Приказом Минтруда РФ от 25.06.2015 N 400н утвержден профессиональный стандарт "Специалист по педиатрии". В то же время действует квалификационный справочник, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н, которым определены квалификационные требования к должности врача-педиатра. Каким документом следует руководствоваться в настоящее время?
Т. Шадрина,
эксперт журнала "Учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2016 г., с. 68-73.
Профессиональным стандартом является характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ст. 195.1 ТК РФ). Напомним, что под квалификацией работника понимается определенный уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта его работы.
Для справки. Профессиональный стандарт конкретизирует трудовые функции в зависимости от квалификации, которая требуется для выполняемой работы. При этом в стандарте сначала обозначается вид профессиональной деятельности, затем описываются обобщенные трудовые функции, в каждую из которых включается совокупность связанных между собой отдельных трудовых функций.
Трудовой кодекс устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме лиц на работу, в следующих случаях (Письмо Минтруда РФ от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253):
- наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами выполнение таких работ связано с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений (ст. 57 ТК РФ). Например, одна из таких льгот - досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со списками работ, производств, профессий, должностей, специальностей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 (данные списки распространяются на лечебную и иную деятельность по охране здоровья в учреждениях здравоохранения);
- если требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случае, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ (ст. 195.3 ТК РФ).
Как разъясняет Минтруд, в других случаях эти требования носят рекомендательный характер.
Таким образом, поскольку требования к медицинским работникам в части квалификации определены ст. 69 Федерального закона N 323-ФЗ*(1) (наличие высшего (среднего) медицинского образования и свидетельства об аккредитации (сертификата специалиста)), применение профессиональных стандартов учреждениями здравоохранения обязательно.
Предлагаем сравнить два документа: профессиональный стандарт "Специалист по педиатрии" и квалификационный справочник, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ N 541н.
На первый взгляд поле применения стандарта достаточно обширно: он касается практически всех врачей, работающих с детьми (от заведующего педиатрическим отделением до детского эндокринолога). Однако если присмотреться, то обобщенная трудовая функция - оказание медицинской помощи детям - подразделяется еще на пять трудовых функций, которые также отражены в квалификационном справочнике для врача-педиатра:
- проведение обследования детей с целью установления диагноза;
- назначение лечения детям и контроль его эффективности;
- реализация и контроль эффективности индивидуальных реабилитационных программ для детей;
- проведение профилактических мероприятий для детей по возрастным группам и состоянию здоровья, проведение санитарно-просветительной работы по формированию здорового образа жизни среди родителей и детей и контроль их эффективности;
- организация деятельности подчиненного медицинского персонала.
Требование наличия опыта практической работы к работнику не предъявляется, однако сформулирован ряд требований к его образованию и уровню квалификации.
- высшее образование - специалитет, ординатура; - послевузовское профессиональное образование - интернатура; - дополнительное профессиональное образование; - повышение квалификации не реже одного раза в пять лет | - высшее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело" или "Педиатрия"; - послевузовское профессиональное образование (интернатура и (или) ординатура) по специальности "Педиатрия" или профессиональная переподготовка по специальности "Педиатрия" при наличии послевузовского профессионального образования по специальности "Общая врачебная практика (семейная медицина)"; - сертификат специалиста по специальности "Педиатрия" |
Как видим, в профессиональном стандарте требования к образованию не конкретизируют, по какой именно специальности медицинский работник должен иметь высшее образование. Однако профессиональный стандарт отсылает нас именно к положениям квалификационного справочника, согласно которым специалист должен иметь образование по специальности "Педиатрия" или "Лечебное дело".
Вместе с тем профессиональным стандартом определены особые условия допуска к работе:
- наличие сертификата специалиста по специальности "Педиатрия";
- прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований);
- отсутствие судимости и (или) факта уголовного преследования либо факт прекращения уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.
Отметим, что пользоваться стандартом гораздо проще, поскольку по каждой трудовой функции приводятся не только перечень трудовых действий, совершаемых при ее выполнении, но и перечень необходимых умений и знаний.
Например, трудовыми действиями в отношении такой функции, как проведение обследования детей с целью установления диагноза, являются:
- получение информации от детей и их родителей;
- первичный осмотр детей в соответствии с действующей методикой;
- направление детей на инструментальное обследование в соответствии с действующими стандартами медицинской помощи и т.д.
В качестве примеров необходимых умений назовем следующие:
- анализировать и интерпретировать полученную от детей и их родителей информацию;
- обосновывать необходимость и объем лабораторного обследования детей;
- интерпретировать результаты лабораторного обследования детей и пр.
Знать же нужно порядки оказания детям медицинской помощи, стандарты медицинской помощи, предоставляемой детям, по заболеваниям, методику осмотра детей и др.
Вместе с тем, если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным профессиям (должностям) содержат различные требования к квалификации, работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт использовать, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В любом случае руководителям учреждений здравоохранения придется проанализировать положения имеющегося профессионального стандарта, определить профессиональную компетенцию работников на соответствие профессиональным стандартам и при необходимости составить план подготовки работников по программам дополнительного профессионального образования в рамках бюджета на соответствующий год.
Отметим, что если по какой-то должности, профессии или специальности был утвержден и введен в действие профессиональный стандарт и его положения обязательны для применения, то следует просмотреть трудовые договоры с конкретными специалистами, должностные инструкции, локальные нормативные акты (например, положение об аттестации). Если обнаружится, что требования, установленные стандартами, не отражены в них, придется вносить поправки в документацию.
Ошибочно полагать, что обязанности работников изменятся автоматически в связи с принятием профессионального стандарта. Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением (оказанием) какой-либо работы (услуги), является изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), и даже в этих случаях согласно ст. 74 ТК РФ изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается. Она может меняться в соответствии со ст. 72, 72.1 ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора.
Необязательно переписывать все трудовые действия из профессионального стандарта, ведь он может быть применен как рекомендательный методический документ, кроме содержащихся в нем требований, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ.
Что делать с работниками, занимающими определенные должности и не соответствующими требованиям профессионального стандарта? Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции - полномочие работодателя.
Работодатель может направить специалиста, не соответствующего требованиям стандарта, на профессиональное обучение или переобучение (ст. 196 ТК РФ). Подготовка работников и организация получения ими дополнительного профессионального образования осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Для справки. Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 N 584 определено, что профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, применяются государственными или муниципальными учреждениями поэтапно на основе утвержденных организациями с учетом мнений представительных органов работников планов по организации применения профессиональных стандартов. Такие планы должны содержать:
- список профессиональных стандартов, подлежащих применению;
- сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организаций и проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;
- этапы применения профессиональных стандартов;
- перечень локальных нормативных актов и других документов организаций, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению в связи с учетом положений применяемых профессиональных стандартов. Реализацию мероприятий по принятым планам нужно завершить не позднее 1 января 2020 года.
1 сентября 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"