Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 968690-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на изменение принципов работы контрольных органов в части внедрения новой системы администрирования применения ККТ и повышение уровня прозрачности наличных расчетов и расчетов с использованием электронных средств платежа в сфере торговли и услуг.
В новой редакции пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон) слова "иных федеральных законов" следует исключить как излишние. Кроме того, в пункте 2 данной статьи используется термин "фискальные интересы государства", определение которого отсутствует в законодательстве Российской Федерации.
Абзацы 15 и 17 проектируемой статьи 1.1 Закона необходимо согласовать в части внесения сведений в карточку регистрации контрольно-кассовой техники при ее регистрации и перерегистрации, а также предусмотреть положения, регулирующие присвоение нового или оставление старого регистрационного номера при перерегистрации контрольно-кассовой техники.
Пункты 3 и 7 проектируемой 1.2 Закона содержат дублирующие положения об обязанности передачи фискальных данных, кроме того, в пункте 3 данной статьи вторая ссылка на пункт 5 проектируемой статьи 2 Закона является излишней.
В абзаце 3 пункта 7 проектируемой статьи 1.2 Закона предусматривается случай, когда пользователи вправе применять контрольно-кассовую технику без передачи фискальных данных в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, но не более чем в течение 30 календарных дней. В связи с этим полагаем целесообразным предусмотреть административную ответственность за несоблюдение указанного срока.
Поскольку в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Центральный банк Российской Федерации издает нормативные акты, слово "правовые" в абзаце 2 пункта 1 статьи 2 Закона в новой редакции следует исключить.
В пункте 2 статьи 2 Закона в новой редакции, определяющей виды деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели могут производить расчеты без применения контрольно-кассовой техники, необходимо уточнить указанные виды деятельности с учетом действующего законодательства Российской Федерации. Кроме того, полагаем целесообразным рассмотреть вопрос об отнесении к полномочиям Правительства Российской Федерации определение данных видов деятельности.
В пункте 3 статьи 2 Закона в новой редакции предусматривается освобождение пользователей, являющихся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, от применения контрольно-кассовой техники, однако налогоплательщики, применяющие патентную систему налогообложения и оказывающие аналогичные услуги, не освобождаются от обязанности применять контрольно-кассовую технику.
В законопроекте предусмотрено два механизма фиксации контрольно-кассовой техники, которую пользователи имеют право применять при осуществлении расчетов: регистрацию контрольно-кассовой техники и внесение сведений в реестр контрольно-кассовой техники. При этом нет четкой определенности в последовательности действий пользователей. Так, исходя из определения реестра контрольно-кассовой техники, в него вносятся сведения о контрольно-кассовой технике, которую уже можно применять, что также соответствует проектируемой статье 4 Закона, исходя из которой применяемая пользователями контрольно-кассовой техника должна быть зарегистрирована в налоговом органе. Однако в силу пункта 3 проектируемой статьи 3 Закона регистрация контрольно-кассовой техники, сведения о которой отсутствуют в реестре контрольно-кассовой техники, не допускается. Также в пункте 4 указанной статьи допускается выбор между регистрацией контрольно-кассовой техники и внесением сведений в реестр контрольно-кассовой техники.
По тексту законопроекта необходимо привести к единообразию терминологию. Так, в законопроекте применяются следующие словосочетания "федеральный орган исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору за применением контрольно-кассовой техники", "налоговые органы", "пользователь", "организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты", "организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику".
В отношении статьи 6 законопроекта обращаем внимание, что термин "организация" в Федеральном законе от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" используется в ином значении. Проектируемое положение статьи 6 законопроекта необходимо изложить следующим образом: "контроль и надзор за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники и за полнотой учета выручки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Обращаем внимание, что в статье 7 законопроекта установлена истекшая дата вступления в силу проектируемого закона.
В части 2 статьи 7 законопроекта предусмотрено вступление в силу пунктов 3 и 4 проектируемой статьи 1.2 Закона с 1 января 2018 года, однако положения, предусмотренные в указанных пунктах, содержатся в части 4 статьи 7 законопроекта и вступают в силу с 1 апреля 2016 года.
Части 6 и 7 статьи 7 законопроекта дублируют друг друга.
Часть 11 статьи 7 законопроекта содержит общие нормы применения проектируемых изменений и не согласуются с частью 1 статьи 7 законопроекта, предусматривающий иной срок вступления в силу законопроекта.
Полагаем положение части 15 статьи 7 законопроекта о праве Правительства Российской Федерации устанавливать особы порядок применения контрольно-кассовый техники для отдельных групп налогоплательщиков некорректным, поскольку в силу части 1 статьи 115 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации обязано привести свои нормативные правовые акты в соответствие с федеральными законами, кроме того, в статье 7 законопроекта предусмотрен переходный период до вступления в силу проектируемых изменений.
В наименовании законопроекта слова "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" следует исключить.
Иные замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.