Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 927257-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования использования лесов и земель для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства",
внесенный членами Совета Федерации Г.А. Горбуновым, В.А. Лебедевым, С.Ф. Лисовским, депутатами Государственной Думы В.А. Язевым, Н.В. Говориным, принятый в первом чтении 15 апреля 2016 г.
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести изменения в Лесной кодекс Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) и Земельный кодекс Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), направленные на изменение порядка использования лесов, земельных участков и лесных участков для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается к лесной инфраструктуре отнести иную инфраструктуру, что приводит к неопределенности при толковании перечня объектов, отнесенных к лесной инфраструктуре.
В части 2 статьи 36 Лесного кодекса в редакции законопроекта предлагается установить, что использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без предоставления лесных участков допускается, если указанная деятельность не влечет за собой проведения рубок лесных насаждений или создания объектов охотничьей инфраструктуры.
Однако субъекты, которые могут использовать леса для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без предоставления лесных участков, и порядок осуществления такого вида использования лесов в законопроекте не определены.
Вместе с тем полагаем необходимым сохранить норму пункта 4 статьи 36 Лесного кодекса, предусматривающую, что использование гражданами лесов в общедоступных охотничьих угодьях осуществляется без предоставления лесных участков в соответствии со статьей 11 Лесного кодекса.
В случае осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в закрепленных охотничьих угодьях, в которых не предполагается создание охотничьей инфраструктуры, в законопроекте также следует определить правовые основания использования лесов для указанного вида деятельности.
Частью 4 статьи 36 Лесного кодекса в редакции законопроекта предполагается возможность возведения на лесных участках ограждений как части охотничьей инфраструктуры.
Предлагаемая норма должна быть согласована с иными нормами лесного законодательства. Так, частью 8 статьи 11 Лесного кодекса установлено, что лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей. Любое огораживание лесного участка в иных целях представляет собой препятствие для доступа граждан на данный участок и, следовательно, необоснованное ограничение их прав.
Частью 5 статьи 36 Лесного кодекса в редакции законопроекта предусматривается, что установление правил использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства будет отнесено к компетенции уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Необходимо отметить, что в настоящее время правила использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства устанавливаются законом субъекта Российской Федерации (часть 5 статьи 36 Лесного кодекса).
Подобное изменение уровня правового регулирования в пояснительной записке не обосновано.
В пункте 1 статьи 2 законопроекта предлагается изложить в новой редакции статью 25 Федерального закона. Однако содержание указанной статьи не соответствует ее наименованию.
Кроме того, внесение изменений в статью 25 Федерального закона не предусматривает корреспондирующих изменений в части 2 и 4 статьи 27 Федерального закона, в которых используется отсылка к части 2 статьи 25 Федерального закона. При этом часть 2 в статье 25 в редакции законопроекта отсутствует.
В статье 2 законопроекта целесообразно признать утратившей силу часть 2 статьи 53 Федерального закона, которая регулирует земельные и лесные отношения без учета предлагаемых новых требований Земельного кодекса и Лесного кодекса.
Статьей 3 законопроекта предусматриваются изменения в пункт 3 статьи 78 и пункт 2 статьи 98 Земельного кодекса в части, касающейся использования земель для целей охоты и сохранения охотничьих ресурсов. При этом необходимо внести изменения в пункт 2 статьи 24 и пункт 5.1 статьи 93 Земельного кодекса, в которых также содержатся несоответствия предлагаемому новому правовому регулированию отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии учета указанных замечаний при его доработке.
Заместитель Председателя |
С. Приходько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.