Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в пункт 2 статьи 50 Воздушного кодекса Российской Федерации" подготовлен с целью уточнения норм воздушного законодательства Российской Федерации в части установления возможности закрытия аэродрома/вертодрома гражданской авиации в связи с техническими, метеорологическими и другими условиями, угрожающими безопасности полетов воздушных судов, жизни или здоровью граждан, в соответствии с решением уполномоченного лица аэродрома/вертодрома.
Согласно действующей редакции статьи 50 Воздушного кодекса Российской Федерации аэродромы и вертодромы гражданской авиации закрываются для обслуживания воздушных судов по решению Правительства Российской Федерации.
Однако данная норма не предусматривает возможность закрытия аэродрома/вертодрома непосредственно уполномоченным лицом аэродрома или вертодрома и не определяет основания для такого закрытия.
Угроза безопасности полетов, жизни и здоровья людей может возникнуть не только ввиду неблагоприятных метеорологических условий, но и в случаях, связанных, например, с выведением из строя объектов навигации и управления движением воздушных судов, несанкционированным проникновением на территорию охраняемых объектов вооруженных групп и т.п.
Учитывая непрогнозируемый характер возникновения условий, угрожающих безопасности полетов воздушных судов, принятие решения о закрытии аэродромов/вертодромов для обслуживания воздушных судов на уровне Правительства РФ имеет слишком большой временной период и не позволяет оперативно оценить и отреагировать на те ситуации, которые требуют немедленной реакции. Такое промедление может привести к катастрофам и гибели людей.
Всей полнотой информации о состоянии аэродрома/вертодрома обладает его руководитель и другие уполномоченные лица. К такой информации относится, в частности, состояние взлетно-посадочной полосы, порядок организации движения людей и техники по территории аэродрома и пр. Уполномоченное лицо в состоянии реально оценить степень угрозы или причинения ущерба аэродрому/вертодрому, длительность воздействия опасной ситуации, а также примерные сроки устранения последствий аварий, катастроф и иных подобных явлений. Наличие такой информации позволяет уполномоченному лицу взвешенно и обоснованно подходить к принятию решения о закрытии аэродрома/вертодрома. Оперативное и дистанционное принятие решений в порядке, предусмотренном действующей редакцией пункта 2 статьи 50 Воздушного кодекса Российской Федерации, без учета ситуации в целом, а также ее деталей, представляется сомнительным.
В целях устранения декларативного характера указанной нормы предлагается определить, что аэродромы/вертодромы гражданской авиации закрываются в связи с техническими или метеорологическими условиями в соответствии с решением уполномоченного на то лица, а также в иных случаях в соответствии с решениями Правительства РФ.
В качестве вспомогательного механизма целесообразно установить обязательность уведомления о принятом решении в течение суток федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации).
Неурегулированность до настоящего времени порядка закрытия аэродрома в соответствии с решением уполномоченного лица аэродрома приводит к неоправданным и несоизмеримым жизненным потерям в результате авиакатастроф. Так, 10 апреля 2010 года самолет Президента Польши Л. Качиньского при посадке на аэродром Смоленск-Северный в условиях сильного тумана столкнулся с деревьями и потерпел крушение. 19 марта 2016 года в Ростове-на-Дону упал самолет, скорее всего, вследствие неблагоприятной метеорологической ситуации.
Эти и другие катастрофы возможно было избежать в случае, если бы уполномоченное лицо обладало компетенцией закрыть аэродром для обслуживания воздушных судов в связи с метеорологическими условиями.
Необходимо отметить, что в отношении морских портов данный вопрос успешно решен. Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при возникновении явлений стихийного характера, крушений судов, аварий, иных ситуаций, при которых оказание услуг в морском порту или морском терминале невозможно в связи с угрозой жизни или здоровью человека, повреждения и (или) уничтожения имущества, в том числе грузов, портовыми властями может быть принято решение о временном закрытии морского порта или морского терминала для оказания услуг.
Принятие Федерального закона является необходимостью, так как позволит в безотлагательном порядке принимать меры, направленные на предотвращение аварий, катастроф и жертв среди людей.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в пункт 2 статьи 50 Воздушного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в пункт 2 статьи 50 Воздушного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительные финансовые затраты, покрываемые за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в пункт 2 статьи 50 Воздушного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в пункт 2 статьи 50 Воздушного кодекса Российской Федерации" не потребует принятия, приостановления, внесения изменений либо признания утратившими силу федеральных законов или иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.