Досье на проект федерального закона
В настоящее время Федеральный закон от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" устанавливает возможность размещения рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, отдельными способами. В частности, допускается реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, при трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований (в том числе спортивных матчей, игр, боев, гонок), за исключением детско-юношеских соревнований, а также на телеканалах и радиоканалах, специализирующихся на сообщениях и материалах спортивного характера, и в периодических печатных изданиях.
Такая возможность введена в России с 22 июля 2014 года и действует до 1 января 2019 года.
Установление возможности размещения в средствах массовой информации рекламы пива в привязке к спортивным событиям соответствует общепринятой международной практике спонсирования профессиональных спортивных мероприятий пивоваренными компаниями. Реклама спонсоров МОК, ФИФА, УЕФА во время проведения всех спортивных соревнований на всех аренах, как и во время их трансляций, является обязательной.
Действующее регулирование, в частности, позволило российским спортивным федерациям и союзам выполнить принятые российской стороной обязательства при организации и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года и других международных спортивных соревнований.
Отмена такой возможности будет препятствовать проведению подобных мероприятий на территории Российской Федерации в будущем.
Однако, уже в 2019 году России предстоит проведение одного из этапов Гран-при гонок Формулы 1, мировым партнером которой выступает компания Heineken, а в 2023 году - чемпионата мира по хоккею, традиционным спонсором которого является компания Krusovice.
Данные исследования "Beer - global sponsorship analysis", проведённого International Marketing Reports (IMR) на основании анализа 420 контрактов между спортивными клубами и производителями пива по всему миру показывают, что спонсорство не является ключевым фактором в стимулировании продаж алкоголя.
Исследования доказали, что реклама не влияет на рост объема потребления алкоголя, она влияет лишь на распределение предпочтений потребителей между торговыми марками.
Указанный вывод находит свое подтверждение, в частности в том, что Глобальная стратегия сокращения вредного употребления алкоголя Всемирной организации здравоохранения (2010 год) допускает рекламу алкоголя.
Введение в 2014 году возможности рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, на телевидении, радио и в печати не оказало негативного влияния на ситуацию с потреблением алкоголя в России.
По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 2017 году уровень потребления алкоголя в России достиг минимального значения за последние 15 лет - 10,3 литра на человека в год.
Согласно данным ОЭСР, ежегодное сокращение объемов потребления алкогольной продукции россиянами прослеживается с 2003 года - тогда уровень потребления составлял 19,8 литров на человека в год (как и в 2002 году).
Данные международной исследовательской компании Euromonitor по России также свидетельствуют о сокращении потребления пива на 15% в натуральном выражении (в литрах) за 2014 - 2017 годы.
В январе 2017 года Роспотребнадзор, обобщая практику надзора за алкогольной продукцией, отметил, что в последние годы в данной сфере отмечаются позитивные изменения. Среди основных причин благоприятной тенденции Роспотребнадзор назвал введение дополнительных мер по ограничению розничной продажи алкогольной продукции в зависимости от места продажи, времени продажи и возраста покупателя, установлению минимальных цен на алкогольную продукцию.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют в пользу сохранения возможности рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, на последующий после 1 января 2019 года период.
В этой связи разработан проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения требований к распространению рекламы алкогольной продукции" (далее - законопроект).
Законопроект признает утратившими силу часть 3 и отдельные положения части 5 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 235-Ф3 "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "О рекламе", отменяющие с 1 января 2019 года возможность размещения рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, в телепрограммах во время трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований (в том числе спортивных матчей, игр, боев, гонок) и на телеканалах, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера.
Кроме того, законопроект признает утратившими силу часть 2 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 235-ФЗ "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "О рекламе" и часть 3 статьи 4 Федерального закона от 31 декабря 2014 года N 490-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", отменяющие с 1 января 2019 года возможность размещения рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, в периодических печатных изданиях.
Законопроект также предусматривает возможность распространения рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, на телевидении и радио в ночное время с 23 до 7 часов по местному времени.
Законопроект отменяет запрет на использование в рекламе алкогольной продукции образов людей и животных, за исключением случаев использования образов несовершеннолетних, поскольку он ограничивает использование в рекламе средств индивидуализации товаров и их изготовителей, если в соответствующих обозначениях содержатся образы людей и животных.
При этом использование образов людей и животных в качестве обозначений, служащих для индивидуализации товаров, не запрещено, а также само по себе не угрожает здоровью или нравственности других лиц.
Ограничение на использование в рекламе средств индивидуализации алкогольной продукции в связи с тем, что такие обозначения содержат образы людей и животных, ограничивает конкуренцию на российском рынке алкогольной продукции. В связи с этим такое ограничение является избыточным. При этом запрет на использование в рекламе алкогольной продукции образов несовершеннолетних сохраняется.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения требований к распространению рекламы алкогольной продукции"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения требований к распространению рекламы алкогольной продукции" не повлечет дополнительных расходов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения требований к распространению рекламы алкогольной продукции"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения требований к распространению рекламы алкогольной продукции" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.