Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 356397-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросу совершенствования уголовного законодательства Российской Федерации в сфере противодействия преступлениям, связанным с незаконной добычей и оборотом водных биологических ресурсов, диких животных, в том числе занесенных в Красную книгу Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Актуальность совершенствования уголовного законодательства Российской Федерации в сфере противодействия преступлениям, связанным с незаконной добычей и оборотом водных биологических ресурсов, диких животных, в том числе занесенных в Красную книгу Российской Федерации, не вызывает сомнений с учетом значимости указанного объекта уголовно-правовой охраны. Экологические преступления наносят существенный вред окружающей среде, а также экономике Российской Федерации.
В соответствии со статьями 42 и 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. При этом каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Вместе с тем, как показывает анализ правоприменительной практики, действующие уголовно-правовые нормы не обеспечивают должного противодействия преступным посягательствам, совершаемым в рассматриваемой сфере.
Так, согласно данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в 2016 году:
по части первой статьи 256 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК) осуждено 2 254 лица, из них к лишению свободы - 2 (в 2015 году - 2298 лиц, из них к лишению свободы - 0);
по части третьей статьи 256 УК осуждено 979 лиц, из них условно осуждено к лишению свободы - 134, к лишению свободы - 20 (в 2015 году - 1050 лиц, из них условно осуждено к лишению свободы - 86 лиц, к лишению свободы - 15);
по части первой статьи 258 УК осуждено 359 лиц (в 2015 году - 283 лица);
по части второй статьи 258 УК осуждено 192 лица, из них условно осуждено к лишению свободы - 11, к лишению свободы - 5 (в 2015 году - 183 лица, из них условно осуждено к лишению свободы - 8, к лишению свободы - 1);
по части первой статьи 258.1 УК осуждено 361 лицо, из них условно осуждено к лишению свободы - 21, к лишению свободы - 2 (в 2015 году - 378 лиц, из них условно осуждено к лишению свободы - 12, к лишению свободы - 5);
по части третьей статьи 258.1 УК осуждено 9 лиц, из них условно осуждено к лишению свободы - 9, к лишению свободы - 0 (в 2015 году - 3 лица, к лишению свободы - 3).
За 10 месяцев 2016 г. должностными лицами Росрыболовства и МВД России проведено 4860 совместных контрольно-проверочных мероприятий, в ходе которых выявлено 3332 нарушения, связанные с оборотом незаконно добытых (выловленных) водных биологических ресурсов. У нарушителей изъято 354,319 тонн незаконно добытых (выловленных) водных биологических ресурсов, в том числе 31,133 тонн осетровых видов рыб, 59,9 тонн лососевых и сиговых видов рыб, 1,851 тонн объектов континентального шельфа, 254,9 тонн прочих видов рыб, 6,384 тонн икры ценных и особо ценных видов рыб. В 2015 году изъято (арестовано) 651,96 тонн незаконно добытых водных биологических ресурсов.
Также за 10 месяцев 2016 г. территориальными управлениями Росрыболовства направлено в следственные органы 3670 материалов в отношении 3844 лиц для принятия решения о возбуждении уголовного дела. Количество нарушений, содержащих признаки преступлений, составило 2,9% от общего числа выявленных нарушений правил рыболовства. По направленным материалам возбуждено 2329 уголовных дел.
С учетом приведенных данных правоприменительной практики положения уголовного и уголовно-процессуального законодательства в обозначенной сфере требуют корректировки.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросу совершенствования уголовного законодательства Российской Федерации в сфере противодействия преступлениям, связанным с незаконной добычей и оборотом водных биологических ресурсов, диких животных, в том числе занесенных в Красную книгу Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на совершенствование уголовного законодательства Российской Федерации в сфере противодействия преступлениям, связанным с незаконной добычей и оборотом водных биологических ресурсов, диких животных, в том числе занесенных в Красную книгу Российской Федерации.
В частности, законопроектом предлагается изложить в новой редакции статьи 253 и 258 УК в целях уточнения признаков отдельных составов преступлений, а также усиления их санкций. Кроме того, предлагается дополнить статью 258 УК примечанием, определяющим величины и порядок исчисления крупного и особо крупного ущербов для целей указанной статьи.
Данное предложение обусловлено необходимостью унификации подходов к определению величины ущерба, причиняемого экологическими преступлениями.
Так, Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 330-ФЗ "О внесении изменения в статью 256 Уголовного кодекса Российской Федерации" статья 256 (Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов) УК изложена в новой редакции, содержащей примечание, установившее критерии определения величины крупного ущерба для целей указанной статьи.
В этой связи законопроектом предложено аналогичный правовой подход реализовать также в статье 258 (Незаконная охота) УК.
В настоящее время пункт "а" части первой статьи 258 УК предусматривает признак квалифицированного состава преступления в виде его совершения с причинением крупного ущерба. В то же время критерии установления названного признака на законодательном уровне не определены.
В этой связи органы предварительного расследования вынуждены руководствоваться разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данными в постановлении от 18 октября 2012 г. N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" (далее - Постановление), а также справками органов, осуществляющих контроль в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, составляемыми на основе методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной приказом Минприроды России от 8 декабря 2011 г. N 948 (далее - Методика).
В качестве примеров причинения крупного ущерба в Постановлении приведены отстрел лося, благородного оленя (марала, изюбря), овцебыка, бурого и белогрудого (гималайского) медведя. Однако относительно других животных такой ущерб не определен. При этом Методика устанавливает различные таксы за отстрел указанных животных.
Отсутствие законодательного определения крупного ущерба для целей статьи 258 УК создает возможность произвольного применения нормы закона, что является недопустимым. Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно отмечал, что требование определенности правовых норм и их согласованности в общей системе правового регулирования приобретает особую значимость применительно к уголовному законодательству. В силу этого любое преступление, а равно наказание за его совершение должны быть четко определены в законе, причем таким образом, чтобы исходя непосредственно из текста соответствующей нормы каждый мог предвидеть уголовно-правовые последствия своих действий (бездействия) (постановления от 27 мая 2008 г. N 8-П, от 13 июля 2010 г. N 15-П, от 17 июня 2014 г. N 18-П, Определение от 27 октября 2015 г. N 2450-О).
Согласно статистическим данным МВД России в 2015 году произошел значительный рост числа деяний, предусмотренных статьей 258 УК, и их количество составило 1928 преступлений (в 2014 году - 1615). В 2016 году сохранился высокий уровень преступности в данной области (зарегистрировано 1906 преступлений). Названные обстоятельства свидетельствуют о недостаточности имеющихся мер противодействия незаконной охоте.
На основании изложенного предлагается в качестве крупного ущерба определить размер, превышающий 40000 рублей, особо крупного - 120000 рублей.
Реализация указанных изменений позволит повысить эффективность борьбы с преступлениями в обозначенной сфере, устранить имеющуюся правовую неопределенность, а также более четко отграничить данные преступления от административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.37 (Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Одновременно законопроектом предусматривается дополнение статьи 258.1 УК нормами, устанавливающими ответственность за незаконные приобретение или продажу особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и дериватов (производных) с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет".
Необходимость внесения данного изменения в УК связана с массовыми случаями продажи шкур, костей и прочих дериватов особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов в сети "Интернет". По данным природоохранных общественных организаций, в сети "Интернет" предлагаются разнообразные объекты животного мира, занесенные в Красную книгу Российской Федерации, а также в приложения I и II международной конвенции CITES (СИТЕС). В ходе мониторинга, проведенного Международным фондом защиты животных (IFAW), в России в сети "Интернет" обнаружено 625 объявлений о продаже 2596 животных, их частей и дериватов, часть из которых входит в перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации.
Одна из причин, по которой развита онлайн-торговля такими видами диких животных и производимая из них продукция, состоит в том, что не осуществляется постоянный государственный мониторинг торговых площадок в сети "Интернет". Предложение о торговле с использованием средств массовой информации и сети "Интернет" распространяется на широкий круг лиц, что ведет к массовому сбыту и уничтожению особо ценных животных.
Установление повышенной ответственности за незаконное приобретение и продажу особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и дериватов (производных) с использованием средств массовой информации, электросвязи или информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети "Интернет") поддержано Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, которому соответствующая законодательная инициатива была доложена Министром природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Е. Донским в ходе совещания с членами Правительства Российской Федерации 12 октября 2016 г.
Также в части первой статьи 226.1 УК, а также части первой и проектируемой части первой.1 статьи 258.1 УК законопроектом предлагается слово "производных" заменить словами "дериватов (производных)", поскольку указанный термин используется в нормативных правовых актах и международных договорах Российской Федерации, в том числе в Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (заключена в г. Вашингтоне 3 марта 1973 г.).
С учетом предполагаемых изменений норм УК корреспондирующие изменения предлагаются в статьи 31, 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросу совершенствования уголовного законодательства Российской Федерации в сфере противодействия преступлениям, связанным с незаконной добычей и оборотом водных биологических ресурсов, диких животных, в том числе занесенных в Красную книгу Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросу совершенствования уголовного законодательства Российской Федерации в сфере противодействия преступлениям, связанным с незаконной добычей и оборотом водных биологических ресурсов, диких животных, в том числе занесенных в Красную книгу Российской Федерации" не повлекут за собой изменений финансовых обязательств государства и не требуют расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросу совершенствования уголовного законодательства Российской Федерации в сфере противодействия преступлениям, связанным с незаконной добычей и оборотом водных биологических ресурсов, диких животных, в том числе занесенных в Красную книгу Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросу совершенствования уголовного законодательства Российской Федерации в сфере противодействия преступлениям, связанным с незаконной добычей и оборотом водных биологических ресурсов, диких животных, в том числе занесенных в Красную книгу Российской Федерации" не потребует внесения дополнительных изменений в законодательство Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросу совершенствования уголовного законодательства Российской Федерации в сфере противодействия преступлениям, связанным с незаконной добычей и оборотом водных биологических ресурсов, диких животных, в том числе занесенных в Красную книгу Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросу совершенствования уголовного законодательства Российской Федерации в сфере противодействия преступлениям, связанным с незаконной добычей и оборотом водных биологических ресурсов, диких животных, в том числе занесенных в Красную книгу Российской Федерации" не потребует внесения изменений в нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
Для его реализации необходимо подготовить проект постановления Правительства Российской Федерации, утверждающий таксы и методику, по которым будут исчисляться крупный и особо крупный ущербы для целей статьи 258 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Исполнители: Минприроды России, МВД России.
Срок - в течение шести месяцев со дня принятия Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.