Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 288750-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в части уточнения вопросов пользования недрами и использования единой терминологии"
Досье на проект федерального закона
Целью законопроекта является уточнение вопросов пользования недрами и использования единой терминологии, а также устранение неточностей юридико-технического характера и дублирующих положений.
В целях единства правоприменительной практики статья 7 Закона Российской Федерации "О недрах" (далее - Закон) дополняется положением о том, что верхняя и (или) нижняя границы участка недр устанавливаются в метрах, исчисляемых от земной поверхности, либо в абсолютных отметках от уровня моря, и определяются глубиной залегания продуктивного пласта (пластов), или глубиной подсчета запасов полезных ископаемых, или привязываются к литологическому, геохронологическому, тектоническому контакту, на основании геологической информации о недрах, позволяющей однозначно идентифицировать верхнюю и (или) нижнюю границы участка недр.
Часть третью статьи 10 Закона предлагается дополнить положением, согласно которому заявка на внесение изменений в лицензию на пользование недрами в случае продления срока пользования участком недр должна быть подана не позднее трех месяцев до окончания срока действия лицензии на пользование недрами.
Установление указанного трехмесячного срока обусловлено необходимостью обеспечить надлежащую реализацию права пользователя недр на продление срока действия лицензии на пользование недрами и необходимостью проведения целого ряда административных процедур по рассмотрению материалов и оформлению лицензионных документов.
Законопроектом предусматриваются самостоятельные основания получения права пользования недрами (пункты 9, 10, 11 статьи 10.1 Закона):
государственный контракт на выполнение работ по геологическому изучению недр, заключенный федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом, а в отношении участков недр местного значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
государственное задание, предусматривающее выполнение федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, мероприятий по государственному геологическому изучению недр;
вступивший в силу международный договор Российской Федерации, исполнение которого требует предоставление права пользования недрами.
В целях исключения диспозитивного характера нормы части восемь статьи 13.1 Закона законопроектом предлагается определить, что в случае, если конкурс на право пользования участком недр признан несостоявшимся в связи с наличием только одного участника, чья заявка соответствует требованиям настоящего Закона и условиям объявленного конкурса, лицензия на пользование недрами выдается указанному участнику конкурса на условиях такого конкурса с учетом предложений участника, отвечающих объявленным условиям конкурса.
Кроме того, законопроектом предлагается установить, что в случае, если в отношении участка недр, за исключением участка недр федерального значения, принималось решение о проведении аукциона на право пользования недрами, который был признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок или наличием одного участника, при повторном принятии решения о проведении аукциона на право пользования таким участком недр и признании его несостоявшимся в связи с наличием одного участника, чья заявка соответствует требованиям Закона и условиям объявленного аукциона, лицензия на пользование недрами выдается указанному участнику на условиях такого аукциона с установлением размера разового платежа за пользование недрами не ниже установленного условиями аукциона, увеличенного на шаг аукциона.
Указанные нормы направлены на обеспечение интересов государства как собственника недр, поскольку между признанием конкурса (аукциона) несостоявшимся и проведением новых торгов требуется значительное количество времени (до года), в течение которого перспективный участок недр остается в нераспределенном фонде, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации не поступают соответствующие доходы.
Кроме того, в целях приведения положений Закона к единообразию, а также исключения дублирующих норм законопроектом предлагается дополнить пунктом 24 часть первую статьи 3 Закона, а также изложить в новой редакции часть пятую статьи 16 и признать утратившей силу часть пятую статьи 17.1 Закона. Данные изменения обусловлены тем, что соответствующие полномочия за федеральным органом управления государственным фондом недр будут установлены в ведомственном акте федерального органа управления государственным фондом недр (Минприроды России).
В целях закрепления за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по установлению порядка оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование недрами, переоформления лицензий на пользование недрами законопроектом вносятся изменения в статью 4 и часть шестую статьи 16 Закона, а также корреспондирующие изменения в статью 20 Закона, определяющие органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений о прекращении, в том числе досрочном, приостановлении или ограничении права пользования участками недр, а также порядок принятия указанных решений.
Законопроектом уточняется право пользователя недр привлекать для проведения отдельных видов работ на участке недр, связанных с пользованием недрами, лиц, которые должны обладать техническими средствами и квалифицированными специалистами, необходимыми для проведения в порядке, установленном Законом, работ на участке недр, а также в случаях, установленных федеральными законами, разрешениями (лицензиями) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами.
Кроме того, уточняется норма пункта 6 части первой статьи 22 Закона в части установления возможности проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах участка недр, предоставленного по лицензии на пользование недрами с целью разведки и добычи полезных ископаемых или по совмещенной лицензии на пользование недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции.
В качестве уточнения обязанностей пользователя недр корректируется пункт 9 части второй статьи 22 Закона, устанавливая обязанность пользователя недр по сохранности горных выработок, скважин и иных связанных с пользованием недрами сооружений, находящихся на участке недр, которые могут быть использованы при разработке месторождений полезных ископаемых и (или) в иных целях, а также ликвидации в установленном порядке горных выработок и скважин, не подлежащих использованию.
Кроме того, в качестве меры, направленной на обеспечение интересов государства как собственника недр, законопроектом предусматривается положение, согласно которому в случае, если до даты прекращения, в том числе досрочного, права пользования недрами пользователем недр не исполнены обязанности по ликвидации и консервации горных выработок, скважин и объектов инфраструктуры, связанных с пользованием участком недр, и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, указанные обязанности осуществляются лицом, право пользования недрами которого прекращено, в том числе досрочно, до даты их полного исполнения.
Законопроектом предлагается признать утратившим силу постановление Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г. N 3314-I "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами". При этом нормы, содержащиеся в указанном Положении и отсутствующие в Законе, предлагается перенести в Закон Российской Федерации "О недрах".
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Включение в законопроект положения о вступлении его в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования обусловлено необходимостью подготовки нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и Минприроды России в реализацию законопроекта.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в части уточнения вопросов пользования недрами и использования единой терминологии"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в части уточнения вопросов пользования недрами и использования единой терминологии" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в части уточнения вопросов пользования недрами и использования единой терминологии"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в части уточнения вопросов пользования недрами и использования единой терминологии" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в части уточнения вопросов пользования недрами и использования единой терминологии"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в части уточнения вопросов пользования недрами и использования единой терминологии" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в части уточнения вопросов пользования недрами и использования единой терминологии" потребует принятия:
постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Обоснование необходимости подготовки: приведение перечня полномочий Минприроды России в соответствие с положениями законопроекта.
Цель подготовки, предмет и содержание правового регулирования - дополнение Положения полномочиями по определению порядка оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование недрами, внесения изменений в лицензии на пользование недрами, принятия решений о прекращении, в том числе досрочном, приостановлении или ограничении права пользования участками недр, за исключением участков недр местного значения, а также порядка установления факта открытия месторождения полезных ископаемых и выдачи свидетельства об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых, внесения изменений в свидетельство о факте открытия месторождения полезных ископаемых.
Сроки подготовки: в течение 180 дней после дня официального опубликования предлагаемого проекта федерального закона.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: головной - Минприроды России, соисполнители Минэкономразвития России, Минфин России, Роснедра;
постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 293 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию".
Обоснование необходимости подготовки: приведение перечня полномочий Роснедр в соответствие с положениями законопроекта.
Цель подготовки, предмет и содержание правового регулирования - дополнение Положения полномочиями по установлению факта открытия месторождения полезных ископаемых и выдаче свидетельства об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых, а также по внесению изменений в свидетельство о факте открытия месторождения полезных ископаемых.
Сроки подготовки: в течение 180 дней после дня официального опубликования предлагаемого проекта федерального закона.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: головной - Минприроды России, соисполнители Минэкономразвития России, Минфин России, Роснедра;
приказа Минприроды России, устанавливающего порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование недрами, внесения изменений в лицензии на пользование недрами, переоформления лицензий на пользование недрами, принятия решений о прекращении, в том числе досрочном, приостановлении или ограничении права пользования участками недр, за исключением участков недр местного значения.
Обоснование необходимости подготовки: приведение подзаконной нормативно-правовой базы в соответствие с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг", а также в соответствие с положениями законопроекта.
Цель подготовки - привести нормы подзаконных нормативных правовых актов в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации и положениями законопроекта; предмет и содержание правового регулирования - приведение приказа Минприроды России от 29 сентября 2009 г. N 315 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о прекращении, в том числе досрочном, приостановлении или ограничении права пользования участками недр" в соответствие с законодательством Российской Федерации и положениями законопроекта.
Сроки подготовки: в течение 180 дней после дня официального опубликования предлагаемого проекта федерального закона.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: головной - Минприроды России, соисполнители Минэкономразвития России, Минфин России, Роснедра;
приказа Минприроды России "О внесении изменений в приказ Минприроды России от 29 сентября 2009 г. N 315 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о прекращении, в том числе досрочном, приостановлении или ограничении права пользования участками недр".
Обоснование необходимости подготовки: приведение подзаконной нормативно-правовой базы в соответствие с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг", а также в соответствие с положениями законопроекта.
Цель подготовки - привести в соответствие положения указанного Административного регламента по данным вопросам в соответствие с нормами действующего законодательства Российской Федерации и положениями законопроекта; предмет и содержание правового регулирования - приведение приказа Минприроды России от 29 сентября 2009 г. N 315 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о прекращении, в том числе досрочном, приостановлении или ограничении права пользования участками недр" в соответствие с законодательством Российской Федерации и положениями законопроекта.
Сроки подготовки: в течение 180 дней после дня официального опубликования предлагаемого проекта федерального закона.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: головной - Минприроды России, соисполнители Минэкономразвития России, Минфин России, Роснедра;
приказа Минприроды России "Об определении Порядка установления факта открытия месторождения полезных ископаемых и выдачи свидетельства об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых, внесения изменений в свидетельство о факте открытия месторождения полезных ископаемых".
Обоснование необходимости подготовки: законопроектом предлагается ввести дополнительное полномочие федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования по определению порядка установления факта открытия месторождения полезных ископаемых и выдачи свидетельства об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых, внесения изменений в свидетельство о факте открытия месторождения полезных ископаемых. В этой связи законопроектом предусмотрены корреспондирующие изменения в статью 16 Закона Российской Федерации "О недрах" о том, что порядок установления факта открытия месторождения полезных ископаемых и выдачи свидетельства об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых, внесения изменений в свидетельство о факте открытия месторождения полезных ископаемых устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции нормативно-правового регулирования в сфере экономического развития.
Цель подготовки - установление порядка установления факта открытия месторождения полезных ископаемых и выдачи свидетельства об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых, внесения изменений в свидетельство о факте открытия месторождения полезных ископаемых.
Сроки подготовки: в течение 180 дней после дня официального опубликования предлагаемого проекта федерального закона. Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: головной - Минприроды России, соисполнители Минэкономразвития России, Минфин России, Роснедра.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.