Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 443468-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части выплаты пенсии по случаю потери кормильца"
Досье на проект федерального закона
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), абзацу десятому статьи 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 166-ФЗ) и абзацу третьему пункта 3 части 1 статьи 29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" возникновение у детей умершего кормильца после достижения ими возраста 18 лет права на получение пенсии по случаю потери кормильца обусловлено фактом их обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, но с учетом освоения ими исключительно основных образовательных программ по очной форме обучения в организациях, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации или на территории иностранного государства, но только при условии направления в такую организацию на обучение в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях от 3 июня 2004 года N 11-П, от 16 июля 2007 года N 12-П, от 27 ноября 2009 года N 18-П отмечал, что при осуществлении соответствующего регулирования федеральный законодатель связан в том числе необходимостью соблюдения принципа равенства, который носит универсальный характер и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых гражданами на основании закона.
Допустимость установления различий в условиях приобретения права на получение пенсии по случаю потери кормильца для лиц, обучающихся в иностранных образовательных учреждениях, исключительно в зависимости от способа поступления в такого рода учебные заведения: по направлению или без направления на учебу в соответствии с международными договорами Российской Федерации, неоднократно рассматривалась Конституционным судом Российской Федерации (постановление от 27 ноября 2009 года N 18-П, постановление от 5 декабря 2017 года N 36-П). Конституционный суд Российской Федерации в своей позиции от 5 декабря 2017 года отмечает, что конституционный принцип равенства означает помимо прочего обеспечение равных условий для реализации лицами, относящимися к одной и той же категории (в данном случае - к категории детей умершего кормильца, обучающихся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность), своих пенсионных прав вне зависимости от места расположения образовательной организации (на территории Российской Федерации или за ее пределами), в которой они обучаются, а если в качестве таковой выступает иностранная образовательная организация, расположенная за пределами территории Российской Федерации, - вне зависимости от способа поступления в нее. Конституционный суд указал, что условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца его детям, обучающимся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, должны определяться таким образом, чтобы обеспечить ее выплату всем лицам, относящимся к данной категории, включая тех из них, кто обучается по очной форме обучения в расположенных за пределами территории Российской Федерации иностранных образовательных организациях по образовательным программам, которые могут быть отнесены к категории основных, - причем независимо от способа поступления таких лиц в иностранные образовательные организации (самостоятельно либо по направлению в соответствии с международными договорами Российской Федерации) - до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части выплаты пенсии по случаю потери кормильца" направлен на реализацию позиции Конституционного суда от 5 декабря 2017 года.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части выплаты пенсии по случаю потери кормильца"
Дополнительные расходы федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 2018 году составят 46,64 млн. рублей (в том числе: из федерального бюджета на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению и федеральной социальной доплаты - 7,65 млн. рублей и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховых пенсий - 38,99 млн. рублей), исходя из среднегодовой численности получателей пенсий по случаю потери кормильца 383 человека (из них получатели пенсий по государственному пенсионному обеспечению - 10 человек) и среднего размера назначенной пенсии на начало года - 6 495,31 рублей (пенсии по государственному пенсионному обеспечению - 8 748,17 рублей). В последующем расходы бюджетов возрастут с учетом индексации размеров пенсий в 2019 году - 54,12 млн. рублей; в 2020 году 62,16 млн. рублей.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части выплаты пенсии по случаю потери кормильца", признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части выплаты пенсии по случаю потери кормильца" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части выплаты пенсии по случаю потери кормильца", признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части выплаты пенсии по случаю потери кормильца" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.