1. Пункт 6 статьи 38 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 23.06.2016) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" говорит о том, что "работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок". Таким образом, законодатель предъявляет обязательные требования к уровню образования данных работников. 2. С 1 июля 2016 года действует статья 195.3 ТК РФ, в соответствии с которой, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. 3. Приказом Минтруда России от 10.09.2015 N 625н утвержден профессиональный стандарт "Специалист в сфере закупок". 4. Бюджетное учреждение дополнительного образования детей осуществляет закупки товаров, работ, услуг в рамках 44-ФЗ "О контрактной системе". В контрактную службу учреждения входят: 1) Главный бухгалтер; 2) Экономист; 3) Юрист; 4) Заместитель директора по АХЧ; 5) Директор учреждения. Закупочная деятельность не является для учреждения основной согласно уставу (5-6 закупок в год). 5. Исходя из Закона, работодателя ждет административная ответственность за нарушение норм трудового законодательства в виде штрафа, если работодатель не применяет обязательные профессиональные стандарты. 6. В профессиональном стандарте "Специалист в сфере закупок", части III. "Характеристика обобщенных трудовых функций", в графе "Возможные наименования должностей, профессий" указано "Специалист по закупкам", "Работник контрактной службы", "Контрактный управляющий". Данные наименования должностей для сотрудников контрактной службы согласно профстандарту теперь являются обязательными или нет? Других сотрудников, кому может быть поручена эта работа по проведению госзакупок, в учреждении нет. 7. Означает ли это, что работодатель должен переименовать должностные наименования работников, входящих в состав контрактной службы, в соответствии с требованиями данного профстандарта? Не нарушает ли это права главного бухгалтера, экономиста, юриста и т.д., поскольку пункт 6 статьи 38 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе" предъявляет лишь требования к уровню образования данных работников? Правильно ли я понимаю, что данный профстандарт в нашем случае применяется только в части обязательных требований 44-ФЗ, в частности обязательных требований к уровню образования членов контрактной службы и другие требования профстандарта нами могут не применяться, в том числе мы можем не учитывать требования к опыту работы и составу должностных обязанностей, наименованию трудовых функций, наименованию должностей и т.д.?
В данном случае к работникам контрактной службы учреждения должны применяться в первую очередь соответствующие каждой должности профессиональные стандарты. При этом профессиональный стандарт "Специалист в сфере закупок" в виду выполнения данными работниками дополнительных обязанностей должен применяться только в том случае, если требования к квалификации, установленные данным стандартом, не предусмотрены основными профессиональными стандартами.
При этом наименование должностей должно соответствовать основному профессиональному стандарту.
Правовое обоснование:
Профессиональный стандарт - это характеристика квалификации (т.е. уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника), необходимой ему для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ч. 1, 2 ст. 195.1 ТК РФ).
Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также утверждения тождественности наименований, содержащихся в квалификационных справочниках и профессиональных стандартах, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления (пп. "а" п. 25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23).
Согласно ст. 195.3 ТК РФ, если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой настоящей статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов.
В силу Федерального закона от 02.05.2015 N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может устанавливать особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", август 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.