Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 634972-7 "О внесении изменения в статью 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (в части зачисления государственной пошлины за совершение нотариальных действий)",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 634972-7 "О внесении изменения в статью 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект N 634972-7), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Нормами законопроекта N 634972-7 предлагает внести изменения в абзац шестнадцатый пункта 2 статью 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), предусматривающие зачисление в бюджеты муниципальных районов государственной пошлины за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации на совершение нотариальных действий в случае отсутствия в населенном пункте, расположенном вне границ поселений, нотариуса. При этом действующая редакция абзаца шестнадцатого пункта 2 статьи 61.1 БК РФ предусматривает, что в бюджет муниципального района подлежит зачислению государственная пошлины за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления муниципального района, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации на совершение нотариальных действий в населенном пункте, который расположен на межселенной территории и в котором отсутствует нотариус.
Необходимо также учитывать, что в настоящее время согласно пункту 2 статьи 61.1 БК РФ в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению также другие виды государственной пошлины, в частности, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), за государственную регистрацию транспортных средств, за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции и некоторые другие. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 61.2 БК РФ и пунктом 2 статьи 61.3 БК РФ в бюджеты городских округов и городских округов с внутригородским делением подлежат зачислению налоговые доходы от государственной пошлины - в соответствии с пунктом 2 статьи 61.1 данного Кодекса.
Вместе с тем, следует отметить, что в настоящее время согласно статье 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), а также статьям 1 и 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1 (далее - Основы о нотариате) главам местных администраций городских округов и специально уполномоченным должностным лицам местного самоуправления городских округов, не предоставлено право совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 указанных Основ.
В связи с этим в настоящее время исходя из системного толкования положений указанных законодательных актов нормы абзаца шестнадцатого пункта 2 статьи 61.1 БК РФ предоставляют возможность зачисления государственной пошлины за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления муниципального района в населенном пункте, который расположен на межселенной территории и в котором отсутствует нотариус только в бюджеты муниципальных районов. Данная норма не может распространяться в отношении порядка зачисления доходов от уплату указанного государственной пошлины в бюджеты городских округов и городских округов с внутригородским делением, в том числе и в связи с тем, что согласно положениям пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ межселенные территории могут входить только в состав муниципальных районов.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что Федеральным законом от 3 апреля 2017 года N 62-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были внесены изменения в часть 1 статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ, устанавливающие, что городской округ представляет собой один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В связи с этим в настоящее время городской округ не является городским поселением.
Кроме того, согласно части 3.1 статьи 13 Федерального закона N 131-ФЗ допускается объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, с городским округом. При этом поселение, объединенное с городским округом, утрачивает статус муниципального образования, муниципальный район, в котором все поселения, входившие в его состав, объединились с городским округом, утрачивает статус муниципального образования.
Проводимые в связи с этим в субъектах Российской Федерации преобразования муниципальных образований, предусматривающие объединения поселения (поселений) с городским округом и утратой такого поселения (поселений) статуса муниципального образования, расширением границ городских округов до границ муниципальных районов приводят к снижению территориальной доступности предоставления нотариусами гражданам нотариальных услуг, проживающих в отдельных населенных пунктах, в которых ранее органы местного самоуправления упраздненных поселений обладали правом совершать нотариальные действия. При этом у нотариусов, находящихся в населенном пункте, являющимся административным центром городского округа, вызывают особые организационные и транспортные сложности оказания гражданам нотариальных услуг в отдаленных населенных пунктах, в труднодоступных и малонаселенных местностях, расположенных в границах городского округа.
В связи с этим в настоящее время в Государственную Думу внесен проект федерального закона N 634954-7 "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предоставляющей возможность совершить нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 Основ, во входящем в состав территории городского округа населенном пункте, не являющемся его административным центром, в котором нет нотариуса, уполномоченным должностным лицом местной администрации городского округа, в случае если такое должностное лицо в соответствии со своей должностной инструкцией исполняет должностные обязанности в данном населенном пункте. В связи с этим потребовалось внесения соответствующих изменений в БК РФ, предусмотренных законопроектом N 634972-7.
В тоже время полагаем, что проектируемая законопроектом N 634972-7 редакция абзаца шестнадцатого пункта 2 статью 61.1 БК РФ носит неоднозначный характер с учетом положений действующих пункта 2 статьи 61.2 БК РФ и пункта 2 статьи 61.3 БК РФ, поскольку населенный пункт, расположенный вне границ поселения, может находиться на межселенной территории в границах территории муниципального района, а также на территории городского округа и городского округа с внутригородским делением. В связи с этим предлагаемая редакция указанного положения законопроекта может вызвать неоднозначное толкование на практике, а также потребовать разъяснений относительно порядка зачисления указанных доходов от уплаты государственной пошлины в бюджеты муниципальных районов и городских округов.
Предлагаемая конструкция указанной нормы законопроекта чрезмерно усложнена и допускает различные толкования, что не соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 15 июля 1999 года N 11-П, от 25 февраля 2004 года N 4-П, от 20 апреля 2009 года N 7-П, от 6 декабря 2011 года N 27-П, от 29 июня 2012 года N 16-П, от 22 апреля 2013 года N 8-П, от 16 апреля 2015 года N 8-П и др.), согласно которой правовые нормы должны соответствовать общеправовым требованиям определенности, ясности, недвусмысленности.
В связи с этим предлагаем сохранить действующую редакцию абзаца шестнадцатого пункта 2 статью 61.1 БК РФ, а нормами законопроекта пункт 2 статьи 61.2 БК РФ дополнить новым абзацем, предусматривающим, что в бюджеты городских округов подлежат зачислению налоговые доходы от государственной пошлины за совершение нотариальных действий уполномоченным в соответствии с законодательными актами Российской Федерации должностным лицом местной администрации городского округа, во входящем в состав территории городского округа населенном пункте, не являющемся административным центром, в котором нет нотариуса. Аналогичные изменения необходимо внести также в пункт 2 статьи 61.3 БК РФ.
Кроме того, необходимо учитывать, что в Государственную Думу внесен проект федерального закона N 631751-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривающей введение нового вида муниципального образования - "муниципальный округ", под которым понимается три и более объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Полагаем, что принятие законопроекта N 631751-7 также потребует внесения изменений в Основы о нотариате и Федеральный закон N 131-ФЗ, предоставляющие возможность совершить нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 Основ о нотариате, во входящем в состав территории муниципального округа населенном пункте, не являющемся его административным центром, в котором нет нотариуса, уполномоченным должностным лицом местной администрации муниципального округа, а также в БК РФ - в части зачисления в бюджет муниципального округа государственной пошлины за совершение нотариальных действий соответствующим должностным лицом.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает, что представленный законопроект нуждается в доработке при его рассмотрении Государственной Думой во втором чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.