Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам национальностей
на проект федерального закона N 556362-7 "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по делам национальностей (далее - Комитет) в соответствии с решением Совета Государственной Думы от 1 октября 2018 года N 146, п. 1 рассмотрел в части вопросов ведения Комитета проект федерального закона N 556362-7 "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - Законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации и отмечает следующее.
Законопроект подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года N 326.
Законопроект сформирован на основе "базового" варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, который предполагает учет фактора продления антироссийской санкционной политики и ответных экономических мер со стороны России на протяжении всего прогнозного периода, а также отсутствие иных геополитических потрясений и экономических шоков.
Основные характеристики федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
млрд рублей
Наименование |
2017 год (отчет) |
2018 год (оценка) |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
|||||
Закон N 362-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 362-ФЗ |
к закону, % |
к Законопроекту на 2020 год, % |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 = 5 / 4 * 100 |
7 |
8 |
9 = 8 / 7 * 100 |
10 |
11 = 10 / 8 * 100 |
Доходы, всего |
15 088,9 |
18 747,5 |
15 554,6 |
19 969,3 |
128,4 |
16 285,4 |
20 218,6 |
124,2 |
20 978,0 |
103,8 |
%% к ВВП |
16,4 |
18,5 |
15,1 |
18,9 |
|
14,8 |
18,3 |
|
17,7 |
|
Расходы, всего |
16 420,3 |
17 424,5* |
16 373,7 |
18 037,2 |
110,2 |
17 155,3 |
18 994,3 |
110,7 |
20 026,0 |
105,4 |
%% к ВВП |
17,8 |
17,2 |
15,9 |
17,0 |
|
15,6 |
17,2 |
|
16,9 |
|
в том числе условно утвержденные |
|
- |
|
|
|
428,9 |
474,9 |
110,7 |
1 001,3 |
210,8 |
%% к общему объему расходов |
|
- |
|
|
|
2,5 |
2,5 |
|
5,0 |
|
Дефицит (-)/ Профицит (+) |
-1 331,4 |
+1 323,0 |
-819,1 |
+1 932,1 |
|
-869,8 |
+1 224,4 |
|
+952,0 |
77,8 |
%% к ВВП |
1,4 |
1,3 |
0,8 |
1,8 |
|
0,8 |
1,1 |
|
0,8 |
|
Ненефтегазовый дефицит |
-7 303,3 |
-7 391,3 |
-6 066,6 |
-6 366,2 |
104,9 |
-6 310,2 |
-6 711,9 |
106,4 |
-7 066,3 |
105,3 |
%% к ВВП |
7,9 |
-7,3 |
5,9 |
6,0 |
|
5,7 |
6,1 |
|
6,0 |
|
______________________________
* - с учетом изменений сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2018 г., включая переходящие остатки 2017 г.
______________________________
В 2018-2021 годах прогнозируется снижение общего объема расходов федерального бюджета с 17,2% ВВП в 2018 году до 16,9% ВВП к 2021 году. При этом объем условно утвержденных расходов составит 474,9 млрд рублей (2,5% к общему объему расходов) в 2020 году и 1 001,3 млрд рублей (5% к общему объему расходов) в 2021 году.
Снижение доли общего объема расходов федерального бюджета к объему ВВП обусловлено более высокими темпами роста ВВП по отношению к темпам роста номинального объема расходов и более умеренным ростом доходов по отношению к ВВП.
Формирование объема и структуры расходов федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов осуществлялось в соответствии с Правилами составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года N 326, предусматривающими обособление планируемых бюджетных ассигнований на исполнение действующих (предельные базовые бюджетные ассигнования) и принимаемых (дополнительные бюджетные ассигнования).
Программная структура расходов федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
В соответствии с перечнем государственных программ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 года N 1950-р, государственные программы сгруппированы по 5 основным направлениям.
млн рублей
Наименование |
2018 год* |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
|||||
Закон N 362-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 362-ФЗ |
к закону, % |
к Законопроекту на 2020 год, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 = 4 / 3 * 100 |
6 |
7 |
8 = 7 / 6 * 100 |
9 |
10 = 9 / 7 * 100 |
Расходы на реализацию государственных программ, всего |
9 869 021,5 |
8 870 231,3 |
13 052 812,3 |
147,2 |
9 000 017,1 |
13 582 834,3 |
150,9 |
13 911 511,6 |
102,4 |
в том числе по направлениям: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I. Новое качество жизни(12программ) |
3 561 775,3 |
3 274 215,2 |
3 456 499,6 |
105,6 |
3 378 421,7 |
3 754 286,2 |
111,1 |
3 760 286,2 |
100,2 |
II. Инновационное развитие и модернизация экономики (18 программ), без закрытой части |
2 368 033,7 |
2 075 264,7 |
2 754 618,0 |
132,7 |
2 106 375,8 |
2 892 007,3 |
137,3 |
3 006 002,7 |
103,9 |
III. Обеспечение национальной безопасности (2 программы), без закрытой части |
2 007,6 |
1 607,3 |
1 401 238,2 |
87 177,7 |
1 638,5 |
1 450 680,2 |
88 538,6 |
1 498 854,4 |
103,3 |
IV. Сбалансированное региональное развитие (6программ) |
1 200 923,5 |
1 046 746,3 |
1 180 336,3 |
112,8 |
1 028 290,1 |
1 146 674,5 |
111,5 |
1 059 340,4 |
92,4 |
V. Эффективное государство (4 программы), без закрытой части |
1 764 751,7 |
1 610 092,7 |
1 696 191,3 |
105,3 |
1 672 689,1 |
1 739 031,0 |
104,0 |
1 874 602,6 |
107,8 |
Расходы на реализацию государственных программ (закрытая часть) |
971 529,6 |
862 305,1 |
2 563 928,9 |
297,3 |
812 602,0 |
2 600 155,2 |
320,0 |
2 712 425,3 |
104,3 |
______________________________
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2018 г.
______________________________
Комитет определен ответственным за рассмотрение следующих государственных программ Российской Федерации:
- Государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года;
- Государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами";
- Государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики".
Государственная программа "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года
млн рублей
Наименование |
2018 год* |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
|||||
Закон N 362-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 362-ФЗ |
к закону, % |
к Законопроекту на 2020 год, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 = 4 / 3 * 100 |
6 |
7 |
8 = 7 / 6 * 100 |
9 |
10 = 9 / 7 * 100 |
Всего |
14 165,6 |
13 610,3 |
14 208,9 |
104,4 |
13 615,0 |
13 613,9 |
100,0 |
13 531,2 |
99,4 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма "Социально-экономическое развитие Ставропольского края на 2016-2025 годы" |
500,0 |
500,0 |
500,0 |
100,0 |
500,0 |
500,0 |
100,0 |
500,0 |
100,0 |
Подпрограмма "Социально-экономическое развитие Республики Северная Осетия - Алания на 2016-2025 годы" |
900,0 |
500,0 |
500,0 |
100,0 |
500,0 |
500,0 |
100,0 |
500,0 |
100,0 |
Подпрограмма "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2016-2025 годы" |
500,0 |
500,0 |
500,0 |
100,0 |
500,0 |
500,0 |
100,0 |
500,0 |
100,0 |
Подпрограмма "Социально-экономическое развитие Карачаево-Черкесской Республики на 2016-2025 годы" |
593,4 |
500,0 |
500,0 |
100,0 |
500,0 |
500,0 |
100,0 |
500,0 |
100,0 |
Подпрограмма "Социально-экономическое развитие Кабардино-Балкарской Республики на 2016-2025 годы" |
500,0 |
500,0 |
500,0 |
100,0 |
500,0 |
500,0 |
100,0 |
500,0 |
100,0 |
Подпрограмма "Социально-экономическое развитие Республики Дагестан на 2016-2025 годы" |
945,9 |
657,8 |
657,8 |
100,0 |
741,6 |
741,6 |
100,0 |
651,3 |
87,8 |
Подпрограмма "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2016-2025 годы" |
401,0 |
401,0 |
401,0 |
100,0 |
401,0 |
401,0 |
100,0 |
401,0 |
100,0 |
Подпрограмма "Развитие туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе" |
4 355,0 |
4 500,0 |
4 600,0 |
102,2 |
4 500,0 |
4 500,0 |
100,0 |
4 500,0 |
100,0 |
Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года" |
520,5 |
436,2 |
964,9 |
221,2 |
438,1 |
467,1 |
106,6 |
474,7 |
101,6 |
Подпрограмма "Формирование инфраструктуры государственной информационной политики в Северо-Кавказском федеральном округе" |
80,0 |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
- |
Подпрограмма "Создание медицинского кластера на территории Кавказских Минеральных Вод и реализация инвестиционных проектов Северо-Кавказского федерального округа" |
4 869,7 |
5 115,2 |
5 085,2 |
99,4 |
5 034,3 |
5 004,3 |
99,4 |
5 004,3 |
100,0 |
______________________________
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2018 г.
______________________________
Бюджетные ассигнования, предусмотренные в Законопроекте на реализацию государственной программы "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года, в 2019 году составят 14 208,9 млн рублей, в 2020 году - 13 613,9 млн рублей, в 2021 году - 13 531,2 млн рублей.
Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2019 году увеличены на 598,6 млн рублей, в 2020 году уменьшены на 1,0 млн рублей, в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2020 год, уменьшены на 82,7 млн рублей.
млн рублей
Структурный элемент |
(2019 Законопроект - 2019 Закон N 362-ФЗ) |
(2020 Законопроект - 2020 Закон N 362-ФЗ) |
(2021 Законопроект - 2020 Законопроект) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Всего |
598,6 |
-1,0 |
-82,7 |
в том числе: |
|
|
|
Подпрограмма "Социально-экономическое развитие Республики Дагестан на 2016-2025 годы" |
0,0 |
0,0 |
-90,3 |
Основное мероприятие "Реализация проектов по социально-экономическому развитию Республики Дагестан" |
0,0 |
0,0 |
-90,3 |
Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года" |
528,6 |
29,0 |
7,6 |
Основное мероприятие "Строительство объектов, направленных на предотвращение негативных последствий природных катастроф на территории Северо-Кавказского федерального округа" |
500,0 |
0,0 |
0,0 |
Иные основные мероприятия |
28,6 |
29,0 |
7,6 |
Подпрограмма "Создание медицинского кластера на территории Кавказских Минеральных Вод и реализация инвестиционных проектов Северо-Кавказского федерального округа" |
-30,0 |
-30,0 |
0,0 |
Основное мероприятие "Создание инновационного медицинского кластера и развитие инвестиционной среды в Северо-Кавказском федеральном округе" |
-30,0 |
-30,0 |
0,0 |
Подпрограмма "Развитие туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе" |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
Основное мероприятие "Развитие особых экономических зон туристско-рекреационного кластера в Северо-Кавказском федеральном округе" |
100,0 |
0,0 |
0,0 |
На изменение параметров финансового обеспечения государственной программы повлияло применение общих подходов к формированию Законопроекта.
Уменьшение параметров финансового обеспечения по основному мероприятию "Реализация проектов по социально-экономическому развитию Республики Дагестан" подпрограммы "Социально-экономическое развитие Республики Дагестан на 2016-2025 годы" обусловлено уменьшением бюджетных ассигнований в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными в Законопроекте на 2020 год, на 90,3 млн рублей в связи с уточнением потребности в средствах федерального бюджета на строительство наружных сетей канализации и очистных сооружений переселенческого Новолакского района.
Увеличение параметров финансового обеспечения по основному мероприятию "Строительство объектов, направленных на предотвращение негативных последствий природных катастроф на территории Северо-Кавказского федерального округа" подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года" обусловлено увеличением бюджетных ассигнований в 2019 году по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, на 500,0 млн рублей в связи с началом реализации и финансированием мероприятий по защите объектов капитального строительства от чрезвычайных ситуаций природного характера на территории Северо-Кавказского федерального округа.
Увеличение параметров финансового обеспечения по основному мероприятию "Развитие особых экономических зон туристско-рекреационного кластера в Северо-Кавказском федеральном округе" подпрограммы "Развитие туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе" обусловлено увеличением бюджетных ассигнований в 2019 году по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, на 100,0 млн рублей в связи с началом реализации мероприятий по разработке проектно-сметной документации по объектам капитального строительства всесезонного туристско-рекреационного кластера "Мамисон", расположенного на территории РСО-Алания.
Государственная программа "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами"
млн рублей
Наименование |
2018 год* |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
|||||
Закон N 362-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 362-ФЗ |
к закону, % |
к Законопроекту на 2020 год, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 = 4 / 3 * 100 |
6 |
7 |
8 = 7 / 6 * 100 |
9 |
10 = 9 / 7 * 100 |
Всего |
917 984,7 |
793 350,9 |
900 225,2 |
113,5 |
805 401,1 |
886 951,8 |
110,1 |
903 278,1 |
101,8 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма "Совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" |
14 531,1 |
12 465,7 |
13 480,6 |
108,1 |
10 496,9 |
12 790,0 |
121,8 |
10 813,7 |
84,5 |
Подпрограмма "Выравнивание финансовых возможностей бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов" |
903 413,6 |
780 845,2 |
886 704,6 |
113,6 |
794 864,2 |
874 121,8 |
110,0 |
892 424,4 |
102,1 |
Подпрограмма "Совершенствование разграничения полномочий между уровнями публичной власти и контроля за осуществлением переданных федеральных полномочий" |
40,0 |
40,0 |
40,0 |
100,0 |
40,0 |
40,0 |
100,0 |
40,0 |
100,0 |
______________________________
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2018 г.
______________________________
Бюджетные ассигнования, предусмотренные в Законопроекте на реализацию государственной программы "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами", в 2019 году составят 900 225,2 млн рублей, в 2020 году - 886 951,8 млн рублей, в 2021 году - 903 278,1 млн рублей.
Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2019 году увеличены на 106 874,3 млн рублей, в 2020 году - на 81 550,7 млн рублей, в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2020 год, увеличены на 16 326,3 млн рублей.
млн рублей
Структурный элемент |
(2019 Законопроект - 2019 Закон N 362-ФЗ) |
(2020 Законопроект - 2020 Закон N 362-ФЗ) |
(2021 Законопроект - 2020 Законопроект) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Всего |
106 874,3 |
81 550,7 |
16 326,3 |
в том числе: |
|
|
|
Подпрограмма "Совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" |
1 014,9 |
2 293,1 |
-1 976,3 |
Основное мероприятие "Повышение эффективности предоставления и использования субвенций" |
1 014,9 |
2 293,1 |
-1 976,3 |
Подпрограмма "Выравнивание финансовых возможностей бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов" |
105 859,4 |
79 257,6 |
18 302,6 |
Основное мероприятие "Выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации" |
27 016,0 |
25 432,1 |
10 977,5 |
Основное мероприятие "Поддержка мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами власти другого уровня" |
78 876,6 |
53 856,1 |
7 294,5 |
Основное мероприятие "Создание условий для устойчивого исполнения бюджетов закрытых административно-территориальных образований" |
-33,2 |
-30,6 |
30,6 |
На изменение параметров финансового обеспечения государственной программы повлияло применение общих подходов к формированию Законопроекта.
Изменение параметров финансового обеспечения по основному мероприятию "Повышение эффективности предоставления и использования субвенций" подпрограммы "Совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" обусловлено:
увеличением бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2019 году на 1 014,9 млн рублей, в 2020 году на 2 293,1 млн рублей, в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2020 год, на 298,4 млн рублей в связи с увеличением объема единой субвенции, а также продлением мероприятий по переводу актов гражданского состояния в электронную форму до 31 декабря 2020 года;
сокращением бюджетных ассигнований в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2020 год, на 2 274,7 млн рублей в связи с завершением в 2020 году перевода в электронную форму книг государственной регистрации актов гражданского состояния (в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 23 июня 2016 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния").
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Выравнивание финансовых возможностей бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов" обусловлено:
по основному мероприятию "Выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации" - увеличением бюджетных ассигнований на предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2019 году на 27 016,0 млн рублей, в 2020 году на 25 432,1 млн рублей, в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2020 год, на 10 977,5 млн рублей в связи с уточнением прогнозного объема прироста 1 процентного пункта налога на прибыль, централизованного в федеральный бюджет, а также перераспределением бюджетных ассигнований федерального бюджета между основными мероприятиями подпрограммы;
по основному мероприятию "Поддержка мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами власти другого уровня" - увеличением бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2019 году на 78 876,6 млн рублей, в 2020 году на 53 856,1 млн рублей, в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2020 год, на 7 294,5 млн рублей за счет:
выделения дополнительных бюджетных ассигнований в объеме 50 000,0 млн рублей ежегодно на предоставление дотаций на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и иные цели;
увеличения общего объема дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2019 году на 35 967,5 млн рублей, в 2020 году на 19 468,6 млн рублей, в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2020 год, на 7 325,1 млн рублей в связи с уточнением прогнозного объема поступлений от налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет по ставке 2%, и перераспределением 5% от общего объема средств субсидии, предусмотренной на софинансирование капитальных вложений в рамках федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года";
предоставления дотации Саратовской области в 2019 году в объеме 33,2 млн рублей, в 2020 году 30,6 млн рублей в целях обеспечения сбалансированности бюджета городского округа Шиханы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 июля 2018 года N 424;
сокращения объемов дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с перераспределением бюджетных ассигнований на реализацию иных мероприятий подпрограммы в 2019 году в объеме 7 124,1 млн рублей, в 2020 году в объеме 15 643,1 млн рублей;
по основному мероприятию "Создание условий для устойчивого исполнения бюджетов ЗАТО" - уменьшением бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2019 году на 33,2 млн рублей, в 2020 году на 30,6 млн рублей за счет сокращения общего объема дотаций, связанных с особым режимом безопасного функционирования закрытых административно-территориальных образований, в связи с упразднением закрытого административно-территориального образования - г. Шиханы Саратовской области, а также увеличением бюджетных ассигнований в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2020 год, на 30,6 млн рублей в целях доведения до уровня 2020 года, утвержденного в Законе N 362-ФЗ, общего объема дотаций, связанных с особым режимом безопасного функционирования закрытых административно-территориальных образований.
Государственная программа "Реализация государственной национальной политики"
млн рублей
Наименование |
2018 год* |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
|||||
Закон N 362-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 362-ФЗ |
к закону, % |
к Законопроекту на 2020 год, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 = 4 / 3 * 100 |
6 |
7 |
8 = 7 / 6 * 100 |
9 |
10 = 9 / 7 * 100 |
Всего |
3 385,6 |
2 207,1 |
2 300,9 |
104,3 |
2 214,3 |
2 267,5 |
102,4 |
2 277,1 |
100,4 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма "Государственно-общественное партнерство в сфере государственной национальной политики Российской Федерации" |
2 295,0 |
1 120,0 |
1 120,0 |
100,0 |
1 120,0 |
1 120,0 |
100,0 |
1 120,0 |
100,0 |
Подпрограмма "Общероссийская гражданская идентичность и этнокультурное развитие народов России" |
358,2 |
372,8 |
374,5 |
100,5 |
372,8 |
374,5 |
100,5 |
374,5 |
100,0 |
Подпрограмма "Русский язык и языки народов России" |
6,3 |
4,4 |
4,4 |
100,0 |
4,4 |
4,4 |
100,0 |
4,4 |
100,0 |
Подпрограмма "Коренные малочисленные народы Российской Федерации" |
117,9 |
121,8 |
162,8 |
133,7 |
121,8 |
121,8 |
100,0 |
121,8 |
100,0 |
Подпрограмма "Социально-культурная адаптация и интеграция мигрантов в Российской Федерации" |
37,0 |
37,8 |
37,8 |
100,0 |
37,8 |
37,8 |
100,0 |
37,8 |
100,0 |
Подпрограмма "Российское казачество" |
6,3 |
6,3 |
6,3 |
100,0 |
6,3 |
6,3 |
100,0 |
6,3 |
100,0 |
Подпрограмма "Профилактика экстремизма на национальной и религиозной почве" |
385,1 |
389,7 |
441,9 |
113,4 |
394,5 |
446,9 |
113,3 |
454,1 |
101,6 |
Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы" |
179,8 |
154,3 |
153,3 |
99,3 |
156,8 |
155,8 |
99,4 |
158,2 |
101,6 |
______________________________
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2018 г.
______________________________
Бюджетные ассигнования, предусмотренные в Законопроекте на реализацию государственной программы "Реализация государственной национальной политики", в 2019 году составят 2 300,9 млн рублей, в 2020 году - 2 267,5 млн рублей, в 2021 году - 2 277,1 млн рублей.
Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2019 году увеличены на 93,8 млн рублей, в 2020 году - на 53,2 млн рублей, в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2020 год, увеличены на 9,6 млн рублей.
млн рублей
Структурный элемент |
(2019 Законопроект - 2019 Закон N 362-ФЗ) |
(2020 Законопроект - 2020 Закон N 362-ФЗ) |
(2021 Законопроект - 2020 Законопроект) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Всего |
93,8 |
53,2 |
9,6 |
в том числе: |
|
|
|
Подпрограмма "Общероссийская гражданская идентичность и этнокультурное развитие народов России" |
1,7 |
1,7 |
0,0 |
Основное мероприятие "Укрепление общероссийской гражданской идентичности" |
1,7 |
1,7 |
0,0 |
Подпрограмма "Коренные малочисленные народы Российской Федерации" |
41,0 |
0,0 |
0,0 |
Основное мероприятие "Повышение качества жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" |
41,0 |
0,0 |
0,0 |
Подпрограмма "Профилактика экстремизма на национальной и религиозной почве" |
52,1 |
52,4 |
7,2 |
Основное мероприятие "Мониторинг в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений" |
52,0 |
52,0 |
0,0 |
Основное мероприятие "Реализация мер по профилактике и предупреждению попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды" |
0,1 |
0,4 |
7,2 |
Иные подпрограммы |
-1,1 |
-1,0 |
2,4 |
На изменение параметров финансового обеспечения государственной программы повлияло применение общих подходов к формированию Законопроекта.
Увеличение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Общероссийская гражданская идентичность и этнокультурное развитие народов России" в части основного мероприятия "Укрепление общероссийской гражданской идентичности" обусловлено увеличением объема бюджетных ассигнований на осуществление государственной поддержки реализации проекта "Всероссийская просветительская акция "Большой этнографический диктант" в 2019-2020 годах - на 1,7 млн рублей ежегодно.
Увеличение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Коренные малочисленные народы Российской Федерации" в рамках основного мероприятия "Повышение качества жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" обусловлено увеличением объема бюджетных ассигнований на предоставление субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в 2019 году на 41,0 млн рублей.
Увеличение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Профилактика экстремизма на национальной и религиозной почве" обусловлено увеличением объема бюджетных ассигнований по основному мероприятию "Мониторинг в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений" на развитие государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций на 52,0 млн рублей ежегодно.
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) из федерального бюджета
Субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации являются инструментом решения общегосударственных задач на региональном уровне и предоставляются субъектам Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации в 2019-2021 годах предусматриваются по различным направлениям, в том числе:
- на осуществление социальных выплат гражданам, проживающим в оползневой зоне на территории Чеченской Республики, в целях переселения в районы с благоприятными условиями проживания на территории Чеченской Республики бюджетные ассигнования предусмотрены в 2019-2021 годах в объеме 99,0 млн рублей ежегодно, на уровне объемов, утвержденных Законом N 362-ФЗ;
- на мероприятия по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа бюджетные ассигнования предусмотрены в 2019 году в объеме 4 058,8 млн рублей, в 2020 году - 3 642,6 млн рублей, в 2021 году - 3 552,3 млн рублей.
За счет указанной субсидии планируется осуществить следующие мероприятия: строительство и реконструкцию объектов коммунального хозяйства в Республике Дагестан; защита объектов капитального строительства от чрезвычайных ситуаций природного характера; реализация инвестиционных проектов по социально-экономическому развитию Ставропольского края, Республики Северная Осетия - Алания, Республики Ингушетия, Карачаево - Черкесской Республики, Кабардино - Балкарской Республики, Республики Дагестан, Чеченской Республики, направленных на развитие реального сектора экономики;
- на проведение Северо-Кавказского молодежного форума "Машук" бюджетные ассигнования предусмотрены в 2019-2021 годах в объеме 36,5 млн рублей ежегодно;
- на реализацию мероприятий по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России бюджетные ассигнования предусмотрены в 2019 году в объеме 329,2 млн рублей, в 2020 и 2021 годах - 329,1 млн рублей ежегодно.
За счет указанной субсидии в 2019-2021 годах планируется осуществить мероприятия, направленные на формирование и укрепление гражданского патриотизма и российской гражданской идентичности, этнокультурное развитие народов России и поддержку языкового многообразия на территории Российской Федерации;
- на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока бюджетные ассигнования предусмотрены в 2019 году в объеме 155,0 млн рублей, в 2020 и 2021 годах - 113,9 млн рублей ежегодно.
За счет субсидии на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в 2019-2021 годах планируется осуществить мероприятия, направленные на создание условий для повышения доступности для коренных малочисленных народов объектов социальной и инженерной инфраструктуры, развитие сферы образования, культуры и медицинского обслуживания коренных малочисленных народов, в том числе проведение этнокультурных мероприятий, сохранение видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и их материально-экономическое обеспечение.
Комитет Государственной Думы по делам национальностей считает необходимым отметить, что с 2009 года наблюдается динамика снижения объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов: 2009 год - 600 млн руб., с 2010 по 2013 годы - 240 млн руб. 2014 год - 228 млн руб., 2015 год - 205,2 млн руб., 2016 год - 142,0 млн рублей, 2017 год - 120,3 млн рублей, 2018 год - 117,2 млн рублей. В 2019 году в объеме 155,0 млн рублей, в 2020 и 2021 годах - 113,9 млн рублей ежегодно.
Предоставление субъектам Российской Федерации субсидий на оказание поддержки социального и экономического развития коренных малочисленных народов стимулирует в регионах проведение целого комплекса мер в отношении коренных малочисленных народов. За счет указанных бюджетных средств субъектами Российской Федерации осуществляется широкий круг мероприятий социальной направленности, в том числе компенсируются затраты на проезд к месту обучения, обучение в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, оказание медицинской, включая стоматологическую и наркологическую, помощи и санаторно-профилактических услуг для представителей коренных малочисленных народов и тому подобные мероприятия.
В этой связи Комитет отмечает, что требуются дополнительные бюджетные ассигнования из федерального бюджета на предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку социального и экономического развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: на 2019 год - 269 617,7 тыс. рублей, на 2020 год - 263 127,3 тыс. рублей, на 2021 год - 256 125,5 тыс. рублей.
По итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям 31 октября 2016 г. Правительству Российской Федерации дано поручение создать дополнительный объект многофункциональной инфраструктуры - Дом народов России (абзац 2 подпункта "г" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 4 декабря 2016 г. N Пр-2338).
Целью создания Дома народов России является поддержка, стимулирование и координация деятельности федеральных национально-культурных автономий и межнациональных общественных объединений, участвующих в реализации государственной национальной политики, направленной на формирование общероссийской гражданской идентичности, гармонизацию межнациональных отношений, укрепление мира и добрососедства между народами.
В настоящее время здание, в котором планируется разместить АНО "Дом народов России", передано в оперативное управление ФАДН России от ФСИН России, подписано распоряжение ТУ Росимущества в городе Москве от 17.08.2018 N 1142 "О закреплении нежилого здания, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Щепкина, д. 22, на праве оперативного управления за Федеральным агентством по делам национальностей", подписаны акты о приеме-передаче здания.
Согласно произведенным расчетам ФАДН России на содержание и эксплуатацию вышеуказанного объекта недвижимости существует дополнительная потребность в бюджетных ассигнованиях федерального бюджета на 2019-2021 г.г. в размере 36 100 тыс. рублей ежегодно.
Начиная с 2016 года Роспечатью реализуется Программа поддержки национальных литератур народов России (далее - Программа). Этот масштабный социально значимый проект был создан с целью сохранения, продвижения и пропаганды достижений национальных литератур народов, проживающих в Российской Федерации. В настоящее время в Программе участвуют представители 59 национальных литератур народов России.
По предложению Комитета и Роспечати ФАДН России готово включить мероприятия вышеуказанной Программы в государственную программу Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики". Однако Минфин России не изыскал средств. На мероприятия Программы требуются дополнительные средства из федерального бюджета в размере 49 350,0 тыс. рублей на 2019 г. и по 41 850,0 тыс. рублей в 2020 и в 2021 годах.
В соответствии со Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года одним из основных принципов государственной национальной политики Российской Федерации является взаимодействие государственных и муниципальных органов власти с институтами гражданского общества. С момента принятия в 1996 году Федерального закона N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии" этот институт прошел долгий путь становления и сегодня является заметным участником работы по сохранению самобытности, культуры, языка наших народов, укреплению единства многонационального народа страны. К настоящему моменту в Российской Федерации образовано 19 федеральных, 1600 региональных и местных национально-культурных автономий.
Принимая во внимание значимую роль национально-культурных автономий в реализации государственной национальной политики, представляется необходимым расширить государственную программу Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" новой подпрограммой "Национально-культурные автономии Российской Федерации", предусмотрев соответствующую финансовую поддержку. Названная подпрограмма станет инструментом для повышения эффективности деятельности национально-культурных автономий при реализации государственной национальной политики Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного Комитет Государственной Думы по делам национальностей поддерживает проект федерального закона N 556362-7 "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", внесенный Правительством Российской Федерации и рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
И.И. Гильмутдинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.