Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
на проект федерального закона N 556362-7 "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 1 октября 2018 года (выписка из протокола N 146 п. 1) в Комитете Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (далее - Комитет) в пределах компетенции рассмотрен проект федерального закона N 556362-7 "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", внесенный Правительством Российской Федерации.
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей в рамках рассмотрения Государственной Думой проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2012 и 2021 годов" определен соисполнителем при рассмотрении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" (подпрограмма "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей"), а также следующих разделов и подразделов расходов федерального бюджета: "Образование" ("Молодежная политика"), "Социальная политика ("Охрана семьи и детства"), "Здравоохранение" (в пределах компетенции).
I. Общие положения
Проект федерального закона содержит основные макроэкономические показатели бюджета на 2019 год, а также на плановый период 2020-2021 годов, основанные на прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на указанный период, Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020-2021 годов, а также на национальных проектах, государственных программах Российской Федерации, федеральных целевых программах.
С учетом того, что в 2019 году планируется превышение доходов федерального бюджета над расходами, в соответствии со статьей 199 Бюджетного кодекса рассматриваемым проектом федерального закона предлагается утвердить профицит федерального бюджета на 2019 год.
Одним из основных приоритетов бюджетной политики продолжает оставаться безусловное исполнение законодательно установленных публично-нормативных и иных социально значимых обязательств, в том числе по выплате социальных пособий и компенсаций. Отмечаем, что число таких обязательств в сфере государственной поддержки семей с детьми увеличилось по сравнению с 2018 годом.
Реализация этих целей требует проведения экономической политики, обеспечивающей внутреннюю стабильность, а также устранение дисбалансов и препятствий для развития, связанных, в частности, с демографическими вызовами. Важнейшим инструментом достижения плановых показателей развития страны являются национальные проекты, финансирование которых предусматривает рассматриваемый проект федерального бюджета.
В законопроекте предусмотрены также бюджетные ассигнования на реализацию приоритетов государственной политики, отраженных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года NN 596-606, а также в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204.
Данным Указом Президента Российской Федерации определены направления развития Российской Федерации, национальные цели и ключевые приоритеты на период до 2024 года.
Так, Президент Российской Федерации определяет в качестве приоритета обеспечение устойчивого естественного роста численности населения.
Достижение поставленной цели будет обеспечиваться комплексом мероприятий национального проекта "Демография", направленных на повышение уровня рождаемости, на снижение уровня смертности в России и на рост продолжительности здоровой жизни.
В частности, федеральным проектом "Финансовая поддержка при рождении детей", входящим в состав национального проекта "Демография", предусмотрен комплекс мер по дополнительной материальной поддержке семей при рождении ребенка. Комплекс мер включает в себя, в частности, ежемесячные денежные выплаты: назначаемые в случае рождения первого ребенка (были введены с 1 января 2018 года по предложению Президента Российской Федерации), третьего ребенка или последующих детей, а также в случае рождения второго ребенка (за счет средств материнского капитала).
Также соответствующим федеральным проектом предусматривается комплекс мер по созданию таких условий, при которых к 2021 г. будет обеспечена 100-процентная доступность дошкольного образования для детей в возрасте от двух месяцев до трех лет, организовано переобучение и повышение квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет.
Проект федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020-2021 годов уже предусматривает необходимые расходы, направленные на реализацию национального проекта "Демография" и других национальных проектов и Государственных программ.
II. Макроэкономические показатели федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020-2021 годов
1. Законопроектом утверждаются основные характеристики федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020-2021 годов:
1) прогнозируемый объем валового внутреннего продукта в размере 105 трлн 820,0 млрд рублей (на 2018 год прогнозировался объем ВВП 97 трлн 462,0 млрд рублей, на 2017 год - 86 трлн 806,0 млрд рублей, на 2016 год - 78 трлн 673,0 млрд рублей, на 2015 год - 77 трлн 498,0 млрд рублей);
уровень инфляции, не превышающий 4, 3 процента (на 2018 год было запланировано 4 процента, на 2017 год также было запланировано 4 процента, на 2016 год - 6, 4 процента, в 2015 году планировалось - 5,5 процентов (реально - больше 12 процентов), в 2014 году - 5,0 процентов);
2) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 19 трлн 969 млрд 336 млн 961,2 тыс. рублей (в проекте бюджета 2018 года планировалось 15 трлн 257 млрд 805 млн 147,7 тыс. рублей, в проекте бюджета 2017 года - 13 трлн 487 млрд 566 млн 771,6 тыс. рублей, в проекте бюджета 2016 года - 13 трлн 738 млрд 468 млн 671,8 тыс. рублей, в проекте бюджета 2015 года - 15 трлн 082 млрд 360 млн 651,0 тыс. рублей);
3) общий объем расходов федерального бюджета в сумме 18 трлн 037 млрд 246 млн 116,4 тыс. рублей (на 2018 год прогнозировалось 16 трлн 529 млрд 198 млн 751,4 тыс. рублей, на 2017 год - 16 трлн 240 млрд 809 млн 139,5 тыс. рублей, на 2016 год - 16 трлн 098 млрд 658 млн 671,8 тыс. рублей, на 2015 год - 15 трлн 513 млрд 079 млн 294,0 тыс. рублей);
4) профицит федерального бюджета составит 1 трлн 932 млрд 090 млн 844,8 тыс. рублей (на 2018 год прогнозировался дефицит 1 трлн 271 млрд 393 млн 603,7 тыс. рублей, на 2017 год - дефицит 2 трлн 753 млрд 242 млн 367,9 тыс. рублей (3% ВВП), на 2016 год - дефицит 2 трлн 360 млрд 190 млн 000,0 тыс. рублей).
2. Таким образом, можно отметить рост ряда показателей в сравнении с проектными показателями прошлых лет: вырастут доходы, расходы, ВВП. Размер инфляции не удалось удерживать в размере 4% в 2019 году, как это планировалось ранее.
3. Вместе с тем, впервые за несколько лет федеральный бюджет является профицитным. Отмечаем, что в проекте федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019-2020 годов" предполагалось лишь сокращение существующего дефицита федерального бюджета до 819 млрд рублей на 2019 год и до 869 млрд рублей на 2020 год.
Законопроектом предусматривается рост объема Фонда национального благосостояния в сравнении с установленным Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019-2020 годов".
Предусматривается увеличение резервного фонда Правительства Российской Федерации по сравнению с объемами, утвержденными Федеральным законом N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", в 2019 году на 47 697,8 млн рублей, в 2020 году на 7 696,6 млн рублей в связи с уточнением общего объема резервируемых средств на реализацию мероприятий по решениям Правительства Российской Федерации.
При сложившихся условиях очевидным приоритетом бюджетной политики является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации, исполнение социальных обязательств государства.
Таблица 1
Основные характеристики федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
млрд рублей
Наименование |
2017 год (отчет) |
2018 год (оценка) |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
|||||
Закон N 362-ФЗ |
К закону, % |
Закон N 362-ФЗ |
К закону, % |
К Законопроекту на 2020 год, % |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Доходы, всего |
15 088,9 |
18 747,5 |
15 554,6 |
19 969,3 |
128,4 |
16 285,4 |
20 218,6 |
124,2 |
20 978,0 |
103,8 |
%% к ВВП |
16,4 |
18,5 |
15,1 |
18,9 |
|
14,8 |
18,3 |
|
17,7 |
|
Расходы, всего |
16 420,3 |
17 424,5* |
16 373,7 |
18 037,2 |
110,2 |
17 155,3 |
18 994,3 |
110,7 |
20 026,0 |
105,4 |
%% к ВВП |
17,8 |
17,2 |
15,9 |
17,0 |
|
15,6 |
17,2 |
|
16,9 |
|
Дефицит (-) / Профицит (+) |
-1 331,4 |
+1 323,0 |
-819,1 |
+1 932,1 |
|
-869,8 |
+1 224,4 |
|
+952,0 |
77,8 |
%% к ВВП |
1,4 |
1,3 |
0,8 |
1,8 |
|
0,8 |
1,1 |
|
0,8 |
|
______________________________
* - с учетом изменений сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2018 г., включая переходящие остатки 2017 г.
______________________________
III. Общие расходы на государственную поддержку семей, имеющих детей, а также материнства, отцовства и реализацию мер демографической политики
1. Расходы федерального бюджета на государственную поддержку семей с детьми и на реализацию мер демографической политики в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации отнесены к различным разделам и подразделам функциональной классификации расходов федерального бюджета (Подраздел "Охрана семьи и детства" (10 04) раздела "Социальная политика", разделы "Образование", "Здравоохранение", "Межбюджетные трансферты"), а также к 33 различным государственным программам: в первую очередь, к программе "Социальная поддержка граждан" (03) и ее подпрограмме "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей" (03 3), подпрограмме "Развитие дошкольного и общего образования" (02 2) Государственной программы "Развитие образования" и др.
Помимо этого, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 предусмотрены утверждение и реализация следующих национальных проектов: "Демография", "Здравоохранение", "Образование". Существующие в рамках указанных национальных проектов федеральные проекты так или иначе затрагивают вопросы, относящиеся к ведению Комитета. Объемы расходов федерального бюджета, связанных с реализацией соответствующих положений национальных проектов нашли отражение в настоящем заключении в пределах компетенции Комитета.
Согласно прилагаемой к материалам законопроекта информации Минфина России об объемах бюджетных ассигнований, направляемых на государственную поддержку семьи и детей, общие объемы бюджетных ассигнований, направляемых на государственную поддержку семей с детьми, предусмотренные в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" ("семейно-детский бюджет"), составляют:
на 2019 год - 755 млрд 290 млн 758,2 тыс. руб. (0, 71% к ВВП)
на 2020 год - 779 млрд 617 млн 217,6 тыс. руб.
на 2021 год - 783 млрд 734 млн 803,2 тыс. руб.
(Справочно: на 2018 год - 571 млрд 335 млн 604,8 тыс. руб. (0,58% ВВП), на 2017 год - 505 млрд 916 млн 179,5 тыс. руб., (0,58% ВВП), на 2016 год - 434 млрд 442 млн 264,7 тыс. руб.).
Отмечается существенный рост (на 184 млрд руб.) расходов по данному направлению в сравнении с объемами ассигнований, законодательно предусмотренными на 2018 год. Предполагается направить практически на четверть больше средств, нежели планировалось в проекте федерального бюджета на текущий год.
V. Расходы на государственную поддержку семей, имеющих детей, а также материнства, отцовства и реализацию мер демографической политики в разрезе государственных программ Российской Федерации
На финансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей" Государственной программы "Социальная поддержка граждан" (см. приложение к законопроекту N 15) предусмотрено:
в 2019 году - 529 млрд 987 млн 226,0 тыс. руб.
в 2020 году - 557 млрд 464 млн 706,1 тыс. руб.
в 2021 году - 575 млрд 428 млн 700,0 тыс. руб.
(Справочно: на 2018 год в проекте федерального бюджета планировалось 476 млрд 450 млн 682,8 тыс. руб., согласно Федеральному закону N 362-ФЗ в 2018 году - 471 млрд 592 млн 306,0 тыс. руб.)
Отмечается рост расходов (на 58,4 миллиарда рублей) в сравнении с объемами ассигнований, законодательно предусмотренными на 2018 год, а также в сравнении с прогнозными параметрами на 2019-2020 годы.
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей" обусловлено:
- сокращением бюджетных ассигнований по основному мероприятию "Оказание мер государственной поддержки в связи с беременностью и родами, а также гражданам, имеющим детей" в 2019-2020 годах по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, за счет прогнозируемого сокращения численности получателей пособий, связанных с рождением и воспитанием детей;
- интеграцией основных мероприятий "Оказание социальной поддержки многодетным семьям" и "Предоставление материнского (семейного) капитала" подпрограммы в составе федерального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" национального проекта "Демография" с увеличением объема бюджетных ассигнований на реализацию отдельных мероприятий указанного федерального проекта, в том числе на:
ежемесячные выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка - расходы по сравнению с объемами, утвержденными Федеральным законом N 362-ФЗ, в 2019 году увеличены на 48 млрд 591,1 млн рублей, в 2020 году - на 58 млрд 359,7 млн рублей, в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными в Законопроекте на 2020 год - на 2 млрд 302,2 млн рублей;
предоставление материнского (семейного) капитала в связи с осуществлением ежемесячных выплат при рождении второго ребенка за счет средств материнского (семейного) капитала - бюджетные ассигнования по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2019 году увеличены на 14 млрд 399,1 млн рублей, в 2020 году - на 44 млрд 389,7 млн рублей, в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными в Законопроекте на 2020 год - на 10 млрд 464,7 млн рублей. При этом расходы на 2019 год снижены в сравнении с параметрами, заложенными на 2018 год в Федеральном закон N 362-ФЗ на 15, 86 млрд руб.;
софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по осуществлению ежемесячных денежных выплат в связи с рождением третьего ребенка и последующих детей - бюджетные ассигнования по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2019 году увеличены на 18 млрд 599,8 млн рублей, в 2020 году - на 19 млрд 662,9 млн рублей, в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными в Законопроекте на 2020 год - на 1 млрд 002,4 млн рублей.
Законопроектом (приложение N 15) не предусмотрены бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение 3 из 10 мероприятий, включенных в состав подпрограммы:
- "Оказание поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по отдыху и оздоровлению детей";
- "Совершенствование нормативной правовой базы по предоставлению мер государственной поддержки семьям, имеющим детей";
- "Подготовка методических рекомендаций по разработке региональных программ, направленных на улучшение демографической ситуации на территории Дальневосточного федерального округа".
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2. Отмечаем, что предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований, выделяемые в 2019 году на реализацию подпрограммы "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей" (529, 9 млрд руб.), на 81, 4 млрд руб. превышают утвержденные в паспорте государственной программы "Социальная поддержка граждан" (подпрограмма "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей"), где на 2019 год запланированы ассигнования из федерального бюджета в объеме 448, 5 млрд рублей.
VI. Расходы на государственную поддержку семей, имеющих детей, а также материнства, отцовства и реализацию мер демографической политики в разрезе национальных проектов
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, на реализацию национальных проектов, относящихся к ведению Комитета, предусмотрено:
Национальный проект "Демография":
в 2019 году - 512,0 млрд руб.
в 2020 году - 522,2 млрд руб.
в 2021 году - 528,8 млрд руб.;
Национальный проект "Здравоохранение"
в 2019 году - 159,8 млрд руб.
в 2020 году - 299,1 млрд руб.
в 2021 году - 238,8 млрд руб.
Национальный проект "Образование"
в 2019 году - 103,2 млрд руб.
в 2020 году - 117,6 млрд руб.
в 2021 году - 127,7 млрд руб.
Из них:
а) На финансирование мероприятий федерального проекта "Финансовая поддержка при рождении детей" национального проекта "Демография" предусмотрено:
в 2019 году - 420 млрд 637 млн руб.
в 2020 году - 445 млрд 875 млн руб.
в 2021 году - 459 млрд 245 млн руб.
В рамках федерального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета на:
- предоставление субъектам Российской Федерации субвенций на осуществление ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка:
в 2019 году в объеме 48 млрд 591,1 млн рублей,
в 2020 году - 58 млрд 359,7 млн рублей,
в 2021 году - 60 млрд 661,9 млн рублей;
- предоставление Пенсионному фонду Российской Федерации межбюджетных трансфертов на предоставление материнского (семейного) капитала:
в 2019 году в объеме 325 млрд 632,5 млн рублей,
в 2020 году - 337 млрд 045,5 млн рублей,
в 2021 году - 347 млрд 510,2 млн рублей;
- предоставление российским кредитным организациям и акционерному обществу "ДОМ.РФ" субсидий из федерального бюджета на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей:
в 2019 году в объеме 9 млрд 200,0 млн рублей,
в 2020 году - 11 млрд 500,0 млн рублей,
в 2021 году - 11 млрд 100,0 млн рублей;
- предоставление субъектам Российской Федерации субсидий на ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет:
в 2019 году в объеме 37 млрд 063,8 млн рублей,
в 2020 году - 38 млрд 820,7 млн рублей,
в 2021 году - 39 млрд 823,1 млн рублей;
- обеспечение демонстрации рекламно-информационных материалов по телевидению, радио и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в целях популяризации системы мер финансовой поддержки семей в зависимости от очередности рождения детей -
в объеме 150,0 млн рублей ежегодно в 2019-2021 годах.
б) На финансирование мероприятий федерального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" национального проекта "Демография" предусмотрено:
в 2019 году - 60 млрд 644 млн руб.
в 2020 году -39 млрд 354 млн руб.
в 2021 году - 39 млрд 445 млн руб.
В рамках федерального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета на:
- переобучение и повышение квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет:
в 2020 году в объеме 1 млрд 884,5 млн руб.
в 2021 году - 1 млрд 884,5 млн руб.
- создание дополнительных мест для детей в возрасте до трех лет в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования:
в 2019 году в объеме 60 млрд 644,8 млн руб.
в 2020 году - 36 млрд 144,8 млн руб.
в 2021 году - 36 млрд 144,8 млн руб.
- создание групп дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста:
в 2020 году в объеме 1 млрд 325,3 млн руб.
в 2021 году - 1 млрд 16,5 млн руб.
в) На софинансирование мероприятий федерального проекта "Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям" Национального проекта "Здравоохранение" предусмотрено:
в 2019 году - 12 млрд 919,9 млн руб.
в 2020 году - 21 млрд 588,4 млн руб.
в 2021 году - 10 млрд 621,0 млн руб.
В рамках федерального проекта "Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям" предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета на развитие материально-технической базы детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, предусмотрено:
в 2019 году - 12 млрд 919,9 млн руб.
в 2020 году - 21 млрд 588,4 млн руб.
в 2021 году -10 млрд 621,0 млн руб.
г) На финансирование федерального проекта "Поддержка семей, имеющих детей" национального проекта "Образование" предусмотрено:
в 2019 году - 700 млн руб.
в 2020 году - 700 млн руб.
в 2021 году - 1 млрд руб.
В рамках федерального проекта указанные средства "Поддержка семей, имеющих детей" предусматриваются на реализацию мероприятий по оказанию психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей.
д) В рамках федерального проекта "Современная школа" Национального проекта "Образование" на поддержку образования для детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривается:
в 2019 году - 1 млрд 000,0 млн рублей;
в 2020 году - 1 млрд 000,0 млн рублей;
в 2021 году - 1 млрд 000,0 млн рублей;
е) В рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" Национального проекта "Образование" предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета на:
- создание детских технопарков "Кванториум":
в 2019 году - 2 млрд 000,0 млн рублей;
в 2020 году - 2 млрд 000,1 млн рублей;
в 2021 году - 2 млрд 002,3 млн рублей;
- создание центров выявления и поддержки одаренных детей:
в 2019 году - 3 млрд 500,0 млн рублей,
в 2020 году - 3 млрд 500,0 млн рублей,
в 2021 году -5 млрд 400,0 млн рублей;
- реализацию пилотных проектов по обновлению содержания и технологий дополнительного образования по приоритетным направлениям:
в 2019 году - 92,0 млн рублей,
в 2020 году - 100,0 млн рублей,
в 2021 году - 100,0 млн рублей;
- создание ключевых центров развития детей:
в 2019 году - 300,0 млн рублей,
в 2020 году - 1 млрд 350,0 млн рублей,
в 2021 году - 1 млрд 350,0 млн рублей;
- создание новых мест дополнительного образования детей:
в 2019 году - 1 млрд 300,0 млн рублей,
в 2020 году - 2 млрд 807,5 млн рублей,
в 2021 году - 2 млрд 807,5 млн рублей.
ж) В рамках федерального проекта "Поддержка семей, имеющих детей" Национального проекта "Образование" предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета на реализацию мероприятий по оказанию психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей:
в 2019 году - 700,0 млн рублей,
в 2020 году - 700,0 млн рублей,
в 2021 году - 1 000,0 млн рублей.
з) В рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" Национального проекта "Образование" предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета на:
- создание ключевых центров развития детей (центров цифрового образования детей "IT-куб"):
в 2019 году - 200,0 млн рублей,
в 2020 году - 650,0 млн рублей,
в 2021 году - 650,0 млн рублей.
VII. Выводы
Анализ рассмотренных расходов, а также иных, содержащихся в настоящем заключении материалов, позволяет сделать следующие выводы:
1. Чтобы объективно оценить расходы федерального уровня на меры социальной поддержки семьи, материнства и детства необходимо иметь ввиду, что их финансирование помимо федерального бюджета осуществляется также из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В целом динамику объемов средств, направляемых на исполнение обязательств по социальной поддержке семьи, материнства и детства из всех источников финансирования, можно представить, оценив бюджеты Фонда социального страхования Российской Федерации и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Заключение по проекту бюджета Фонда социального страхования на 2019 год и на плановый период 2020-2021 годов представлено в отдельном материале.
Кроме того, при оценке общих государственных и муниципальных расходов на реализацию мер поддержи семей с детьми следует также учитывать специфику российской бюджетной системы. Средства на эти цели предусмотрены не только в федеральном бюджете, бюджетах государственных внебюджетных фондов, но и в бюджетах субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетах. Общее представление можно будет получить только после того, как органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при подготовке проектов бюджетов соответствующих уровней будут выделять "семейно-детский" бюджет с информацией об объемах ассигнований, направляемых на поддержку семей с детьми, как это делается Минфином России при направлении в Государственную Думу проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, а также соответствующих сопроводительных материалов.
Комитет выражает удовлетворение проделанной Минфином России работой по формированию семейно-детского бюджета, основные параметры которого изложены в документе "Информация об объемах бюджетных ассигнований, направляемых на государственную поддержку семьи и детей, предусмотренных в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов".
При этом Комитет считает необходимым дополнительно указать, что пунктом 12 Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства, также предусмотрено формирование информации об объемах бюджетных ассигнований бюджетной системы Российской Федерации, направляемых на государственную поддержку семьи и детей за отчетный период.
2. При формировании бюджетных ассигнований федерального бюджета в сфере социального обеспечения в части охраны семьи и детей в 2019 году сделана попытка оптимизировать расходы на социальную поддержку семей с детьми и в целом финансово обеспечить исполнение законодательно установленных социально-значимых обязательств, в том числе по выплате государственных пособий.
3. Новеллой рассматриваемого законопроекта может считаться включение в структуру расходов различных параметров, связанных с реализацией национальных проектов. При этом необходимо отметить сложность комплексной оценки эффективности национальных проектов, их соотнесения с существующими государственными программами, законодательными решениями.
4. Финансирование подпрограммы "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей" государственной программы "Социальная поддержка граждан" увеличено более чем на 58 миллиардов рублей и составляет на 2019 год 529 млрд 987 млн 226,0 тыс. руб.
При этом отмечаем, что по итогам исполнения федерального бюджета на 2017 год не были достигнуты такие плановые показатели реализации подпрограммы, как "Ожидаемая продолжительность жизни при рождении" и "Суммарный коэффициент рождаемости". Хотя в целом фактическое значение показателя "Ожидаемая продолжительность жизни при рождении" выросло и составило 72,62 лет, а фактическое значение показателя "Суммарный коэффициент рождаемости" за 2017 год по сравнению с 2016 годом (1,762) снизилось и достигло 1,621.
Достижение указанных плановых показателей в период 2019-2024 годов связывается с реализацией национального проекта "Демография".
5. Сохраняется начатое в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемой семье в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
Финансовая поддержка оказывается субъектам Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости ниже средней по Российской Федерации. При этом бюджетные ассигнования на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по осуществлению ежемесячных денежных выплат в связи с рождением третьего ребенка и последующих детей по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2019 году увеличены на 18 млрд 599,8 млн рублей и составляют более 37 млрд руб.
6. Будет продолжено финансирование подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", которая для регионов является очень важным инструментом улучшения жилищных условий молодых семей.
В недавнем прошлом объемы финансирования подпрограммы составляли, по мнению Комитета, суммы незначительные и не соответствующие важности самой проблемы.
На 2019 год на субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" запланирована сумма на 660 миллионов рублей большая, чем предусмотренная в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 года" (4, 96 млрд руб.).
Комитет неоднократно отмечал, что в целях улучшения демографической ситуации в стране, стимулирования рождения вторых и третьих детей следовало бы существенно увеличить объемы ассигнований на реализацию подпрограммы. Такая необходимость также связана с продолжающимся ростом стоимости жилья и "замораживанием" индексации размера материнского (семейного) капитала. Более того, это представляется возможным в связи с прогнозируемым профицитом федерального бюджета на грядущую финансовую "трехлетку".
7. В рассматриваемом законопроекте (приложение к законопроекту N 13) на дошкольное образование (07 01) в 2019 году предполагается выделить 66,47 млрд рублей. Следует отметить значительное увеличение ассигнований по этому направлению. При этом следует учитывать, что более 60 млрд руб. из указанных расходов будут направлены на создание дополнительных мест для детей в возрасте до трех лет в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в рамках федерального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" национального проекта "Демография".
По мнению Комитета, требуется неуклонно повышать объемы бюджетных ассигнований, направленных на софинансирование сферы дошкольного образования с целью безусловного обеспечения всех детей местами в дошкольных образовательных организациях, а в первую очередь - детей в возрасте от 1,5 до 3 лет (100-процентная доступность). Отмечаем, что это является одной из целей национального проекта "Демография"
8. Объем ассигнований, предусмотренных в виде субвенций на выплату государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и лицам, уволенным в связи с ликвидацией организаций (прекращением деятельности, полномочий физическими лицами), в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" в рамках подпрограммы "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" (в том числе: единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности), увеличен на 2, 69 млрд руб. и составляет 85, 16 млрд руб.
Увеличение объема субвенций в 2019 году по сравнению с 2018 годом связано с индексацией размеров пособий и уточнением численности получателей.
Комитет поддерживает последовательное увеличение объемов указанных ассигнований и отмечает увеличение расходов на каждый вид государственных пособий на 2019 год.
9. В проекте федерального закона заложено увеличение ассигнований на государственные программы "Развитие здравоохранения", "Развитие образования" на 2013-2020 годы, "Социальная поддержка граждан", "Доступная среда", "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" и др., в части, касающейся социальной поддержки семей, материнства и детства.
Это связано, в первую очередь, с начальным этапом реализации национальных проектов "Демография", "Здравоохранение", "Образование".
10. В 2015 году было прекращено софинансирование финансового обеспечения мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. На это было указано в предыдущих заключениях Комитета к проектам федеральных законов о федеральном бюджете на очередной год и на плановый период. Ранее на указанные цели из федерального бюджета выделялась сумма в 4, 37 млрд руб.
В 2016 году в рамках антикризисных мер Правительством Российской Федерации было выделено 4, 6 млрд руб. на указанные цели. Проект федерального бюджета на 2019 год вновь не содержит положений по софинансированию обеспечения мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Комитет признает отсутствие федеральных полномочий в этой части и выражает надежду, что в будущем будет возможно вернуться к ранее существовавшей практике софинансирования обеспечения мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей.
Вместе с тем, пунктом 22 Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства (распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 года N 1375-р) предусмотрена разработка предложений по развитию инфраструктуры организаций отдыха детей и их оздоровления, в том числе в федеральных детских центрах.
По имеющейся в Комитете информации в настоящее время Министерство просвещения Российской Федерации осуществляет разработку проекта постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в государственную программу "Развитие образования" в части развития инфраструктуры отдыха детей и их оздоровления, а также в части организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Полагаем, что данный документ находится в тесной связи с указанным пунктом Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства.
Комитет полагает, что реализация указанных изменений потребует выделения необходимых финансовых средств. Мы рассчитывали бы на внесение соответствующих поправок Правительства Российской Федерации ко второму чтению законопроекта.
11. Средства на предоставление материнского (семейного) капитала в рассматриваемом законопроекте на 2019 год составляют 325, 63 млрд руб. Таким образом, можно зафиксировать прогнозное снижение ассигнований на указанное направление по сравнению с объемом, предусмотренным на 2018 год в Федеральном законе N 362-ФЗ (341, 49 млрд руб.). При этом Комитет отмечает, что на 2019 год в названном Федеральном законе предполагалось выделять 311, 23 млрд руб. Это может означать, что темпы снижения рождаемости не так высоки, как ожидалось.
Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на указанные цели капитала определяется исходя из сохранения размера материнского (семейного) капитала на уровне 2015 года (453 тыс. 026 рублей). Таким образом, размер материнского (семейного) капитала остается неизменным пятый год подряд, невзирая на планирующийся рост инфляции, ежегодно устанавливаемой законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Комитет неоднократно призывал вернуться к практике индексирования средств материнского (семейного) капитала до окончания 2021 года. Это представляется вполне реальным с финансовой точки зрения, учитывая, что размер инфляции был рекордно низким на 2018 год и останется сравнительно невысоким в ближайшие годы.
12. Сумма расходов федерального бюджета на единовременное денежное поощрение при награждении орденом "Родительская слава" уже много лет не увеличивается. В 2017 году было осуществлено ее очередное снижение, и объем ассигнований снова планируется уменьшить в 2019 году. При этом постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. N 766 размер денежного поощрения был увеличен в два раза (с 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб. одному из награжденных орденом "Родительская слава" родителей (усыновителей) по их выбору либо награжденному родителю (усыновителю) из неполной семьи). Однако двукратного увеличения расходов федерального бюджета не произошло до настоящего времени.
Аналогичное замечание (об отсутствии положительной динамики роста расходов) относится и к суммам, предусмотренным на разработку и реализацию комплекса мер по оказанию поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Особенно в свете прекращения финансового обеспечения мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
13. Уменьшен объем субвенции на выплату государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
14. В проект бюджета не заложены средства на увеличение стоимости "родового сертификата", которая составляет 11 тысяч рублей и не меняется уже довольно долгое время.
15. Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года N 175 установлен размер выплат лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы, а также за нетрудоспособными гражданами.
До настоящего времени этот размер составляет 5500 рублей для родителей или опекунов и 1200 рублей для других лиц. Эта сумма была установлена в 2013 году и связана с размером МРОТ.
Комитет предлагает рассмотреть вопрос об увеличении размера указанной выплаты до нынешнего размера МРОТ и внесения соответствующих изменений в проект федерального бюджета.
16. В настоящее время действует Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года (постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 года N 1839-Р).
Задачами данной Концепции являются: выявление и помощь детям группы риска, детям-инвалидам и сопровождение их семей. Решение поставленных в Концепции задач должно осуществляться в рамках межведомственного взаимодействия.
Проектом федерального закона N 556362-7 "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" финансирование мероприятий указанной Концепции не предусмотрено.
Комитет предлагает рассмотреть вопрос разработки федерального проекта "Ранняя помощь детям", предусмотрев на период 2019-2024 годов (срок действия национальных проектов) в федеральном бюджете финансирование объемом 10 млрд 625 млн руб. ежегодно.
17. В 2019 году предлагается несущественно увеличить объем ассигнований на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. При этом данный вопрос до сих пор является одним из наиболее острых и социально значимых. По данным Счетной палаты Российской Федерации объем консолидированного бюджета по данному направлению должен составлять около 168 миллиардов рублей.
Комитет выражает надежду, что в процессе исполнения бюджета отдельные расходы, касающиеся государственной поддержки семей, имеющих детей, увеличения рождаемости, изменения демографической структуры населения, смогут быть скорректированы в сторону увеличения и Правительство Российской Федерации изыщет возможности для таких изменений.
18. Отмечая первостепенную важность и социальную значимость лекарственного обеспечения, Комитет предлагает выделять из федерального бюджета средства, предназначенные для централизованных закупок и последующего направления в субъекты Российской Федерации Минздравом России лекарственных препаратов для всех детей, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.
19. К проекту федерального закона в целом имеются и иные замечания. В частности, отмечается укрупнение кодов бюджетной классификации, что затрудняет анализ положений проекта бюджета, относящихся к объемам ассигнований, направленных на государственную поддержку семей, имеющих детей.
20. Анализ национальных проектов в части ведения Комитета показал, что, фактически, каких-либо новых прорывных мер, направленных на усиление государственной поддержки семей с детьми, не предложено. Инструментарий федеральных проектов состоит из ранее принятых решений.
21. Объемы бюджетных ассигнований, направляемых на государственную поддержку семьи и детей, предусмотренных в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" в процентном соотношении к ВВП составляют 0, 71%, что существенно превышает показатели прошлых двух лет, которые равнялись 0,58%. В 2016 году это соотношение составляло 0,61% ВВП. При этом на 2019 планируется также рост самого ВВП.
Поддерживая увеличение доли "семейно-детского бюджета" в структуре федерального бюджета страны, полагаем необходимым дальнейший рост расходов на государственную поддержку семьи и детей, как в абсолютном выражении, так и в процентном соотношении к ВВП.
22. Помимо изложенного, учитывая, что в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится внесенный Президентом Российской Федерации проект федерального закона N 558290-7 "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации", статьей 8 которого предусматривается, что финансовое обеспечение деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, полагали бы целесообразным предложить рассмотреть вопрос о выделении ассигнований, предназначенных для финансового обеспечения деятельности Уполномоченного, в федеральном бюджете отдельной строкой.
23. Исходя из изложенного, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 556362-7 "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, в первом чтении.
Председатель Комитета |
Т.В. Плетнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.