оказанием исполнителем услуг и принятием их заказчиком возникает в случае, когда такой договор заключен между сторонами; для удовлетворения указанного требования организация должна доказать факт оказания услуг, стоимость которых предъявлена ко взысканию.
Правомерен ли отказ ВК? Является ли отсутствие договорных отношений с военным комиссариатом в силу Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее Закон N 53-ФЗ) для отказа в возмещении имущественных потерь организации?
Специалисты Центра методологии
бухгалтерского учета
и налогообложения, Москва,
Российская Федерация
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 14, июль 2016 г., с. 46-47.
Отказ ВК неправомерен. Поскольку отсутствие договорных отношений с военным комиссариатом в силу правовых норм не является основанием для отказа в возмещении имущественных потерь общества. Так как Закон N 53-ФЗ не связывает обязанность государства по выплате компенсации фактически понесенных в связи с его реализацией расходов с наличием такого договора.
Обоснование. В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона N 53-ФЗ гражданам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности или поступления на военную службу по контракту, за время участия в указанных мероприятиях по месту их постоянной работы выплачивается средний заработок, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно, а также командировочные расходы.
Пунктом 7 статьи 1 Закона N 53-ФЗ установлено, что компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок компенсации таких расходов предусмотрен Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона N 53-ФЗ, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 Правил компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с подготовкой граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в образовательных учреждениях общественных объединений по направлению военного комиссариата.
Пунктом 2 Правил определены расходы организаций и граждан, подлежащих компенсации, в том числе расходы организаций, связанные с выплатой среднего заработка работнику, участвующему в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности.
Согласно пункту 3 Правил компенсация расходов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
Исходя из буквального толкования норм права, можно сделать вывод, что Закон N 53-ФЗ не содержит такого основания для отказа в возмещении понесенных расходов, как отсутствие договорных отношений между сторонами.
Данная позиция подтверждается также примерами из судебной практики.
Так, в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 02.02.2015 N Ф05-16352/2014 по делу N А40-56361/14 указывается, что отсутствие договорных отношений с военным комиссариатом не является основанием для отказа в возмещении имущественных потерь организации, Закон N 53-ФЗ не связывает обязанность государства по выплате компенсации фактически понесенных с его реализацией расходов с наличием такого договора.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.10.2013 N 4259/13.
Таким образом, отказ ВК неправомерен. Поскольку отсутствие договора с военным комиссариатом в силу правовых норм не является основанием для отказа в возмещении имущественных потерь организации. Так как Закон N 53-ФЗ не связывает обязанность государства по выплате компенсации фактически понесенных в связи с его реализацией расходов с наличием такого договора.
15 июля 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).