Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 161450-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"
Досье на проект федерального закона
Порядок заключения договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи регулируется статьей 44 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон "О связи"), разделом II Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2014 N 1342 (далее - Правила оказания услуг телефонной связи).
Несмотря на наличие установленного порядка заключения договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи фиксируются случаи распространения идентификационных модулей (SIM-карт) без заключения договоров об оказании услуг связи, в том числе ранее оформленных на абонентов-юридических лиц (индивидуальных предпринимателей).
Распространение происходит в местах массового скопления граждан (на вокзалах, в переходах станций метро и т.п.).
Действующее законодательство предусматривает ответственность за заключение договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи неуполномоченным лицом, невыполнение предусмотренных законом требований к порядку идентификации абонентов. Однако указанные меры и осуществляемый контроль со стороны государственных органов за деятельностью третьих лиц, распространяющих идентификационные модули (SIM-карты), не приводят к улучшению ситуации и снижению нарушений в части корректного сбора сведений об абонентах (пользователях) или недопущению распространения идентификационных модулей (SIM-карт) без заключения абонентских договоров.
По итогам деятельности Роскомнадзора по пресечению незаконного распространения идентификационных модулей (SIM-карт) на территории Российской Федерации в 2016 году совместно с МВД России проведено 819 мероприятий, изъято 28 516 идентификационных модулей (SIM-карт) (из них в ЦФО 10 227 шт., в СЗФО 9 168 шт., в УФО 5 536 шт.).
Использование идентификационных модулей (SIM-карт) без внесения сведений об абоненте (пользователе) в базы данных оператора связи несет в себе риски, связанные с безопасностью граждан и государства: существует возможность их использования в противоправных целях, в том числе для совершения мошеннических действий. Это препятствует выполнению требований Постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538 "Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность".
С учетом изложенного, предлагается установить, что услуги подвижной радиотелефонной связи, услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием идентификационного модуля предоставляются абоненту - физическому лицу или абоненту - юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) и пользователю услугами связи такого абонента - юридического лица (индивидуального предпринимателя), сведения о которых внесены в базу данных систем расчета оператора связи в соответствии с правилами оказания услуг связи. При этом Правилами оказания услуг телефонной связи предусматриваются особенности внесения в базу данных систем расчета оператора связи сведений о юридических лицах (индивидуальных предпринимателях), предоставляющих услуги с использованием идентификационных модулей или использующих их в технологических процессах, а также о пользователях услугами связи абонентов - юридических лиц по договорам, заключаемым в соответствии с законодательством о закупках товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц. Это позволит пресечь распространение идентификационных модулей (SIM-карт) без заключения договоров, а также оказание услуг связи анонимным абонентам (пользователям).
Вносимые в базы данных оператора связи сведения об абоненте (пользователе) требуют проверки их достоверности. В целях осуществления такой проверки предлагается предоставить операторам связи возможность проверять сведения об абоненте (пользователе) посредством использования:
1) федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме";
2) квалифицированной электронной подписи;
3) Единого портала государственных и муниципальных услуг;
4) других информационных систем государственных органов при наличии подключения оператора связи к данным системам, в том числе к единой системе межведомственного электронного взаимодействия.
Указанный механизм будет направлен на противодействие использования фиктивных паспортных данных для заключения договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи.
Поскольку сотрудники (пользователи) абонентов-юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) не состоят в правоотношениях с оператором связи, передача сведений о таких пользователях без их согласия невозможна. Предлагается внести изменение в статью 53 Закона "О связи" с целью передачи абонентами-юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) оператору связи сведений о сотрудниках (пользователях), которым выданы идентификационные модули (SIM-карты) для служебной деятельности.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также не повлечет каких-либо изменений финансовых обязательств государства.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных законодательных актов Российской Федерации.
В случае принятия представленного проекта федерального закона для реализации его норм необходимо:
1) внесение изменений в Правила оказания услуг телефонной связи, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2014 N 1342;
2) разработка Правительством Российской Федерации порядка обеспечения использования операторами связи, оказывающими услуги подвижной радиотелефонной связи, соответствующих информационных систем в целях осуществления ими подтверждения достоверности сведений об абонентах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.