Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 350499-7 "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о сотрудничестве в области организации страхования граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Абхазия, в системе обязательного медицинского страхования Российской Федерации и оказания им медицинской помощи в медицинских организациях Российской Федерации",
внесенному Правительством Российской Федерации, а также по проекту соответствующего постановления
Досье на проект федерального закона
По представленному законопроекту сообщаем следующее.
В соответствии со статьей 1 предметом ратифицируемого Соглашения является обеспечение условий для организации страхования граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Абхазия, зарегистрированных по месту жительства в Республике Абхазия и не имеющих регистрации по месту жительства и (или) месту пребывания в Российской Федерации.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Регистрация граждан по месту пребывания и по месту жительства в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (Постановления от 2 февраля 1998 года N 4-П, от 2 июня 2011 года N 11-П, от 30 июня 2011 года N 13-П).
В соответствии со статьей 3 Соглашения Абхазская Сторона направляет граждан Российской Федерации в медицинские организации Краснодарского края для получения медицинской помощи в рамках системы обязательного медицинского страхования Российской Федерации. Указанное положение требует уточнения с учетом части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений без привязки к какому либо субъекту Российской Федерации. В статье 45 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" установлено, что полис обязательного медицинского страхования является документом, удостоверяющим право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи на всей территории Российской Федерации в объеме, предусмотренном базовой программой обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к Соглашению к документам, необходимым для получения гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими на территории Республики Абхазия, полисов обязательного медицинского страхования отнесены: паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, или паспорт гражданина Российской Федерации, в котором отсутствует отметка о регистрации по месту жительства в Российской Федерации, паспорт гражданина республики Абхазия, подтверждающий его регистрацию по месту жительства на территории Республики Абхазия.
Предоставление паспорта гражданина республики Абхазия, подтверждающего регистрацию по месту жительства на территории Республики Абхазия, как необходимое условие для получения полисов обязательного медицинского страхования системы обязательного медицинского страхования Российской Федерации, следует согласовать с предметом регулирования Соглашения, определенным как обеспечение условий для организации страхования именно граждан Российской Федерации.
Кроме того следует учитывать, что паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации не содержит отметок о регистрации по месту жительства в Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2005 года N 687 "Об утверждении образцов и описания бланков паспорта гражданина Российской Федерации, дипломатического паспорта гражданина Российской Федерации и служебного паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации".
По Соглашению имеются замечания технического характера. В частности, указано, что приложение N 2 является его неотъемлемой частью (статья 5 Соглашения), а у приложения N 1 (статья 2 Соглашения) такого статуса нет, хотя по смыслу оба приложения являются неотъемлемой частью Соглашения.
Срок выполнения мероприятий, указанных в приложении N 2 (п.1.1, 1.3, 1.4, 4.1, 5.1) определяется исходя из "даты ратификации Соглашения". Считаем, что более корректной была бы формулировка "с даты вступления в силу", поскольку Стороны Соглашения могут ратифицировать его в разное время.
В пункте 3 проекта Постановления Государственной Думы "О Федеральном законе "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о сотрудничестве в области организации страхования граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Абхазия, в системе обязательного медицинского страхования Российской Федерации и оказания им медицинской помощи в медицинских организациях Российской Федерации" Министерству иностранных дел Российской Федерации дана рекомендация осуществлять мониторинг правоприменения данного Соглашения в целях возможного внесения в него изменений. Отмечаем, что в пункте 2 статьи 32 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" и в Положении о Министерстве иностранных дел Российской Федерации (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 865) к полномочиям Министерства иностранных дел отнесено осуществление общего наблюдения за выполнением международных обязательств Российской Федерации.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.