Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
по проекту федерального закона N 1177357-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
- внесен членами Совета Федерации В.И. Матвиенко, Г.Н. Кареловой, Д.И. Азаровым, С.М. Киричуком, А.К. Акимовым, В.А. Штыровым, А.И. Отке, Н.И. Рыжковым, А.К. Тулохоновым, В.А. Лебедевым, А.Г. Варфоломеевым, В.В. Полетаевым, Н.В. Федоровым, А.И. Широковым, Н.В. Петрушкиным, Д.Ф. Мезенцевым, О.Ф. Ковитиди, Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 1177357-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный членами Совета Федерации В.И. Матвиенко, Г.Н. Кареловой, Д.И. Азаровым, С.М. Киричуком, А.К. Акимовым, В.А. Штыровым, А.И. Отке, Н.И. Рыжковым, А.К. Тулохоновым, В.А. Лебедевым, А.Г. Варфоломеевым, В.В. Полетаевым, Н.В. Федоровым, А.И. Широковым, Н.В. Петрушкиным, Д.Ф. Мезенцевым, О.Ф. Ковитиди, Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 119-ФЗ). Так, предлагается изложить в новой редакции часть 3 статьи 2 данного закона.
В настоящее время в соответствии с вышеуказанной нормой высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим на территории Дальневосточного федерального округа функции по координации деятельности по реализации государственных программ и федеральных целевых программ, вправе определить территории, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование в соответствии с данным законом, в случае, если такие территории расположены в границах населенных пунктов, находящихся в границах городских округов, городских поселений, и (или) расположены в границах населенных пунктов, находящихся в границах сельских поселений и являющихся административными центрами муниципальных районов, и (или) расположены на расстоянии не более десяти километров от населенных пунктов с численностью населения более пятидесяти тысяч человек, и (или) расположены на расстоянии не более двадцати километров от населенных пунктов с численностью населения более трехсот тысяч человек.
Законопроект предусматривает, что соответствующие территории определяются не исполнительным органом государственной власти, а законом субъекта Российской Федерации, проект которого должен быть согласован с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и внесен в законодательный орган высшим должностным лицом такого субъекта Российской Федерации.
Комитет считает необходимым обратить внимание, что в настоящее время Закон N 119-ФЗ в рамках вышеуказанного механизма предусматривает возможность определения территорий, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены, именно в соответствии с этим законом. Вместе с тем, предлагаемые изменения указывают на то, что в границах таких территорий земельные участки не могут быть предоставлены не только в соответствии с Законом N 119-ФЗ, но и в соответствии с иным законодательством Российской Федерации.
По мнению Комитета, такой подход противоречит концепции Закона N 119-ФЗ, устанавливающего особенности предоставления земельных участков, в том числе и в части оснований для отказа в их предоставлении, поскольку исходя из предлагаемой редакции гражданам может быть отказано в предоставлении земельных участков по любым основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. При этом, учитывая, что в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, отказ может быть основан и на основании положений законодательства субъектов Российской Федерации, что не может быть поддержано.
Кроме того, законопроектом предлагается исключать установленные в настоящее время критерии определения территорий, в границах которых земельные участки не предоставляются гражданам в безвозмездное пользование (виды муниципальных образований, удаленность от населенных пунктов), что, по мнению Комитета, нуждается в дополнительном обсуждении.
Следует также отметить, что в настоящее время часть 3 статьи 2 Закона N 119-ФЗ не предусматривает необходимости определения площади территорий, в границах которых предоставление земельных участков гражданам в безвозмездное пользование не допускается. Вместе с тем, учитывая, что законопроектом предлагается ввести такое требование, при введении такого требования возникает вопрос о том, каким именно образом эта площадь должна быть определена. В частности, не представляется возможным определить, имеется ли в данном случае необходимость определения координат границ соответствующих территорий, а в связи с этим и сделать однозначный вывод о том, потребуются ли дополнительные расходы субъектов Российской Федерации при определении границ соответствующих территорий.
Законопроектом предлагается установить, что предоставление земельных участков в соответствии с Законом N 119-ФЗ осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, уполномоченными на предоставление земельных участков в соответствии с земельным законодательством. Вместе с тем, следует учитывать, что разграничение полномочий органов местного самоуправления в части предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предусматривается статьей 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". По мнению Комитета, изменение принципов данного разграничения применительно к территории Дальневосточного федерального округа не может быть поддержано, поскольку в настоящее время объем таких полномочий соотносится с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", что нашло свое отражение в Федеральном законе от 3 июля 2016 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", положения которого в соответствующей части вступают в силу с 1 января 2017 года.
В соответствии с частью 6 статьи 5 Закона N 119-ФЗ в целях проверки наличия или отсутствия оснований для отказа в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование уполномоченный орган вправе направлять межведомственные запросы с использованием межведомственного информационного взаимодействия, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
Законопроектом предлагается заменить данное право на обязанность этих органов.
Однако данное предложение предусматривает необходимость направления межведомственных запросов во всех случаях, даже тогда, когда предоставление дополнительной информации не требуется, что может привести к затягиванию процедуры предоставления земельных участков.
Проектируемой частью 15 статьи 5 Закона N 119-ФЗ предлагается урегулировать вопрос о возможности передачи полномочий органа регистрации прав подведомственному государственному учреждению. Однако при этом не в полной мере учитываются положения вступающего в силу с 1 января 2017 года Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не предусматривающего возможность передачи подведомственному органу регистрации прав государственному учреждению полномочий по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (часть 4 статьи 3 закона).
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона N 119-ФЗ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении гражданину земельного участка в безвозмездное пользование в случае, если испрашиваемый земельный участок предоставлен гражданину до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства и в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на такой земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права.
Данную норму предлагается дополнить исключением в виде невозможности принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка в случае, если данный земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимости принадлежат заявителю.
Однако при этом не учитывается, что в случае, описанном в пункте 2 статьи 7 Закона N 119-ФЗ данный земельный участок не является государственной или муниципальной собственности, а уже находится в собственности заявителя (пункт 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"), в связи с чем он не может быть предоставлен заявителю уполномоченным органом.
Законопроектом предлагается изложить в новой редакции пункт 16 статьи 7 Закона N 119-ФЗ, предусмотрев, что в соответствии с данным законом не может предоставляться земельный участок, который расположен в границах охотничьих угодий, закрепленных на основании охотхозяйственного соглашения. В этой части законопроект не учитывает, что в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не вся территория охотничьих угодий подлежит предоставлению в качестве земельных участков лицу, с которым заключается охотхозяйственное соглашение. Такое соглашение только в качестве одного из элементов содержит указание на земельные участки, предоставляемые в аренду, в связи с чем прочие земельные участки могут быть предоставлены и иным лицам.
Статью 7 Закона N 119-ФЗ также предлагается дополнить новым основанием для отказа в виде случая, когда заявление о предоставлении земельного участка подано гражданином с нарушением правил, установленных частью 1 статьи 11 Закона N 119-ФЗ. Вместе с тем, часть 1 статьи 11 Закона N 119-ФЗ в проектируемой редакции не содержит правил подачи заявления о предоставлении земельного участка.
В свою очередь, частью 1 проектируемой статьи 11 Закона N 119-ФЗ предлагается установить, что предоставление, передача, переход прав на земельные участки в соответствии с данным законом осуществляется исключительно гражданам Российской Федерации. Однако данное нововведение представляется избыточным, поскольку согласно статьи 1 Закона N 119-ФЗ его положения регулируют порядок предоставления земельных участков только гражданам Российской Федерации. В свою очередь, прочие ограничения в отношении лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, предусматриваются действующей редакцией части 1 статьи 11 Закона N 119-ФЗ.
Частью 3 проектируемой статьи 11 Закона N 119-ФЗ предлагается предусмотреть, что земельный участок, предоставленный гражданину Российской Федерации подлежит изъятию по иску органа, принявшего решение о предоставлении земельного участка в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, в случае последующего прекращения гражданства.
Комитет считает необходимым обратить внимание, что Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит порядка изъятия земельных участков в подобной ситуации. При этом для регулирования аналогичных правоотношений в Гражданском кодексе Российской Федерации применяется механизм прекращения права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать (статья 238).
Вместе с тем, Комитет отмечает, что законопроект направлен на устранение ряда проблем, выявленных в ходе реализации закона N 119-ФЗ.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении при условии доработки ко второму чтению с учетом изложенных замечаний.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.