Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1001540-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации",
внесенному депутатом Государственной Думы А.А. Агеевым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в статьи 107, 109 и 162 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), предусматривающие увеличение до 3 месяцев (вместо 2 месяцев) сроков домашнего ареста, содержания под стражей и предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к подследственности следователей Следственного комитета Российской Федерации.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, при принятии решений, связанных с ограничением свободы и личной неприкосновенности, суд как орган правосудия - исходя из статей 22, 46 (часть 1), 48, 118, 120 и 123 (части 1- 3) Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи - призван обеспечивать одинаковые по своей природе судебные гарантии защиты прав и законных интересов личности; единая природа конституционного права на свободу и личную неприкосновенность предполагает и единые правовые гарантии его судебной защиты; судебные механизмы, используемые для защиты прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применяется заключение под стражу, основаны на конституционных принципах равенства всех перед законом и судом, справедливости, состязательности и равноправия сторон (постановления от 10 декабря 1998 года N 27-П, от 14 февраля 2000 года N 2-П, от 22 марта 2005 года N 4-П, от 6 декабря 2011 года N 27-П).
В уголовном судопроизводстве подозреваемые и обвиняемые, в том числе те, в отношении которых применяются меры пресечения в виде содержания под стражей или домашнего ареста, пользуются равными правами, установленными соответственно статьями 46 и 47 УПК РФ. Исходя из одинаковой природы и значения судебных гарантий для защиты прав и законных интересов личности при принятии решений, связанных с ограничением свободы и личной неприкосновенности, УПК РФ устанавливает единые для досудебного этапа судопроизводства первичные сроки предварительного следствия и сроки, на которые могут быть избраны меры пресечения в виде содержания под стражей и домашнего ареста, вне зависимости от того, к подследственности какого органа отнесено то или иное уголовное дело.
Учитывая, что однородные по своей юридической природе отношения должны регулироваться схожим образом (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года N 23-П), предложение об увеличении указанных процессуальных сроков исключительно по уголовным делам, отнесенным к подследственности следователей Следственного комитета Российской Федерации, полагаем необоснованным.
Исполняющий обязанности | Т.А. Анчуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.