Суда, с помощью которых осуществляются речные и морские перевозки, не являются объектами обложения транспортным налогом. При каких условиях предоставляется эта льгота, как налогоплательщику подтвердить свое соответствие данным условиям?
Н.К. Сенин,
эксперт журнала "Бухгалтер Крыма"
Журнал "Бухгалтер Крыма", N 9, сентябрь 2016 г., с. 63-67.
Согласно пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ не считаются объектами обложения транспортным налогом пассажирские и грузовые (как морские, так и речные) суда, в силу чего этот налог по ним не уплачивается. Названные суда должны находиться в собственности организации или индивидуального предпринимателя, но могут также быть переданы организации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, то есть обозначенная норма распространяется и на унитарные предприятия, получившие такое имущество от собственника этих предприятий.
Но главное условие - основным видом деятельности соответствующего налогоплательщика должно быть осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.
В Письме ФНС России от 16.05.2016 N БС-4-11/8571@ поясняется, что при соблюдении этого условия не являются объектом обложения транспортным налогом все пассажирские и грузовые суда налогоплательщика, то есть, очевидно, не только те, которые непосредственно используются в указанной деятельности.
Давая такое разъяснение, налоговики ссылаются на письма Минфина России от 02.04.2015 N 03-05-04/18317 и от 10.04.2015 N 03-05-04-04/20422, а также на арбитражную практику.
В Письме N 03-05-04/18317 финансисты обращаются к ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее - КВВТ РФ).
Как указали чиновники, из определения, приведенного в названной норме кодекса, следует, что судно - это самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.
Впрочем, Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ в ст. 3 КВВТ РФ внесено важное для плательщиков транспортного налога уточнение. Упомянутое в ней сооружение признается судном, даже если оно не используется, а лишь предназначено для использования в целях судоходства. Данная поправка действует с 04.07.2016.
Минфин предлагает также руководствоваться ОК 013-94 "Общероссийский классификатор основных фондов"*(1) (ОКОФ). В нем есть подраздел "Средства транспортные" (код 15 0000000), в котором отдельно выделены суда (код 15 3510000).
По мнению финансистов, при применении пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ надо обратить внимание на средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов, - подвижной состав водного транспорта (суда транспортные всех типов, суда служебно-вспомогательные, спасательные, ледоколы, буксиры, суда лоцманские и пр.). В частности, к судам относятся речные паромы, речные дебаркадеры, брандвахты, плавучие самоходные речные краны, плавучие несамоходные речные краны.
Напомним, что на основании Приказа Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст данный ОКОФ, как и многие другие классификаторы, утрачивает силу с 01.01.2017. Вместо него согласно этому же приказу будет применяться новый ОКОФ - ОК 013-2014 (СНС 2008) "Общероссийский классификатор основных фондов".
В новом классификаторе есть подраздел "Транспортные средства" (код 310.00.00.00.000), которым и надо будет руководствоваться с указанной даты, в том числе в целях транспортного налога.
Здесь же укажем на Письмо Минфина России от 23.03.2012 N 03-05-04-04/10*(2), основанное на Письме Минтранса России от 06.03.2012 N 05-10-713, хотя налоговики его не упомянули. Согласно этому письму тип судна можно определять на основании еще двух документов.
Так, в силу п. 8 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта*(3) грузовое судно - это любое судно, не являющееся пассажирским. Названному определению отвечает, в частности, буксирное судно (буксир), на что и указано в данном письме.
В свою очередь, пассажирское судно - судно, предназначенное для перевозки и перевозящее более 12 пассажиров (аналогичные определения даны в приложении к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС/SOLAS)*(4)).
А в Письме Минфина России N 03-05-04-04/20422*(5) говорится, как установить, что подразумевается под основным видом деятельности в контексте пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ. Ведь непосредственно из кодекса нельзя понять, в каком случае вид деятельности по перевозке пассажиров или грузов будет считаться основным. Достаточно ли, чтобы его доля в общей выручке составляла 50%? А может быть, хватит, например, и 33%, если все другие виды деятельности каждый в отдельности не превышают эту величину?
Нельзя в данном случае применять методику для определения доли вида деятельности, которая предназначена для других целей, не связанных с расчетом транспортного налога. Сказанное следует из Постановления Президиума ВАС РФ от 12.02.2013 N 11418/12 по делу N А29-8355/2011.
Налоговики для определения обозначенной доли прибегли к Методическим указаниям по расчету основного вида деятельности хозяйствующих субъектов на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) для формирования сводной официальной статистической информации*(6) и к Правилам отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска*(7).
Арбитры указали, что первый документ подлежит применению исключительно в статистических целях, а второй - только в целях установления страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Для целей пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ они неприменимы.
По мнению финансистов, изложенному в Письме N 03-05-04-04/20422, для установления того, как определяется основной вид деятельности, надо обращаться к п. 17.2 Методических рекомендаций*(8).
Отметим, что согласно Письму Минфина России от 16.06.2006 N 03-06-04-04/24 эти методические рекомендации не относятся к актам законодательства РФ о налогах и сборах, но вместе с тем, являясь внутриведомственным документом, обязательны для исполнения налоговыми органами. Они могут применяться в целях налогообложения в части, не противоречащей НК РФ (см. Решение ВАС РФ от 09.02.2011 N ВАС-17662/10).
Из пункта 17.2 Методических рекомендаций следует, что для подтверждения осуществления пассажирских и (или) грузовых перевозок как основного вида деятельности обязательно наличие:
- положений учредительных документов (учредительного договора, устава, положения и других документов), определяющих пассажирские и (или) грузовые перевозки в качестве основного вида деятельности, цели создания организации;
- действующей лицензии на осуществление грузовых перевозок и (или) пассажирских перевозок.
Но в дополнение к этому налогоплательщик может подтвердить, что такие перевозки являются для него основным видом деятельности, если он имеет выручку от него*(9), систематически выполняет пассажирские и грузовые перевозки в течение навигации, представляет отчетность, в том числе статистическую, по названному виду деятельности.
При отсутствии факта осуществления данной деятельности налогоплательщик не вправе воспользоваться этой льготой (см. Постановление АС МО от 03.09.2014 N Ф05-9356/2014 по делу N А41-44350/2013).
Под деятельностью по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок необходимо понимать деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров перевозки в соответствии с гл. 40 ГК РФ.
Кроме того, перевозка пассажиров, их багажа, грузов, почтовых отправлений, а также соответствующие договоры перевозки регламентируются гл. XIII и XIV КВВТ РФ, гл. VIII и IX Кодекса торгового мореплавания РФ.
В Методических рекомендациях специально указано, что к деятельности по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок относится деятельность, связанная с перевозкой по договору фрахтования судна на время с экипажем (тайм-чартер). Но не относятся к ней деятельность ресторанов и баров на борту судов, транспортная обработка грузов, хранение и прочая вспомогательная и дополнительная деятельность (лоцманская проверка, постановка судов в док, спасение судов, предоставление маневровых услуг, деятельность терминалов, деятельность туристических агентств и т.д.), деятельность по обеспечению лесосплава.
В отношении судов, полученных организацией по договорам бербоут-чартера (аренда без экипажа) и сданных в тайм-чартер для осуществления перевозки грузов, пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ не применяется, поскольку данные суда не являются собственностью организации (Письмо Минфина России от 10.06.2011 N 03-07-11/164).
1 сентября 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утвержден Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359.
*(2) Доведено до территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 04.04.2012 N 11-2-04/0074@.
*(3) Утвержден Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 620.
*(4) Заключена в г. Лондоне 01.11.1974.
*(5) Доведено до территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 24.04.2015 N БС-4-11/7093@.
*(6) Утверждены Приказом Росстата от 01.10.2007 N 150.
*(7) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 N 713.
*(8) Методические рекомендации по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утв. Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177.
*(9) То есть, используя этот показатель, можно все-таки рассчитать долю пассажирских и грузовых перевозок в общей сумме выручки и представить результат в качестве подтверждения, но определенной методики для этого, как мы указали, нет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"