Необходимо ли коммерческой организации представлять куда-либо листки нетрудоспособности либо отчетность по ним?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Листки нетрудоспособности, служащие основанием для выплаты пособий по нетрудоспособности, хранятся у работодателя и могут быть затребованы контролирующими ведомствами в ходе проверки.
Действующим законодательством не предусмотрена обязанность работодателя представлять отчетность по листкам нетрудоспособности, на основании которых сотрудникам выплачивается пособие по нетрудоспособности.
Обоснование вывода:
По общему правилу пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается работодателем (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ)).
Для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности работник должен представить работодателю документы, перечисленные в ч. 5 ст. 13 Закона N 255-ФЗ, а именно:
- листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией, по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 347н, и в порядке, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н;
- одну или несколько справок о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с других мест работы. Работник может представить как подлинник справки о сумме заработка, так и ее копию, заверенную в установленном порядке (ч. 7.1 ст. 13 Закона N 255-ФЗ). Справка необходима только в том случае, когда у работника за расчетный период имеется заработок, полученный у других работодателей-страхователей, и такой заработок учитывается при исчислении пособия. При этом отсутствие справки о заработке не препятствует назначению пособия (ч. 2.1 ст. 15 Закона N 255-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона N 255-ФЗ выплата пособий по нетрудоспособности производится за счет средств ФСС РФ. При этом согласно ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ выплата страхового обеспечения осуществляется в счёт уплаты страховых взносов в ФСС РФ.
Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению в ФСС РФ, уменьшается на сумму произведенных расходов на выплату страхового обеспечения. Если же сумма выплаченных пособий превышает размер начисленных страховых взносов, страхователь обращается в территориальный орган ФСС РФ за выделением средств в сумме указанного превышения (ч. 2 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ).
Сведения о произведенных расходах на выплату пособий по листкам нетрудоспособности включаются в расчеты, предоставляемые в органы контроля за уплатой страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам в соответствии с Законом N 212-ФЗ*(1).
В частности, в соответствии с ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ) плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, представляют следующую отчетность:
1) в территориальный орган ПФ РФ - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС по форме РСВ-1 ПФР, утвержденной постановлением Правления ПФ РФ от 16.01.2014 N 2п (п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ);
2) в территориальный орган ФСС РФ - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в ФСС РФ, по форме 4-ФСС, утвержденной приказом ФСС РФ от 26.02.2015 N 59 (п. 2 ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ).
При этом листки нетрудоспособности к указанным расчетам не прикладываются. В них указывается только сумма произведенных расходов на выплату пособий в течение отчетного (налогового) периода в составе расходов на цели обязательного социального страхования и в составе суммы выплат и иных вознаграждений, не подлежащих обложению страховыми взносами в соответствии со ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
Листки нетрудоспособности, выданные медицинскими организациями, хранятся у работодателя и являются первичными документами, подтверждающими правомерность начисления пособий по временной нетрудоспособности.
Специалистами органов контроля за уплатой страховых взносов могут быть затребованы листки нетрудоспособности в случаях проверки:
- правильности выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ч. 2 ст. 3 Закона N 212-ФЗ, пп. 5 ч. 2 ст. 4.2 Закона N 255-ФЗ);
- правильности исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пп. 8 п. 2 ст. 18 Закона N 125-ФЗ).
Кроме того, копии листков нетрудоспособности необходимо представлять в органы ФСС РФ в случае, если организация обратится за получением средств для выплаты пособий по нетрудоспособности на основании части 2 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ (Перечень документов, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 N 951н).
Рекомендуем ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Листок нетрудоспособности как основание для назначения и выплаты пособия;
- Энциклопедия решений. Проверки ПФР и ФСС РФ плательщиков страховых взносов;
- Энциклопедия решений. Отчетность по обязательному социальному страхованию.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
8 сентября 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) С 1 января 2017 года функции по администрированию страховых взносов передаются налоговым органам (Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхования").
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.