Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 556362-7 "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет), рассмотрев проект федерального закона N 556362-7 "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - законопроект, проект федерального бюджета), в части своей компетенции отмечает следующее.
Основным инструментом реализации целей развития страны, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ Президента РФ N 204) стали национальные проекты, бюджетные ассигнования на реализацию которых предусмотрены в проекте федерального бюджета в приоритетном порядке.
Национальный проект "Жилье и городская среда" рассмотрен президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 сентября 2018 года.
Общий объем финансирования национального проекта "Жилье и городская среда" составит 876,2 млрд рублей на период до 2024 года:
2019 год 105,3 млрд рублей;
2020 год 105,3 млрд рублей;
2021 год 108,4 млрд рублей;
2022 год 172,8 млрд рублей;
2023 год 172,4 млрд рублей;
2024 год 212,0 млрд рублей.
Бюджетные ассигнования, предусмотренные проектом федерального бюджета, на финансовое обеспечение реализации национального проекта "Жилье и городская среда" запланированы в 2019 году в объеме 105 300,1 млн рублей, в 2020 году -105 250,3 млн рублей, в 2021 году - 108 364,9 млн рублей.
млн рублей
Жилье и городская среда |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Итого: 2019-2021 годы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 = 2 + 3 + 4 |
Всего |
105 300,1 |
105 250,3 |
108 364,9 |
318 915,3 |
в том числе: |
|
|
|
|
Федеральный проект "Жилье" |
23 460,1 |
26 230,3 |
29 344,9 |
79 035,3 |
Федеральный проект "Формирование комфортной городской среды" |
46 420,0 |
43 600,0 |
43 600,0 |
133 620,0 |
Федеральный проект "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" |
35 420,0 |
35 420,0 |
35 420,0 |
106 260,0 |
Федеральный проект "Ипотека" |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
В рамках федерального проекта "Жилье" предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета на:
реализацию мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации - в 2019 году в объеме 22 460,0 млн рублей, в 2020 году - 25 230,0 млн рублей, в 2021 году - 28 340,0 млн рублей (Справочно: данные мероприятия направлены на софинансирование расходов на строительство социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры внутри комплексного освоения территорий в субъектах Российской Федерации);
реализацию мероприятий по разработке и актуализации технических нормативов - в 2019 году в объеме 1 000,1 млн рублей, в 2020 году - 1 000,3 млн рублей, в 2021 году - 1 004,9 млн рублей.
В рамках федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета на:
реализацию мероприятий по формированию комфортной городской среды - в 2019 году в объеме 41 320,0 млн рублей, в 2020 и 2021 годах - 38 500,0 млн рублей ежегодно;
реализацию проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях - победителях Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды - в 2019-2021 годах году в объеме 5 000,0 млн рублей ежегодно;
реализацию мероприятий по управлению и содержанию проектного офиса федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" - в 2019-2021 годах году в объеме 100,0 млн рублей ежегодно.
Формирование ведомственного проектного офиса предусмотрено пунктом 6 Методических указаний по разработке национальных проектов (программ) от 4 июня 2018 г. N 4072п-П6.
Однако его формирование в целях реализации одного федерального проекта, а также указанные объемы бюджетного финансирования не нашли своего обоснования в приложенных материалах.
Работы по благоустройству в рамках реализации мероприятий федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" должны быть синхронизированы с проведением капремонта общего имущества многоквартирных домов, реновацией, а также модернизацией существующих инженерных сетей, объектов транспортной и коммунальной инфраструктуры.
В рамках федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета на реализацию мероприятий по переселению граждан из непригодного для проживания жилищного фонда - в 2019-2021 годах году в объеме 35 420,0 млн рублей ежегодно.
Следует отметить несоответствие бюджетных ассигнований в паспорте национального проекта проекту федерального бюджета. Так, на 2019 год паспортом национального проекта предусмотрено 35 400,0 млн рублей, законопроектом - на 20,0 млн рублей больше (35 420,0 млн рублей); на 2020 год - 40 400,0 млн рублей и 35 420,0 млн рублей (на 4 980,0 млн рублей меньше) соответственно; на 2021 год - 45 400,0 млн рублей и 35 420,0 млн рублей (на 9 980,0 млн рублей) соответственно.
Согласно национальному проекту в период с 2019-2024 будет расселено только 9,5 млн кв. метров аварийного жилья и расселено около 531 тыс. человек (в 2019 году предполагается расселить 0,14 млн кв. метров аварийного жилья и 8,2 тыс. человек, в 2020 году - 1,0 млн кв. метров и 55,8 тыс. человек, в 2021 году - 1,14 млн кв. метров и 63,5 тыс. человек и в 2022 году - 1,5 млн кв. метров и 83,5 тыс. человек соответственно).
Таким образом, при указанных показателях к 1 января 2025 года не будет расселен даже аварийный фонд, признанный таковым после 1 января 2012 года, и составляющий 13,9 млн кв. метров, в котором проживает около 827 тыс. граждан (по состоянию на 1 июля 2018 года согласно данным сайта "Реформа ЖКХ").
Данные средства отражены в проекте федерального бюджета как Имущественный взнос Российской Федерации на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда. При этом, Федеральным законом от 31.12.2017 г. N 483-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" срок деятельности Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд ЖКХ) установлен до 1 января 2019 года.
Президентом Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственной совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации Правительству Российской Федерации было дано поручение от 24 мая 2017 года N Пр-1001ГС о разработке и внедрении новых механизмов переселения граждан из аварийного жилищного фонда с 1 января 2019 года.
Во исполнение пункта 6 Указа Президента РФ N 204 Правительством Российской Федерации подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым предлагается внести изменения в Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", направленные на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания (аварийного) жилищного фонда на всей территории Российской Федерации до 1 января 2026 года.
В рамках федерального проекта "Ипотека" предполагается осуществить мероприятия, направленные на совершенствование механизмов финансирования жилищного строительства посредством развития рынка ипотечных ценных бумаг.
Финансовое обеспечение федерального проекта "Ипотека" проектом паспорта национального проекта не предусмотрено. Бюджетные ассигнования на реализацию федерального проекта в рамках государственной программы законопроектом также не предусматриваются.
Расходы по национальному проекту "Жилье и городская среда" содержатся в госпрограмме "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Государственная программа "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - государственная программа) включена в перечень "пилотных" государственных программ (постановление Правительства РФ от 12.10.2017 г. N 1242 "О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации").
Мероприятия национального проекта интегрированы в государственную программу, что не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Кроме того, срок реализации национального проекта (до 2024 года) не соответствует сроку реализации проекта государственной программы (до 2025 года включительно).
Бюджетные ассигнования, предусмотренные в законопроекте на реализацию государственной программы, в 2019 году составят 177 381,0 млн рублей, в 2020 году - 169 930,7 млн рублей, в 2021 году - 167 141,3 млн рублей.
На изменение расходов на реализацию государственной программы повлияло выделение дополнительных бюджетных ассигнований в целях реализации национального проекта "Жилье и городская среда", предусмотренного Указом Президента РФ N 204.
Государственная программа включает в себя:
- подпрограмма 1 "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России" включает в себя:
- ведомственная целевая программа "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг";
- ведомственная целевая программа "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан, проживающих на сельских территориях";
- федеральный проект "Жилье";
- федеральный проект "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда";
- федеральный проект "Финансовая поддержка семей при рождении детей";
- подпрограмма 2 "Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан России" включает в себя:
- ведомственная целевая программа "Поддержка модернизации коммунальной и инженерной инфраструктуры субъектов Российской Федерации (муниципальных образований)";
- ведомственная целевая программа "Содействие развитию коммунальной и инженерной инфраструктуры в сельских территориях";
- федеральный проект "Формирование комфортной городской среды";
- подпрограмма 3 "Обеспечение реализации государственной программы".
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России" обусловлено:
увеличением объема бюджетных ассигнований в 2019 году на 2 629,7 млн рублей на реализацию мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов";
увеличением объемов бюджетных ассигнований во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2018 года N 219 на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации, подлежащим переселению с территории комплекса "Байконур", для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации - в 2019 году на 1 118,9 млн рублей, в 2020 году на 1 435,2 млн рублей;
отражением начиная с 2019 года расходов на финансовое обеспечение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, ранее включенных в состав государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия - в 2019 году в объеме 5 532,8 млн рублей, в 2020 году в объеме 5 729,9 млн рублей, в 2021 году в объеме 3 729,9 млн рублей.
выделением бюджетных ассигнований на реализацию в 2019-2021 годах федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" в объеме 35 420,0 млн рублей ежегодно;
началом реализации с 2019 года в рамках подпрограммы отдельных мероприятий федерального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" - в 2019 году бюджетные ассигнования предусмотрены в объеме 9 200,0 млн рублей, в 2020 году - 11 500,0 млн рублей, в 2021 году - 11 100 млн рублей на предоставление субсидий российским кредитным организациям и акционерному обществу "ДОМ.РФ" на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей.
Комитет отмечает, что указанные средства предусмотрены в рамках реализации национального проекта "Демография".
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан России" обусловлено:
увеличением бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры Камчатского края, Республики Северная Осетия - Алания, Архангельской области, Волгоградской области, Владимирской области, Республики Адыгея, Смоленской области, Самарской области, Новгородской области, Республики Алтай, Республики Бурятия;
перераспределением бюджетных ассигнований из государственной программы "Развитие атомного энергопромышленного комплекса" в целях предоставления иных межбюджетных трансфертов на строительство энергоисточника в г. Билибино - в 2019 году в объеме 8 054,4 млн рублей, в 2020 году в объеме 3 734,3 млн рублей, в 2021 году в объеме 1 344,8 млн рублей;
предоставлением субсидии Фонду по сохранению и развитию Соловецкого архипелага на 2019 год в объеме 203,3 млн рублей в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.04.2018 г. N 145 "О создании Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага";
отражением в подпрограмме мероприятий по развитию газификации и водоснабжения в сельской местности, ранее включенных в состав государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия - в 2019 и 2020 годах в объеме 1 709,0 млн рублей ежегодно, в 2021 году в объеме 1 779,1 млн рублей;
перераспределением бюджетных ассигнований с приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды" и мероприятий по обустройству мест массового отдыха населения (городских парков) - в 2019-2020 годах в объеме 25 500,0 млн рублей ежегодно;
увеличением объемов бюджетных ассигнований на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ по формированию современной городской среды - в 2019 году на 15 820,0 млн рублей, в 2020 году на 13 000,0 млн рублей;
выделением бюджетных ассигнований на реализацию проектов по созданию комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях - победителях Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в 2019-2021 годах в объеме 5 000,0 млн рублей ежегодно.
Бюджетные ассигнования по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство" в 2019 году составят 192 183,4 тыс. рублей, в 2020 году - 197 070,3 тыс. рублей и в 2021 году - 187 603,5 тыс. рублей, что составит 0,2 % ВВП.
Наряду с общими подходами к формированию проекта федерального бюджета на изменение расходов по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство" повлияло:
1) увеличение бюджетных ассигнований:
на реализацию национальных проектов в соответствии с Указом Президента РФ N 204, в частности на национальный проект "Жилье и городская среда";
на предоставление субсидий на содействие развитию коммунальной и инженерной инфраструктуры государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) в 2019 году на 1 818,5 млн рублей, в 2020 году на 925,6 млн рублей, также уменьшение в 2021 году на 517,0 млн рублей, что потребует дополнительного обоснования;
на предоставление субсидии ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России в связи с изменением государственного задания в 2019 году на 1 306,1 млн рублей, в 2020 году на 2 273,5 млн рублей, в 2021 году на 1 005,5 млн рублей;
на проектирование и строительство гостиницы ФГБОУ ВО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" в 2019 году на 456,8 млн рублей;
на строительство объекта "Строительство общежития гостиничного типа с блоком для подготовки медицинских кадров ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии" в 2019 году на 500,0 млн рублей, в 2020 году на 43,2 млн рублей;
на предоставление субсидии Фонду по сохранению и развитию Соловецкого архипелага в 2019 году на 203,3 млн рублей;
на строительство объектов, направленных на предотвращение негативных последствий природных катастроф на территории Северо-Кавказского федерального округа в 2019 году на 500,0 млн рублей;
на реализацию мероприятия "Обеспечение хозяйствования в условиях вечномерзлых грунтов" государственной программы "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации" в 2019 году на 60,2 млн рублей, в 2020 году на 81,0 млн рублей, а также уменьшение в 2021 году на 81,0млн рублей;
на реализацию мероприятий ФЦП "Развитие Республики Карелия на период до 2020 года" в 2019 году на 1 134,5 млн рублей, в 2020 году на 909,4 млн рублей, а также уменьшение в 2021 году на 1 069,8 млн рублей;
2) уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных:
на реализацию мероприятия ФЦП "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года", в 2019 году на 6 766,4 млн рублей, в 2021 году на 10 403,6 млн рублей, а также увеличение в 2020 году на 2 741,6 млн рублей;
на проектирование и строительство общежитий ФГАОУ ВО "Московский государственный институт международных отношений (университет)" МИД России и Санкт-Петербургского государственного университета в связи с окончанием строительства, в 2021 году в объеме 353,0 млн рублей;
на реализацию проекта Международного банка реконструкции и развития "Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России" в связи с завершением проекта, в 2021 году на 308,8 млн рублей;
на реализацию мероприятия Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2020 года в связи с завершением программы, в 2021 году на 279,4 млн рублей.
Кроме того, бюджетные ассигнования в виде субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств в 2019-2021 годах предусматриваются:
на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в 2019 году в объеме 7 408,7 млн рублей, в 2020 и 2021 годах - 7 705,0 млн рублей ежегодно, что представляется недостаточным;
на реализацию мероприятий по обеспечению жильем молодых семей в 2019 году в объеме 4 963,7 млн рублей, в 2020 году - 5 013,8 млн рублей, в 2021 году - 5 005,7 млн рублей (за счет указанной субсидии с учетом привлечения средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников в соответствии с условиями реализации данных мероприятий будут предоставлены социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья молодым семьям);
на мероприятия по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали в 2019-2021 годах в объеме 594,6 млн рублей ежегодно;
на реализацию проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях - победителях Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в 2019-2021 годах в объеме 5 000,0 млн рублей ежегодно;
на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в 2019-2021 годах в объеме 1 130,0 млн рублей ежегодно.
Для реализации целей и задач, установленных национальным проектом и государственной программой, Комитет рекомендует:
- Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:
соотнести цели и задачи государственной программы с указанными в национальном проекте и документах стратегического планирования, в частности с Указом Президента РФ N 204, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;
подготовить предложения о реализации мероприятий государственной программы (ее частей) в субъектах Российской Федерации в целях сбалансированности федерального и местных бюджетов для достижения заявленных целей;
поименовать мероприятия (инвестиционные проекты) и целевые источники финансирования по модернизации объектов региональной и муниципальной коммунальной инфраструктуры, строительство которых началось в период 90-х - начале 2000-х годов, имеющих принципиальное значение для субъектов Российской Федерации;
предусмотреть мероприятия по модернизации коммунальной и инженерной инфраструктуры городов и поселений в приоритетном порядке;
включить мероприятия по благоустройству дворовых территорий с необходимым объемом софинансирования из федерального бюджета в структуру федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" и сохранить в его составе населенные пункты с численностью более 1000 человек;
предусмотреть в рамках реализации федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" мероприятия по развитию застроенных территорий в целях безусловного выполнения задач, поставленных в Указе Президента РФ N 204;
- в проекте федерального бюджета предусмотреть:
увеличение в два раза объемов бюджетных ассигнований на субсидии субъектам Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина от 31 декабря 2017 года (Пр-2725);
Справочно: при существующем объеме финансирования для ликвидации образовавшейся задолженности (более 160 тысяч человек) по предоставлению жилых помещений потребуется не менее 30 лет.
увеличение объемов бюджетных ассигнований в плановом периоде 2020 и 2021 годов (ежегодно) на реализацию мероприятий по приобретению жилья гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на уровне объема, предусмотренного в 2019 году с учетом ежегодной индексации, что позволит сохранить темп выдачи государственных жилищных сертификатов на вышеуказанные цели на уровне 2018 года;
увеличение объемов бюджетных ассигнований на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов на реализацию мероприятий по повышению устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на уровне объема, предусмотренного в 2018 году (увеличить в 2019 году - на 32% , 2020 году - на 37%, 2021 году - на 37%), что позволит создать условия для устойчивого функционирования жилищного фонда, основных объектов и систем жизнеобеспечения, а также уменьшение возможного экономического и экологического ущерба от сейсмических воздействий;
увеличение объемов бюджетных ассигнований на реализацию основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" до уровня, предложенного Минстроем России (24 751 992,3 тыс. рублей в 2019 году и по 40 000 000 тыс. рублей ежегодно в 2020 и 2021 годах), рассчитанного в соответствии с протоколом совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 7 августа 2018 г. N ДМ-П9-37пр, что позволит ликвидировать до конца 2024 года накопленную очередь молодых семей (229 тыс.), а также обеспечить дополнительный ввод до 1,5 млн кв. метров жилья в 2019 году и по 2 млн кв. метров жилья в 2020 и 2021 годах за счет стимулирования спроса на него со стороны молодых семей;
увеличение объемов бюджетных ассигнований из федерального бюджета на финансирование мероприятий по переселению граждан из непригодного для проживания жилищного фонда в 2019-2021 годах, позволяющих сохранить и увеличить темп расселения (не менее 3 млн метров жилья в год);
увеличение объемов бюджетных ассигнований на мероприятия по переселению из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали всех граждан;
увеличение бюджетных ассигнований в виде субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на индексацию компенсации отдельным категориям граждан оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.