Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 968690-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о совершенствовании нормативно-правового регулирования порядка применения ККТ),
внесенного Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 968690-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Законопроектом, вносятся изменения в Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон) направленные на оптимизацию государственного регулирования в сфере применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) в целях противодействия уклонению от уплаты налогов и повышение уровня прозрачности расчетов с использованием электронных средств платежа. Реализация законопроекта позволит сократить объем "теневого" оборота наличных денежных средств и увеличить налоговые поступления в бюджет, а также в автоматизированном режиме осуществлять анализ полноты учета выручки (доходов).
Законопроектом предлагается поэтапный переход на применение ККТ, передающей информацию о производимых расчетах через оператора фискальных данных в налоговые органы в электронной виде: для вновь регистрируемой ККТ - с 1 января 2017 года, для применяемой в настоящее время ККТ - с 1 июля 2017 года, для лиц, на которых законопроектом возлагается ранее отсутствовавшая обязанность по применению ККТ, - с 1 января 2018 года. При этом для покупателя такая система учета предоставляет возможность помимо бумажного чека, получать кассовый чек в электронной форме по адресу электронной почты и через оператора фискальных данных. В соответствии с положениями проектируемого пункта 3 статьи 1.2 Закона и пункта 2 статьи 7 законопроекта, с 1 января 2018 года устанавливается приоритет выдачи электронного кассового чека над бумажным чеком. При этом в случае отсутствия у покупателя возможности получения кассового чека в электронной форме, а также по требованию покупателя продавец обязан сформировать кассовый чек на бумажном носителе с применением ККТ. Вместе с тем, считаем возможным дополнительно обсудить редакцию данной нормы в целях исключения ее неоднозначного толкования.
Сохраняется действующий порядок применения ККТ на территориях, в которых не может быть обеспечена передача информации о расчетах в адрес налоговых органов в электронном виде по причине отсутствия связи. Перечень данных территорий утверждается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере связи.
Также в случае отсутствия сетей связи пользователю ККТ предоставляется возможность не передавать информацию о расчетах, а только фиксировать ее в фискальном накопителе ККТ.
Законопроектом вводится новый субъект правоотношений в сфере применения ККТ - оператор фискальных данных, который будет осуществлять функции по обработке фискальных данных. Соответственно вводится обязанность всех пользователей (т.е. всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих ККТ) заключить с оператором фискальных данных возмездный договор на обработку фискальных данных.
Оператор фискальных данных - юридическое лицо наделяется правом собирать, систематизировать, накапливать, хранить и передавать информацию обо всех расчетах, совершаемых хозяйствующими субъектами на территории Российской Федерации. При этом принципы деятельности, права и обязанности такого юридического лица, а также механизмы определения соответствия такого оператора установленным требованиям, механизмы контроля за ним в законопроекте четко не описаны, отсутствуют нормы об ответственности оператора фискальных данных за разглашение информации, полученной в результате обработки фискальных данных. Также законопроект не дает четкого определения схемы оплаты услуг оператора фискальных данных. Исходя из положений проекта размер, условия и порядок оплаты услуг, предоставляемых оператором фискальных данных, определяется самим оператором фискальных данных.
В проектируемом пункте 2 статьи 2 Закона, определяющем виды деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели могут производить расчеты без применения ККТ, необходимо уточнить виды деятельности с учетом действующего законодательства Российской Федерации. Кроме того, полагаем целесообразным рассмотреть вопрос о наделении Правительства Российской Федерации полномочиями по определению перечня видов деятельности, при осуществлении которых возможно производить расчеты без применения ККТ.
В проектируемом пункте 3 статьи 2 Закона предусматривается освобождение от применения контрольно-кассовой техники пользователей, являющихся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Учитывая, что налогоплательщики, применяющие патентную и упрощенную системы налогообложения, не освобождаются от применения ККТ, а также с учетом принятых решений, полагаем целесообразным рассмотреть вопрос о распространении положений Закона в новой редакции на налогоплательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
В соответствии с проектируемым пунктом 6 статьи 1.2 Закона срок действия ключа фискального признака, который содержится в фискальном накопителе, используемом индивидуальными предпринимателями, являющимися налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения, может составлять не менее 36 месяцев. При этом не учитывается тот факт, что указанные налогоплательщики в соответствии с патентом могут осуществлять свою деятельность в течение месяца, нескольких месяцев либо их работа может носить сезонный характер. В этой связи считаем целесообразным предусмотреть возможность приостановления срока течения действия ключа фискального признака в соответствии со сроком действия патента без сокращения максимального срока действия такого ключа.
В соответствии с пунктом 3 проектируемой статьи 3 Закона регистрация контрольно-кассовой техники, сведения о которой отсутствуют в реестре контрольно-кассовой техники, не допускается. При этом проектируемой статьей 4 Закона установлено, что применяемая пользователями контрольно-кассовая техника должна быть зарегистрирована в налоговом органе. Также, в соответствии с проектируемой статьей 3.1 Закона разрешение на обработку фискальных данных оператором фискальных данных выдается на основании заявления организации и документов, подтверждающих соответствие этой контрольно-кассовой техники требованиям, установленным настоящим Федеральным законом. При этом в соответствии со статьей 3.2, определяющей требования к оператору фискальных данных установлено, что оператор фискальных данных обязан иметь разрешение на обработку фискальных данных. Таким образом, создается внутреннее противоречие положений проекта федерального закона.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и Федеральный закон от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" в части перехода на применение ККТ с функцией передачи информации.
Рассматриваемый законопроект фактически вводит понятие "автоматическое устройство для расчетов", которое заменяет собой два отдельных определения "банкомат" и "платежный терминал" и предусматривает использование ККТ при расчетах через такое устройство. Вместе с тем, действующей редакцией Закона обязанность по применению ККТ кредитными организациями установлена только в отношении платежных терминалов. Учитывая, что согласно Положению о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, в целях учета операций и контроля налогооблагаемой базы к кредитным организациям уже предъявляются требования о ведении бухгалтерской отчетности на ежедневной основе с отражением в ней всех совершенных операций и доходов, и ежедневном закрытии баланса кредитной организации, данное положение подлежит дополнительному обсуждению.
В целях обеспечения эффективного функционирования новой системы администрирования ККТ законопроектом предусматривается внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части повышения ответственности за неприменение ККТ при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг посредством установления штрафа в размере, кратном размеру суммы денежных средств, полученных за период неприменения такой ККТ.
Статьей 6 законопроекта предлагается внести изменение в часть 3.1 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), дополнив перечень видов государственного контроля (надзора), в отношении которых не распространяются положения о порядке организации и проведения проверок таким видом, как "контроль и надзор за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники и за полнотой учета выручки организаций и индивидуальных предпринимателей".
Из содержания пунктов 2 и 10 статьи 1 законопроекта (статья 1 и статья 7 новой редакции Федерального закона N 54-ФЗ) следует, что главной целью осуществления "контроля и надзора за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники и за полнотой учета выручки организаций и индивидуальных предпринимателей" является соблюдение хозяйствующими субъектами фискальных интересов государства, финансовая, в том числе налоговая, дисциплина, а также обеспечение полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей. Фактически речь идет о финансовом и (или) налоговом контроле (надзоре). Полагаем, что выделение самостоятельного вида контроля (надзора) в финансовой сфере подлежит дополнительному обсуждению.
В соответствии с частью 14 статьи 7 законопроекта предусмотрена возможность организациям и индивидуальным предпринимателям, у которых обязанность применения контрольно-кассовой техники возникла в связи с принятием законопроекта, не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности. По мнению Комитета, данное положение также подлежит обсуждению при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Согласно пояснительной записке, реализация закрепленных в законопроекте мер потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, которые, по предварительной оценке ФНС России, составляют до 1,7 млрд. рублей в 2015 - 2017 годах.
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 968690-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с учетом изложенных замечаний.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.