Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками от 19 апреля 2016 г. N 97/1
на проект федерального закона N 1036398-6 "О ратификации Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, Протокола N 1 между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам к Соглашению о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, и Протокола N 2 между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам к Соглашению о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны"
(вносится Правительством РФ)
Досье на проект федерального закона
Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом (далее - Союз) и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны (далее - Соглашение), а также Протокол N 1 между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам к Соглашению (далее - Протокол N 1) и Протокол N 2 между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам к Соглашению (далее - Протокол N 2) были подписаны 29 мая 2015 года в поселке Бурабай (Республика Казахстан).
Необходимость ратификации Соглашения, Протокола N 1 и Протокола N 2 следует из подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку они содержат иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. В частности, глава 4 Соглашения содержит правила иные, чем предусмотрены в статье 109 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в части, касающейся установления правил происхождения товаров в целях предоставления тарифных преференций при ввозе товаров на территорию государств-участников Соглашения.
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации и статьей 16 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" 4 апреля 2016 года Соглашение, Протокол N 1 и Протокол N 2 внесены Правительством Российской Федерации на ратификацию в Государственную Думу.
Проект соответствующего Федерального закона состоит из трех статей, которые представляют собой единую систему правовых норм, что соответствует Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года и Федеральному закону "О международных договорах Российской Федерации".
Соглашение направлено на создание зоны свободной торговли между Союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Вьетнамом, с другой стороны. Соглашение будет способствовать росту взаимного товарооборота, укреплению торгово-экономических связей между его участниками, позволит решить задачу включения Союза в интеграционное пространство Азиатско-Тихоокеанского региона.
Соглашение предусматривает условия тарифной либерализации торговли товарами между государствами - членами Союза и Вьетнамом. Кроме того предусматриваются условия либерализации торговли услугами и учреждения компаний, осуществляемыми российскими и вьетнамскими лицами, гарантии для предсказуемости осуществления такой деятельности. Инвесторам России и Вьетнама в соответствии с Соглашением предоставлены гарантии от экспроприации их инвестиций и возможность защищать свои права в рамках международного арбитража.
Соглашением также предусмотрены дополнительные правила, касающиеся санитарного и фитосанитарного регулирования, технического регулирования, таможенного администрирования, применения защитных мер, критериев определения достаточной переработки (обработки) товаров.
Вместе с тем ряд положений Соглашения выходит за рамки правил Всемирной торговой организации (ВТО). В связи с тем, что Союз и некоторые его государства-члены не являются членами ВТО, ряд обязательств в Соглашении отличен от обязательств перед ВТО.
Протокол N 1, являющийся неотъемлемой частью Соглашения, уточняет перечень обязательств России и Вьетнама по торговле услугами, учреждению и деятельности компаний, а также перемещению физических лиц, указанных в развитие положений главы 8 Соглашения, содержащей иные правила, чем предусмотренные российским законодательством.
Протокол N 2, также являющийся неотъемлемой частью Соглашения, урегулирует конфликт между нормами Соглашения и Марракешского соглашения об учреждении ВТО с учетом принятых Россией перед Вьетнамом обязательств в рамках ВТО. Этот документ устанавливает приоритет обязательств России и Вьетнама в рамках ВТО над нормами Соглашения и создает правовую определенность как для этих сторон Соглашения, так и для их хозяйствующих субъектов, интерпретируя ряд положений Соглашения, которые содержат иные правила, чем предусмотренные российским законодательством.
Исходя из представленного финансово-экономического обоснования к законопроекту, реализация Российской стороной данного Соглашения, Протокола N 1 и Протокола N 2 не повлечет за собой дополнительных расходов федерального бюджета. Ратификация Соглашения, Протокола N 1 и Протокола N 2 не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Форма Соглашения, Протокола N 1 и Протокола N 2, а также их текст соответствуют Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, федеральным и конституционным законам, международным договорам Российской Федерации, включая Договор о Евразийском экономическом союзе.
Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, назначенный соисполнителем в работе над соответствующим законопроектом, поддерживает ратификацию Соглашения. Правовое управление Аппарата Государственной Думы принципиальных замечаний по законопроекту не имеет.
Исходя из вышеизложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, Протокол N 1 между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам к Соглашению о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, и Протокол N 2 между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам к Соглашению о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны.
Председатель Комитета |
Л.Э. Слуцкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками от 19 апреля 2016 г. N 97/1 на проект федерального закона N 1036398-6 "О ратификации Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, Протокола N 1 между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам к Соглашению о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, и Протокола N 2..." (вносится Правительством РФ)
Текст заключения официально опубликован не был