Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 529143-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в рамках исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N ИШ-П9-9311 в целях совершенствования системы технического осмотра транспортных средств, а также с учетом поручения Президента Российской Федерации от 11 апреля 2016 г. N Пр-637ГС (подпункт "м" пункта 3) и поручения Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2017 г. N ИШ-П9-735 в части введения фото- и видеофиксации процедуры технического осмотра транспортного средства, определения пропускной способности пунктов технического осмотра транспортных средств.
Законопроект направлен на противодействие практике массового оформления диагностических карт без реального проведения процедуры технического осмотра транспортных средств.
Для реализации указанной задачи законопроектом предусматриваются следующие меры:
1) Введение фото- и видеофиксации процедуры технического осмотра транспортного средства, что позволит достоверно установить факт проведения технического осмотра.
2) Введение государственного контроля (надзора) за соблюдением операторами технического осмотра установленных требований к проведению технического осмотра транспортных средств.
В законопроекте предлагается разделить контроль за соблюдением операторами технического осмотра требований аккредитации, оставив его в компетенции Российского союза автостраховщиков (далее - РСА), и контроль за соблюдением установленных правил проведения технического осмотра, установив в этой части государственный надзор, который будет осуществляться МВД России.
Законопроектом также предлагается возложение на РСА обязанности по осуществлению постоянного наблюдения за соблюдением операторами технического осмотра отдельных требований законодательства в области технического осмотра.
При этом в случае выявления нарушений, относящихся к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за проведением технического осмотра, на РСА возлагается обязанность информировать его о выявленных нарушениях.
Порядок осуществления такого наблюдения должен быть утвержден РСА по согласованию с Минтрансом России и Минэкономразвития России.
3) Оформление диагностической карты в виде электронного документа и ее подписание квалифицированной электронной подписью технического эксперта, осуществлявшего процедуру технического диагностирования транспортного средства.
4) Установление требований к производственно-технической базе пункта технического осмотра.
В частности, предусмотрено, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти будет утверждать перечень документов в области стандартизации, соблюдение требований которых оператором технического осмотра обеспечивает выполнение требований аккредитации.
Предполагается внесение уполномоченным органом в указанный перечень действующих документов в области стандартизации и их актуализация по мере необходимости.
5) Закрепляемая законопроектом процедура установления пропускной способности пункта технического осмотра предусматривает определение оператором технического осмотра значения пропускной способности на основании утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти методики с последующей проверкой правильности таких расчетов РСА.
Значения пропускной способности в отношении каждого пункта подлежат внесению в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра и не могут нарушаться операторами технического осмотра.
Одновременно законопроект направлен на устранение внутренних противоречий в законодательстве о техническом осмотре транспортных средств и устранение необоснованных административных барьеров.
В частности, законопроектом предлагается исключить из перечня документов, представляемых оператору технического осмотра, доверенность владельца транспортного средства.
Указанное положение приводится в соответствие с положениями пункта 2.1.1 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, в соответствии с которыми из обязанностей водителя механического транспортного средства была исключена обязанность иметь при себе документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, а при наличии прицепа - и на прицеп - в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца.
Следует отметить, что ряд изменений, направленных на повышение ответственности всех участников системы технического осмотра транспортных средств в Российской Федерации, вносится в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в Уголовный Кодекс Российской Федерации и предусматривают в том числе:
административную ответственность водителей транспортных средств за управление транспортным средством, не прошедшим технический осмотр;
административную ответственность технических экспертов за оформление диагностической карты, подтверждающей допуск к участию в дорожном движении транспортного средства, в отношении которого не проведен технический осмотр или при проведении технического осмотра которого выявлено несоответствие этого транспортного средства обязательным требованиям безопасности;
административную ответственность операторов технического осмотра за осуществление технического диагностирования транспортных средств при проведении технического осмотра транспортных средств лицом, сведения о котором отсутствуют в реестре операторов технического осмотра, либо не уполномоченным на осуществление технического диагностирования данной категории транспортных средств, либо не уполномоченным на осуществление технического диагностирования в данном пункте технического осмотра или на передвижной диагностической линии;
уголовную ответственность за проведение технического осмотра лицом, не имеющим аттестата аккредитации.
Законопроект не потребует заключения Минкомсвязи России об оценке целесообразности проведения мероприятий по информатизации и (или) их финансирования.
Реализация Федерального закона не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и не повлечет изменения финансовых обязательств государства.
Реализация предусмотренных проектом федерального закона полномочий будет осуществляться МВД России в пределах установленной численности работников МВД России и бюджетных ассигнований, предусмотренных министерству в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует внесения изменений в следующие федеральные законы:
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; Уголовный кодекс Российской Федерации.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
1. Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее соответственно - проект федерального закона, Закон) потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты:
а) Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699 "Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации".
В соответствии с проектом федерального закона предлагается наделить МВД России полномочиями по государственному контролю (надзору) за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств.
Головной исполнитель - МВД России.
Соисполнитель - Минэкономразвития России.
Срок - в течение 6 месяцев со дня официального опубликования Закона;
б) Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения".
В соответствии с проектом федерального закона предлагается наделить МВД России полномочиями по государственному контролю (надзору) за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств.
Головной исполнитель - МВД России.
Соисполнитель - Минэкономразвития России.
Срок - в течение 6 месяцев со дня официального опубликования Закона;
в) постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации".
В соответствии с проектом федерального закона предлагается наделить Минтранс России полномочиями по утверждению требований к производственно-технической базе пунктов технического осмотра, перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями и операторами технического осмотра обеспечивает их соответствие требованиям аккредитации; требований к характеристикам фото- и видеоизображения, размещаемых в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, методике расчета значения пропускной способности пункта технического осмотра.
Головной исполнитель - Минтранс России.
Соисполнители - Минпромторг России, Минэкономразвития России, Росстандарт.
Срок - в течение 6 месяцев со дня официального опубликования Закона;
г) постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. N 1008 "О проведении технического осмотра транспортных средств".
Головной исполнитель - Минтранс России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, МВД России,
Минпромторг России.
Срок - в течение 6 месяцев со дня официального опубликования Закона;
д) постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2011 г. N 1115 "О единой автоматизированной информационной системе технического осмотра транспортных средств".
В соответствии с проектом федерального закона вносятся изменения в состав сведений, содержащихся в ЕАИСТО.
Головной исполнитель - МВД России.
Соисполнители - Минтранс России, Минэкономразвития России.
Срок - в течение 6 месяцев со дня официального опубликования Закона;
е) приказ Минэкономразвития России от 28 ноября 2011 г. N 697 "Об утверждении Правил аккредитации операторов технического осмотра".
В соответствии с проектом федерального закона вносятся изменения в требования аккредитации.
Исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок - в течение 6 месяцев со дня официального опубликования Закона;
ж) приказ Минэкономразвития России от 21 октября 2011 г. N 587 "Об утверждении Порядка ведения реестра операторов технического осмотра, формирования и размещения открытого и общедоступного информационного ресурса, содержащего сведения из реестра операторов технического осмотра".
В соответствии с проектом федерального закона вносятся изменения в требования к ведению реестра операторов технического осмотра.
Исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок - в течение 6 месяцев со дня официального опубликования Закона;
з) постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 438 "О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации".
В соответствии с проектом федерального закона предлагается исключить из полномочий Минпромторга России полномочия по утверждению основных технических характеристик средств технического диагностирования и их перечня.
Исполнитель - Минпромторг России.
Срок - в течение 6 месяцев со дня официального опубликования Закона;
и) постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 г. N 912 "О размере платы за аккредитацию в сфере технического осмотра".
В соответствии с проектом федерального закона предусматривается периодическое подтверждение соответствия оператора технического осмотра требованиям аккредитации.
Исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок - в течение 6 месяцев со дня официального опубликования Закона;
к) приказ Минтранса России от 21 августа 2013 г. N 274 "Об утверждении правил заполнения диагностической карты".
В соответствии с проектом федерального закона предусматривается перевод диагностических карт в электронную форму, что потребует внесения изменений в приказ Минтранса России.
Головной исполнитель - Минтранс России.
Срок - в течение 6 месяцев со дня официального опубликования Закона;
л) приказ Минтранса России от 25 февраля 2014 г. N 46 "Об утверждении порядка учета, хранения, передачи и уничтожения диагностических карт".
В соответствии с проектом федерального закона предусматривается перевод диагностических карт в электронную форму, что потребует внесения изменений в приказ Минтранса России.
Головной исполнитель - Минтранс России.
Срок - в течение 6 месяцев со дня официального опубликования Закона.
2. В связи с принятием Закона потребуется подготовка следующих нормативных правовых актов:
а) постановление Правительства Российской Федерации "О порядке осуществления государственного контроля (надзора) за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств операторами технического осмотра".
В соответствии с проектом федерального закона Правительство Российской Федерации устанавливает порядок осуществления государственного контроля (надзора) за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств операторами технического осмотра.
Головной исполнитель - МВД России.
Соисполнители - Минпромторг России, Минэкономразвития России, Минтранс России.
Срок - в течение 6 месяцев со дня официального опубликования Закона;
б) постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил ведения единой автоматизированной информационной системы технического осмотра и Порядка взаимодействия единой автоматизированной информационной системы технического осмотра с автоматизированной информационной системой обязательного страхования".
В соответствии с проектом федерального закона предполагается установление правил ведения единой автоматизированной информационной системы технического осмотра и порядка ее взаимодействия с АИС ОСАГО.
Головной исполнитель - МВД России.
Соисполнители - Минтранс России, Минэкономразвития России.
Срок - в течение 6 месяцев со дня официального опубликования Закона;
в) постановление Правительства Российской Федерации "О порядке взаимодействия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств операторами технического осмотра, операторов технического осмотра и профессионального объединения страховщиков при использовании единой автоматизированной информационной системы технического осмотра".
Головной исполнитель - МВД России.
Соисполнители - Минпромторг России, Минэкономразвития России, Минтранс России.
Срок - в течение 6 месяцев со дня официального опубликования Закона;
г) приказ Минтранса России "Об утверждении требований к производственно-технической базе пунктов технического осмотра, перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями и операторами технического осмотра обеспечивает их соответствие требованиям аккредитации".
В соответствии с проектом федерального закона Минтранс России наделяется полномочиями по утверждению требований к производственно-технической базе пунктов технического осмотра.
Головной исполнитель - Минтранс России.
Соисполнитель - Минпромторг России.
Срок - в течение 6 месяцев со дня официального опубликования Закона;
д) приказ Минтранса России "Об утверждении требований к характеристикам фото- и видеоизображения, размещаемого в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра".
В соответствии с проектом федерального закона предлагается наделить Минтранс России полномочиями по установлению требований к характеристикам фото- и видеоизображения, размещаемого в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра".
Головной исполнитель - Минтранс России.
Соисполнители - Минпромторг России, МВД России.
Срок - в течение 6 месяцев со дня официального опубликования Закона.
е) приказ Минтранса России "Об утверждении методики расчета значения пропускной способности пункта технического осмотра".
В соответствии с проектом федерального закона предлагается наделить Минтранс России полномочиями по утверждению методики расчета значения пропускной способности пункта технического осмотра.
Головной исполнитель - Минтранс России.
Соисполнители - Минпромторг России, МВД России.
Срок - в течение 6 месяцев со дня официального опубликования Закона;
ж) приказ Минэкономразвития России "О порядке прохождения операторами технического осмотра процедуры подтверждения соответствия требованиям аккредитации".
В соответствии с проектом федерального закона предусмотрено прохождение операторами технического осмотра процедуры подтверждения соответствия требованиям аккредитации в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Соисполнитель - Минтранс России.
Срок - в течение 6 месяцев со дня официального опубликования Закона.
3. В связи с принятием Закона потребуется признание утратившим силу приказа Минпромторга России от 6 декабря 2011 г. N 1677 "Об утверждении основных технических характеристик средств технического диагностирования и их перечня".
В соответствии с проектом федерального закона полномочие федеральных органов исполнительной власти по утверждению основных технических характеристик средств технического диагностирования и их перечня исключается.
Головной исполнитель - Минпромторг России.
Срок - в течение 6 месяцев со дня официального опубликования Закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.