Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1004188-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях",
внесенному депутатами Государственной Думы А.В. Казаковым, А.А. Ющенко, О.Л. Михеевым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
В проекте федерального закона предлагается регулировать правовое положение владельца новостного агрегатора, который определяется как "владелец программ для электронных вычислительных машин, владелец сайта и (или) страницы сайта в сети "Интернет", которые используются для обработки и распространения новостной информации на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик или иных языках народов Российской Федерации, и на которых может размещаться реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которым в течение суток составляет более одного миллиона пользователей сети "Интернет". В данном определении неясно, о каких программах для электронных вычислительных машин идет речь, кто понимается под владельцем таких программ и в чем его отличие от владельца указанных сайта и (или) страницы сайта в сети "Интернет". Требует уточнения и значение используемой формулировки "и на которых может размещаться реклама", поскольку технически реклама может быть размещена на любом сайте или странице сайта в сети "Интернет", таким образом, данная формулировка охватывает и те сайты и страницы сайта в сети "Интернет", на которых реклама фактически не размещается.
Кроме того, отмечаем, что лицо, подпадающее под определение понятия "владелец новостного агрегатора", подпадает также и под определение понятия "блогер", предусмотренное в статье 10.2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон), в связи с чем неясно, распространяются ли на владельцев новостных агрегаторов также требования данной статьи, определяющие правовое положение блогеров, в частности, должен ли новостной агрегатор включаться не только в предусмотренный проектом реестр новостных агрегаторов, но также в предусмотренный статьей 10.2 Федерального закона реестр сайтов и (или) страниц сайтов в сети "Интернет", на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети "Интернет". При этом обращаем внимание, что в части 10 предлагаемой статьи 10.4 Федерального закона новостная информация определяется как "общедоступная информация, полученная из средств массовой информации, зарегистрированных в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", а также иных источников". Из данного определения следует, что новостной информацией является любая общедоступная информация, полученная из любых источников, т.е. в данном определении отсутствуют характерные признаки новостной информации.
Согласно части 2 новой статьи 10.4 Федерального закона владелец новостного агрегатора несет ответственность за распространяемую им информацию, в том числе и в случае, если она является дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных средством массовой информации. Данным положением по существу предусматривается возможность привлечения владельца новостного агрегатора к ответственности и в случаях отсутствия его вины. В связи с этим отмечаем, что в соответствии с законодательством Российской Федерации привлечение лица к уголовной или административной ответственности возможно только при наличии его вины. Общим принципом привлечения лица к гражданской ответственности за причинение вреда также является наличие вины в его действиях, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации), в связи с чем полагаем, что необходимость применения предлагаемого проектом случая привлечения лица к гражданской ответственности независимо от наличия его вины требует соответствующего обоснования.
Согласно части 4 новой статьи 10.4 в случае обнаружения на новостном агрегаторе фактов фальсификации общественно значимых сведений, фактов распространения недостоверной общественно значимой новостной информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, а также фактов распространения новостной информации с нарушением законодательства Российской Федерации, уполномоченные государственные органы вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи с обоснованным требованием о принятии мер по прекращению распространения такой информации и с приложением к нему решения суда или решения уполномоченного государственного органа. В связи с этим неясно, какие органы в данном случае следует считать "уполномоченными государственными органами" и что понимается под "решением уполномоченного государственного органа, прилагаемым к указанному требованию", в частности, в каком порядке такое решение должно приниматься. Кроме того, поскольку данный порядок применяется также в случае обнаружения на новостном агрегаторе "фактов распространения новостной информации с нарушением законодательства Российской Федерации", необходимо уточнить, каким образом положения предлагаемой статьи 10.4 соотносятся с положениями статей 15.1-15.3, 15.5, 15.6 Федерального закона, которые также устанавливают порядок ограничения доступа к информации, распространяемой в сети "Интернет" с нарушением тех или иных норм законодательства Российской Федерации.
В законопроекте на владельцев новостных агрегаторов возлагается обязанность использовать "систему взаимодействия, утвержденную федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи" и обеспечить посредством системы взаимодействия доступ указанного федерального органа исполнительной власти к хранимой владельцем новостного агрегатора информации, распространенной им ранее, однако не предусматривается ответственность за неисполнение этой обязанности.
Согласно пункту 6 части 12 новой статьи 10.4 "перечень документов, свидетельствующих о соблюдении владельцем новостного агрегатора требований настоящей части, а также форма и порядок уведомления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, утверждаются Правительством Российской Федерации", в связи с чем необходимо уточнить, в каких случаях должен формироваться и каким образом использоваться данный перечень документов, а также о каком уведомлении идет речь в данном положении.
В предлагаемой статье 13.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях санкция устанавливается в том числе в отношении граждан, в то время как в диспозиции данной статьи речь идет о невыполнении владельцем новостного агрегатора требований о приведении своих учредительных документов в соответствие с требованиями, предусмотренными законом, т.е. о нарушении, совершаемом юридическим лицом.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.