Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 689101-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" в части регулирования специальных инвестиционных контрактов"
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" (далее - Закон) введен инструмент специальных инвестиционных контрактов (далее - СПИК). Практическая реализация данного механизма начата в 2015 г.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" в части регулирования специальных инвестиционных контрактов" (далее законопроект) подготовлен во исполнение пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам Петербургского международного экономического форума 1-3 июня 2017 г. от 14 июня 2017 г. N Пр-1132, а также во исполнение решений, принятых в рамках совместного совещания Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Министра финансов Российской Федерации А.Г. Силуанова и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака (протокол от 25 июня 2018 г. N СА-П9-19пр), совещаний у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака (протоколы от 20 ноября 2018 г. N ДК-П9-223пр и от 17 января 2019 г. N ДК-П9-2пр) и с учетом реализации пункта 13 раздела XIII плана развития конкуренции в составе плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 г. N 1697-р, в целях совершенствования механизма СПИК для максимального обеспечения конкуренции в процессе его реализации и привлечения долгосрочных негосударственных инвестиций в высокотехнологичные проекты, путем введения новых форм СПИК.
Законопроект в том числе предусматривает:
1) конкурсный отбор участников СПИК на принципах публичности (с возможностью проведения как открытого, так и закрытого конкурсного отбора);
2) уточнение предмета СПИК для фиксации необходимости разработки и (или) внедрения современных технологий, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации в целях освоения серийного производства промышленной продукции на основе указанных технологий (в том числе внедрение технологий, права на которые принадлежат Российской Федерации);
3) расширение круга участников СПИК: обязательное одновременное участие в качестве сторон СПИК органов власти всех уровней (федеральных, региональных и местных);
4) четкое определение обязательств частной стороны (инвестора), в том числе по разработке современной технологии из числа включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, либо получению исключительного права или права использования результатов интеллектуальной деятельности и (или) информации в составе такой технологии и созданию на основе данной технологии серийного производства промышленной продукции;
5) увеличение предельных сроков действия СПИК: не более 15 лет для проектов с объемом инвестиций до 50 млрд рублей включительно и не более 20 лет для проектов, свыше 50 млрд рублей (при этом исключается ограничение 2025 годом по предоставлению налоговых льгот, а также исключается требование по минимальному объему инвестиций для возможности претендовать а заключение СПИК);
6) стабильность условий ведения хозяйственной деятельности для инвестора только при условии, если это предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими соответствующие отношения, и в установленных указанными актами пределах;
7) дополнение и уточнение полномочий Правительства Российской Федерации по утверждению: порядка заключения, изменения и расторжения СПИК; перечня современных технологий, разработка и (или) внедрение которых осуществляется в целях реализации проектов по СПИК с указанием требований к таким технологиям и (или) основным характеристикам продукции, производимой с применением таких технологий, порядок формирования и актуализации перечня современных технологий, а также перечня российских научных и иных организаций, имеющих право давать заключения в рамках соответствующих отраслей промышленности о целесообразности включения конкретной технологии в перечень современных технологий; требований к структуре, содержанию и порядку подготовки сводного отчета о результатах реализации проектов по СПИК; порядка контроля за исполнением инвестором обязательств по СПИК, а также формы отчетов об исполнении указанных требований; порядка ведения реестра СПИК, состава сведений включаемых в него, в том числе порядок предоставления информации в данный реестр;
8) дополнение и уточнение полномочий Минпромторга России по непосредственно самому ведению реестра СПИК и осуществлению подготовки и представлению в Правительство Российской Федерации сводного отчета о результатах реализации проектов по СПИК;
9) осуществление информационного взаимодействия уполномоченного органа и лиц, заключивших СПИК, при заключении, изменении, расторжении, а также осуществлении контроля за выполнением обязательств по СПИК посредством государственной информационной системы промышленности;
10) конкретизация перечня условий специального инвестиционного контракта с учетом того, что меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, которыми инвестор может воспользоваться в соответствии с законодательством в общем порядке, не подлежат включению в специальный инвестиционный контракт;
11) определение содержания акта Правительства Российской Федерации о порядке заключения, изменения, расторжения СПИК:
порядок формирования и деятельности комиссии по заключению, изменению и расторжению СПИК (далее - комиссия); требования к инвестиционным проектам, в отношении которых может быть заключен СПИК;
порядок принятия федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на заключение СПИК в соответствующей отрасли промышленности, решения о проведении конкурсного отбора на заключение СПИК и порядок утверждения указанным органом конкурсной документации;
порядок проведения конкурсных отборов и порядок заключения СПИК без проведения конкурсного отбора в случаях, установленных Законом (в редакции законопроекта);
методика оценки заявок на участие в конкурсном отборе на право заключения СПИК по критериям, установленным Законом (в редакции законопроекта);
порядок изменения и расторжения СПИК;
12) сохранение действия СПИК, уже заключенных на момент вступления в силу законопроекта;
13) возможность заключения СПИК в соответствии с Законом (в редакции законопроекта) до 31 декабря 2030 г. Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" в части регулирования специальных инвестиционных контрактов"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" в части регулирования специальных инвестиционных контрактов" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" в части регулирования специальных инвестиционных контрактов"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" в части регулирования специальных инвестиционных контрактов" потребует внесения изменений в следующие законодательные акты Российской Федерации:
1) Налоговый кодекс Российской Федерации - в части установления отдельного от региональных инвестиционных проектов регулирования применения налоговых мер поддержки в рамках специальных инвестиционных контрактов.
Обоснование необходимости подготовки: необходимость корректировки срока применения налоговых льгот (исключение в соответствии с поручением Президента Российской Федерации ограничения срока применения льгот 2025 годом), формулировок об обеспечении неизменности законодательства о налогах и сборах для участников специальных инвестиционных контрактов, а также приведение в соответствие используемой в Налоговом кодексе Российской Федерации терминологии с терминологией, содержащейся в проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" в части регулирования специальных инвестиционных контрактов" (далее - законопроект).
Срок подготовки - одновременно с разработкой законопроекта.
Ответственный исполнитель - Минфин России, соисполнитель - Минпромторг России;
2) Бюджетный кодекс Российской Федерации - в части закрепления долгосрочного характера предоставления бюджетных мер стимулирования инвестиционной деятельности.
Обоснование необходимости подготовки: выполнение пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам Петербургского международного экономического форума 1 - 3 июня 2017 г. от 14 июня 2017 г. N Пр-1132 об установлении гарантий спроса для участников специальных инвестиционных контрактов на продукцию, произведенную в соответствии с условиями специальных инвестиционных контрактов, при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также при осуществлении таких закупок отдельными видами юридических лиц.
Срок подготовки - одновременно с разработкой законопроекта.
Ответственный исполнитель - Минфин России, соисполнитель - Минпромторг России;
3) Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - в части снижения для организаций оборонно-промышленного комплекса минимального объема инвестиций в инвестиционный проект, реализуемый в соответствии с заключенным ими с Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием специальным инвестиционным контрактом, в целях получения указанными организациями статуса единственного поставщика и отмены для организаций оборонно-промышленного комплекса ограничений, касающихся количества продукции гражданского назначения, которая может поставляться единственным поставщиком при реализации специального инвестиционного контракта.
Обоснование необходимости подготовки: выполнение абзацев четвертого и пятого пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 17 февраля 2018 г. N Пр-288 по итогам совещания по вопросу диверсификации производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения организациями оборонно-промышленного комплекса.
Срок подготовки - одновременно с разработкой законопроекта.
Ответственный исполнитель - Минпромторг России, соисполнитель - заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" в части регулирования специальных инвестиционных контрактов"
I. Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" в части регулирования специальных инвестиционных контрактов" (далее Федеральный закон) потребует принятия следующих актов Правительства Российской Федерации:
1) постановления Правительства Российской Федерации об утверждении порядка заключения, изменения, расторжения специальных инвестиционных контрактов, в котором предусматривается:
порядок формирования и деятельности комиссии по заключению, изменению и расторжению специальных инвестиционных контрактов (далее - комиссия);
требования к инвестиционным проектам, в отношении которых заключаются специальные инвестиционные контракты;
порядок принятия федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на заключение специальных инвестиционных контрактов в соответствующей отрасли промышленности, решения о проведении конкурсного отбора на заключение специальных инвестиционных контрактов и порядок утверждения указанным органом конкурсной документации;
порядок проведения конкурсных отборов и порядок заключения специальных инвестиционных контрактов без проведения конкурсного отбора в случае, установленном Федеральным законом;
методика оценки заявок на участие в конкурсном отборе на право заключения специальных инвестиционных контрактов по критериям, установленным Федеральным законом;
порядок изменения и расторжения специальных инвестиционных контрактов.
Обоснование необходимости подготовки: пункт 6 части 1 статьи 6, часть 4, абзац первый части 5 и абзац третий части 9 статьи 18.3 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации" в редакции проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации" в части регулирования специальных инвестиционных контрактов" (далее - законопроект).
Срок подготовки - одновременно с разработкой законопроекта. Ответственный исполнитель - Минпромторг России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, ФАС России, Минсельхоз России, Минэнерго России, Минфин России;
2) постановление Правительства Российской Федерации об утверждении порядка формирования и актуализации перечня современных технологий, разработка и (или) внедрение которых осуществляется в целях реализации проектов в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, с указанием требований к таким технологиям и (или) к основным техническим характеристикам промышленной продукции, производимой с применением таких технологий.
Обоснование необходимости подготовки: пункт 7 части 1 статьи 6, абзацы второй и пятый части 2 статьи 18.1 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации", в редакции законопроекта.
Срок подготовки - 90 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минпромторг России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, ФАС России, Минсельхоз России, Минэнерго России, Минфин России;
3) распоряжение Правительства Российской Федерации об утверждении перечня современных технологий, разработка и (или) внедрение которых осуществляется в целях реализации проектов в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, с указанием требований к таким технологиям и (или) к основным техническим характеристикам промышленной продукции, производимой с применением таких технологий.
Обоснование необходимости подготовки: пункт 7 части 1 статьи 6, абзац второй части 2 статьи 18.1, пункты 2 и 5 части 3 статьи 18.2, абзац четвертый части 5 и пункт 1 части 10 статьи 18.3 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации" в редакции законопроекта.
Срок подготовки - 120 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минпромторг России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, ФАС России, Минсельхоз
России, Минэнерго России, Минфин России;
4) распоряжение Правительства Российской Федерации об утверждении перечня российских научных и иных организаций, имеющих право давать заключения в рамках соответствующих отраслей промышленности о целесообразности включения технологии в перечень современных технологий.
Обоснование необходимости подготовки: пункт 7 части 1 статьи 6 и абзац четвертый части 2 статьи 18.1 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации" в редакции законопроекта.
Срок подготовки - 90 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минпромторг России.
Соисполнители - Минэнерго России, Минсельхоз России, Минэкономразвития России, ФАС России, Минфин России;
5) распоряжение Правительства Российской Федерации об утверждении состава комиссии по заключению, изменению и расторжению специальных инвестиционных контрактов.
Обоснование необходимости подготовки: абзац восьмой части 4 статьи 18.3 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации" в редакции законопроекта.
Срок подготовки - 60 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минпромторг России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, ФАС России, Минсельхоз России, Минэнерго России, Минфин России;
6) постановление Правительства Российской Федерации об утверждении требований к структуре и содержанию, а также к порядку подготовки сводного отчета о результатах реализации проектов по специальным инвестиционным контрактам.
Обоснование необходимости подготовки: пункт 7.1 части 1 статьи 6 и часть 2 статьи 18.5 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации" в редакции законопроекта.
Срок подготовки - 90 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минпромторг России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, ФАС России, Минсельхоз России, Минэнерго России, Минфин России;
7) постановление Правительства Российской Федерации об утверждении порядка контроля за исполнением инвестором обязательств по специальным инвестиционным контрактам, а также форм отчетов об исполнении указанных обязательств, в том числе отчета о начале серийного производства промышленной продукции с указанием даты начала такого производства.
Обоснование необходимости подготовки: пункт 7.2 части 1 статьи 6 и часть 1 статьи 18.5 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации" в редакции законопроекта.
Срок подготовки - 90 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минпромторг России.
Соисполнители - Минсельхоз России, Минэнерго России;
8) постановление Правительства Российской Федерации об утверждении порядка ведения реестра специальных инвестиционных контрактов, состава сведений, включаемых в него, в том числе оснований расторжения специальных инвестиционных контрактов и порядка предоставления информации в реестр специальных инвестиционных контрактов.
Обоснование необходимости подготовки: пункт 7.3 части 1 статьи 6 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации" в редакции законопроекта.
Срок подготовки - 90 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минпромторг России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, ФАС России, Минсельхоз России, Минэнерго России, Минфин России;
II. Принятие Федерального закона потребует изменения следующих постановлений Правительства Российской Федерации:
1) постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 1604 "О предоставлении субъектами деятельности в сфере промышленности, органами государственной власти и органами местного самоуправления информации для включения в государственную информационную систему промышленности и размещении информации государственной информационной системы промышленности в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Обоснование необходимости внесения изменений: уточнение состава информации, предоставляемой в государственную информационную систему промышленности, в части включения в нее информации о заключении, изменении, расторжении специальных инвестиционных контрактов, а также результатах контроля за исполнением инвестором обязательств по специальным инвестиционным контрактам в составе, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 12 части 4 статьи 14 и часть 3 статьи 18.5 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации" в редакции законопроекта).
Срок подготовки - 90 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минпромторг России.
Соисполнители - Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, ФАС России, Минсельхоз России, Минэнерго России, Минфин России;
2) постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 438 "О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации".
Обоснование необходимости внесения изменений: наделение Минпромторга России полномочиями по ведению реестра СПИК, а также по осуществлению подготовки и представлению в Правительство Российской Федерации сводного отчета о результатах реализации проектов по СПИК (пункты 8 и 9 части 3 статьи 6, часть 14 статьи 18.3 и часть 2 статьи 18.5 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации" в редакции законопроекта).
Срок подготовки - 90 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минпромторг России.
III. Принятие Федерального закона потребует признания утратившими силу следующих постановлений Правительства Российской Федерации:
1) постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2015 г. N 708 "О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности".
Обоснование необходимости признания акта Правительства Российской Федерации утратившим силу: установление нового порядка заключения специальных инвестиционных контрактов в статье 18.3 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации" в редакции законопроекта.
Срок подготовки - одновременно с разработкой законопроекта.
Ответственный исполнитель - Минпромторг России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, ФАС России, Минсельхоз России, Минэнерго России, Минфин России;
2) постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2017 г. N 623 "О порядке формирования и ведения перечня инвестиционных проектов, реализация которых дает право субъектам деятельности в сфере промышленности на получение до 2025 года финансовой поддержки в виде льгот по налогам и сборам в соответствии с законодательством о налогах и сборах".
Обоснование необходимости признания акта Правительства Российской Федерации утратившим силу: установление нового порядка ведения реестра специальных инвестиционных контрактов, состава сведений, включаемых в него, в том числе порядка предоставления информации в реестр специальных инвестиционных контрактов в пункте 7.3 части 1 статьи 6 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации" в редакции законопроекта.
Срок подготовки - 90 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минпромторг России.
IV. Принятие Федерального закона потребует принятия следующих нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти:
1) приказы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на заключение специальных инвестиционных контрактов в отраслях промышленности, об утверждении формы предложения о заключении специального инвестиционного контракта, направляемого инвестором при инициативе инвестора по заключению специального инвестиционного контракта.
Обоснование необходимости подготовки: часть 8 статьи 18.3 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации" в редакции законопроекта.
Срок подготовки - 90 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственные исполнители - Минпромторг России, Минсельхоз России, Минэнерго России в части курируемых отраслей промышленности;
2) приказ Минфина России об утверждении методики расчета совокупного объема расходов бюджетов всех уровней, осуществленных в целях поддержки инвестиционного проекта, в отношении которого заключен специальный инвестиционный контракт, в целях сопоставления с объемом капитальных вложений в инвестиционный проект.
Обоснование необходимости подготовки: абзац третий части 4 статьи 18.2 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации" в редакции законопроекта.
Срок подготовки - 90 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минфин России.
Соисполнители - Минпромторг России, ФАС России, Минсельхоз России, Минэнерго России, Минэкономразвития России.
V. Принятие Федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия указов Президента Российской Федерации, приостановления постановлений Правительства Российской Федерации, признания утратившими силу, приостановления, изменения нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.