Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству от 15 февраля 2016 г. N вн3.8-14/207
(шестого созыва)
на проект федерального закона N 968690-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации
(о совершенствовании нормативно-правового регулирования порядка применения ККТ)
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству в рамках вопросов ведения Комитета рассмотрел проект федерального закона N 968690-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации (о совершенствовании нормативно-правового регулирования порядка применения ККТ), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) и ряд других федеральных законов изменения, направленные на совершенствование правовых отношений, связанных с применением контрольно-кассовой техники (далее - ККТ).
Законопроектом устанавливаются новые подходы к применению ККТ, г частности, предусматривается применение ККТ с функцией автоматической передачи информации о расчетах по платежам в налоговые органы в электронном виде, также вводится порядок передачи покупателям (клиентам) кассовых чеков (бланков строгой отчетности) в электронной форме при приобретении товаров (работ, услуг). Реализация таких подходов призвана снизить административную и финансовую нагрузку на налогоплательщиков, сократить количество проверочных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов, обеспечить сокращение нелегального оборота наличных денежных средств, усилить финансовую дисциплину, оптимизировать деятельность уполномоченных органов власти и повысить эффективность контроля в этой сфере.
Статьей 1 законопроекта вносятся изменения в Федеральный закон N 54-ФЗ. Абзацем 4 п. 2 ст. 1 законопроекта (ч. 2 ст. 1 новой редакции Федерального закона N 54-ФЗ) определено, что "Федеральным законом определяются правила применения ККТ при осуществлении расчетов ... за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги на территории Российской Федерации, ... в целях обеспечения интересов граждан и организаций при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, защиты прав потребителей...".
Общими правилами предусматривается передача покупателю кассового чека (бланка строгой отчетности) при покупке товаров (работ, услуг) в электронном виде. Предоставление кассового чека (бланка строгой отчетности) на бумажном носителе допускается в случае требования покупателя об этом или при отсутствии у покупателя возможности получения кассового чека в электронном виде (ч. 3 ст. 1.2 новой редакции Федерального закона N 54-ФЗ).
Поскольку к категории покупателей относятся потребители - граждане, имеющие намерение приобрести или приобретающие товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних нужд, то, устанавливая при покупке товаров (работ, услуг) правила передачи преимущественно электронного кассового чека, сомнительным представляется достижение цели законопроекта по обеспечению интересов граждан и защите прав потребителей.
Так, для потребителя, приобретающего в розничной сети товары (работы, услуги) необходим кассовый чек в момент сделки, поскольку является гарантией его защиты от неправомерных действий продавца (изготовителя, исполнителя) и (или) для оспаривания своих прав в случае приобретения товара ненадлежащего качества. Чек фиксирует время совершения сделки, подтверждает приобретение конкретного товара (работы, услуги) у конкретного продавца за определенную денежную сумму и представляет собой договор розничной купли-продажи.
Непосредственно в момент приобретения товара потребитель по переданному ему чеку проверяет перечень приобретенных товаров, их количество и зафиксированные в чеке цены, особенно это актуально при покупке продовольственных товаров в крупных розничных торговых сетях. Поскольку такого рода правонарушения достаточно широко распространены, например, кассир пробил завышенную цену товара или увеличил количество приобретаемых товаров, то восстановить свои права в случае обнаружения подобных несоответствий, возможно исключительно в момент сделки, сличая покупку и сведения, содержащиеся в кассовом чеке. Практика показывает, что в противном случае потребителю защитить свои права не представляется возможным.
Сложно также предположить, что подавляющее большинство потребителей, в особенности пожилых людей, независимо от места их проживания и обеспечения территории информационно-коммуникационной сетью "Интернет", имеют компьютер, свою электронную почту, печатающее устройство и навыки взаимодействия в интерне-среде.
Кроме этого, в случае принятия этой нормы, определенно возрастет количество злоупотреблений со стороны продавцов (исполнителей, изготовителей), заключающихся в непредоставлении или затягивании пересылки потребителю электронного чека, искажении сведений, содержащихся в таком чеке, а также действия по введению в заблуждение потребителей относительно правомерности требования о выдаче бумажного чека и т.д.
Учитывая установленные Законом Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" сроки обмена, возврата товара надлежащего и ненадлежащего качества, а также другие законные требования, отстоять свои права потребителю без наличия чека будет крайне сложно. Большая вероятность того, что рассчитывая на невысокую правовую грамотность граждан-потребителей, право потребителя требовать чек на бумажном носителе субъектами предпринимательства будут просто игнорироваться.
С учетом изложенного, считаем преждевременным и нецелесообразным осуществлять замену бумажного кассового чека, передаваемого потребителю при розничной купле-продаже товаров (работ, услуг) его электронным аналогом, так как в настоящее время такие меры приведут к снижению уровня защищенности граждан-потребителей.
Также обращаем внимание на то, что положения законопроекта необоснованно распространяют действие Федерального закона N 54-ФЗ на правоотношения в сфере защиты прав потребителей. Следует учитывать, что федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей является самостоятельным видом надзора, который осуществляет Роспотребнадзор России в соответствии с Законом Российской Федерации N 2300-1 "О защите прав потребителей" и никаким образом не связан с правовыми отношениями, возникающими в рамках регулирования Федерального закона N 54-ФЗ.
Обращаем внимание на то, что в соответствии с законопроектом кредитным организациям вменяется оборудование новым видом ККТ всех используемых автоматических устройств для расчетов, в том числе данная норма распространяется на банкоматы. Вместе с тем, в настоящее время подобное требование к оборудованию банкоматов не предусматривается. Учитывая функциональное направление использования банкоматов, связанное с использованием клиентами банковских операций, которое не связанно с осуществлением расчетов с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары (работы, услуги), считаем введение такого требования неправомерным. При совершении операций в банкомате, клиенту выдается не чек, а подтверждающая операцию выписка. Считаем также, что оснащение банкоматов ККТ приведет к дополнительным затратам кредитных организаций и скажется на увеличении цен за банковские услуги, которые, в конечном счете, будут оплачиваться потребителями.
Статьей 6 законопроекта предлагается внести изменение в ч. 3.1 ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), дополнив перечень видов государственного контроля (надзора), в отношении которых не распространяются положения о порядке организации и проведения проверок таким видом, как "контроль и надзор за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники и за полнотой учета выручки организаций и индивидуальных предпринимателей".
Из содержания пп. 2 и 10 ст. 1 законопроекта (ст. 1 и ст. 7 новой редакции Федерального закона N 54-ФЗ) следует, что главной целью осуществления "контроля и надзора за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники и за полнотой учета выручки организаций и индивидуальных предпринимателей" является соблюдение хозяйствующими субъектами фискальных интересов государства, финансовая, в том числе налоговая,
дисциплина, а также обеспечение полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей. Фактически речь идет о финансовом и (или) налоговом контроле (надзоре). Проверка же соблюдения установленных законодательством и, прежде всего, Федеральным законом N 54-ФЗ, технических и технологических требований к эксплуатации ККТ является неотъемлемой частью и обеспечивающим фактором достижения главной цели контроля и надзора -финансовой дисциплины.
В связи с этим, подлежит дополнительному обсуждению содержащееся в ст. 6 законопроекта предложение о выделении самостоятельного вида контроля (надзора) в финансовой сфере, поскольку ч. 3.1 ст. 1 Федерального закона N 294-ФЗ содержит виды контроля (надзора) такие, как контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере и налоговый контроль.
Учитывая изложенное, Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству поддерживает принятие в первом чтении проекта федерального закона N 968690-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации (о совершенствовании нормативно-правового регулирования порядка применения ККТ), внесенного Правительством Российской Федерации, при условии его доработки с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.