Досье на проект федерального закона
Законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 7 июля 2017 г. N ОГ-П44-4418.
Законопроект направлен на создание правовых условий для максимального вовлечения инвесторов в сферу сохранения и восстановления объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации путем заключения концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве и муниципально-частном партнерстве (далее - соглашения).
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об охране объектов культурного наследия), Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях), Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о государственно-частном партнерстве).
В соответствии с изменениями, вносимыми в Закон о концессионных соглашениях, в перечень объектов концессионных соглашений включаются объекты культурного наследия, находящиеся в неудовлетворительном состоянии.
Справочно: В соответствии с пунктом 4 статьи 50.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" под неудовлетворительным состоянием объекта культурного наследия понимается такое состояние объекта культурного наследия, являющегося зданием, строением или сооружением, которое создает угрозу его физической утраты.
Критерии отнесения к таким объектам установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2015 г. N 64 "Об утверждении критериев отнесения объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, к объектам культурного наследия, находящимся в неудовлетворительном состоянии".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного постановления Правительства РФ следует читать как "646"
Согласно законопроекту объектами концессионного соглашения не могут быть объекты культурного наследия религиозного назначения, мемориальные квартиры, мавзолеи, произведения монументального искусства, отдельные захоронения, объекты науки и техники, включая военные, объекты археологического наследия.
Предусмотренные Законом о концессионных соглашениях мероприятия по созданию, реконструкции и переустройству объектов соглашения на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным оборудованием не могут быть осуществлены в отношении находящихся в неудовлетворительном состоянии объектов культурного наследия.
Одним из существенных условий концессионного соглашения будет являться обязанность концессионера проводить работы по сохранению объекта культурного наследия с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
В случае невыполнения концессионером работ по сохранению объекта культурного наследия расторжение концессионного соглашения возможно по решению суда.
Закон об объектах культурного наследия дополняется нормой об обязательности выполнения охранного обязательства концессионером, которому концессионным соглашением передан объект культурного наследия, находящийся в неудовлетворительном состоянии.
Закон о государственно-частном партнерстве дополняется нормой, предусматривающей возможность предоставления частным партнерам объектов культурного наследия в целях их сохранения.
В соответствии с соглашением частному партнеру будут передаваться только объекты культурного наследия, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, за исключением объектов религиозного назначения, мемориальных квартир, мавзолеев, произведений монументального искусства, отдельных захоронений, объектов науки и техники, объектов археологического наследия.
Законопроектом предусматривается, что элементом соглашения будут являться работы по сохранению находящегося в неудовлетворительном состоянии объекта культурного наследия, затрагивающие конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта культурного наследия. Частный партнер в соответствии с соглашением будет обязан осуществить реставрацию объекта культурного наследия и выполнить мероприятия по приспособлению такого объекта для современного использования в соответствии с охранным обязательством, а также требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Учитывая, что при переходе к частному партнеру права собственности на объект культурного наследия требования к его сохранности, установленные Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", сохраняются, риски физической утраты таких объектов минимизированы.
Справочно: В соответствии с пунктом 6 части 6 статьи 11 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в случае, если собственник объекта культурного наследия не выполняет требований к сохранению объекта культурного наследия или совершает действия, угрожающие сохранности объекта культурного наследия и влекущие утрату им своего значения, должностные лица органов охраны объектов культурного наследия имеют право предъявлять в суд соответствующие иски об изъятии из собственности указанных лиц объекта культурного наследия.
Статьей 243 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия.
Принятие законопроекта окажет положительное влияние на отношения государства и частного сектора экономики, позволит привлечь частные инвестиции в сферу сохранения культурного наследия Российской Федерации, чем существенно снизит расходы государства в данной сфере.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация положений проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) не потребует дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
Реализация законопроекта также не окажет влияния на доходы и расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, юридических и физических лиц.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребуется принятие постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении формы предложения о заключении концессионного соглашения в отношении объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии" (ответственный: Минкультуры России, срок -1 квартал 2019 г.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.