Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1166412-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях реализации приказов Минюста России от 6 марта 2013 г. N 28 "Об утверждении Плана мероприятий по инкорпорации правовых актов СССР и РСФСР или их отдельных положений в законодательство Российской Федерации и (или) по признанию указанных актов недействующими на территории Российской Федерации на 2013 год и Перечня правовых актов СССР и РСФСР или их отдельных положений, подлежащих инкорпорации в законодательство Российской Федерации в 2013 году" и от 20 марта 2014 г. N 33 "Об утверждении Плана мероприятий по инкорпорации правовых актов СССР и РСФСР или их отдельных положений в законодательство Российской Федерации и (или) по признанию указанных актов недействующими на территории Российской Федерации на 2014 год и Перечня правовых актов СССР и РСФСР или их отдельных положений, подлежащих инкорпорации в законодательство Российской Федерации в 2014 году".
Законопроектом предусматривается инкорпорация в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) отдельных положений следующих правовых актов СССР и РСФСР.
В статью 93 Кодекса предлагается инкорпорировать норму части первой пункта 8 постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29 апреля 1980 г. N 111/8-51 "Об утверждении Положения о порядке и условиях применения труда женщин, имеющих детей и работающих неполное рабочее время".
Частью первой пункта 8 определено, что режимы труда, устанавливаемые при работе с неполным рабочим временем, могут предусматривать сокращение продолжительности ежедневной работы (смены) на определенное количество рабочих часов во все дни рабочей недели, сокращение количества рабочих дней в неделю при сохранении нормальной продолжительности ежедневной работы (смены), сокращение продолжительности ежедневной работы (смены) на определенное количество рабочих часов при одновременном сокращении количества рабочих дней в неделю.
В части первой статьи 93 Кодекса указано, что по соглашению между работником и работодателем могут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя. Работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В связи с этим предлагается в части первой статьи 93 Кодекса слова "неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя" в соответствующем падеже заменить словами "неполный рабочий день (смена) и (или) неполная рабочая неделя" в соответствующем падеже.
Иные положения указанного постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС урегулированы Кодексом (статьи 93, 100, 121, 105, 108, 119, 190, 258, 259). С учетом этого законопроектом предусматривается принятие приказа Минтруда России "О признании недействующим на территории Российской Федерации постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29 апреля 1980 г. N 111/8-51 "Об утверждении Положения о порядке и условиях применения труда женщин, имеющих детей и работающих неполное рабочее время".
В связи с возникающими на практике проблемами при учете суммированного рабочего времени с целью приведения к единообразию применения статьи 152 Кодекса при различных режимах рабочего времени законопроектом предлагается инкорпорировать пункт 4 постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 8 августа 1966 г. N 465/П-21 "Об утверждении разъяснения N 13/п-21 "О компенсации за работу в праздничные дни" в статью 152 Кодекса.
Статью 152 Кодекса предлагается дополнить частью второй, устанавливающей, что при подсчете сверхурочных часов работа в выходные и нерабочие праздничные дни, произведенная сверх нормы рабочего времени, не учитывается.
Правомочность действия данной нормы подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2005 г. N ГКПИ05-1341, согласно которому при подсчете сверхурочных часов работа в выходные и нерабочие праздничные дни, произведенная сверх нормы рабочего времени, не должна учитываться, поскольку она уже оплачена в двойном размере".
Частью второй статьи 153 Кодекса определено, что конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором. В связи с этим слова "поскольку она уже оплачена в двойном размере" не включены в проектируемую редакцию части второй статьи 152 Кодекса.
Пункт 1, часть первая пункта 2 и пункт 3 указанного постановления урегулированы статьей 153 Кодекса, которой предусматривается следующее.
Работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:
сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам;
работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;
работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.
Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, может определяться на основании коллективного договора, локального нормативного акта, трудового договора.
С учетом этого законопроектом предусматривается принятие приказа Минтруда России "О признании недействующим на территории Российской Федерации постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 8 августа 1966 г. N 465/П-21 "Об утверждении разъяснения N 13/п-21 "О компенсации за работу в праздничные дни".
В статью 153 Кодекса также предлагается инкорпорировать положения части второй пункта 2 разъяснения N 13/п-21 "О компенсации за работу в праздничные дни", утвержденного постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 08 августа 1966 г. N 465/П-21.
Статья 153 Кодекса дополняется частью второй о том, что оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в размере, указанном в части первой статьи 153 Кодекса, производится всем работникам за часы, фактически проработанные в выходной или нерабочий праздничный день, а когда на выходной или нерабочий праздничный день приходится часть рабочей смены, то в двойном размере оплачиваются часы, фактически проработанные в выходной или нерабочий праздничный день (от 0 часов до 24 часов).
В остальной части указанное постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС приказом Минтруда России предлагается признать недействующим на территории Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом изменения не ухудшают положения работников в сфере трудовых отношений.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" не повлечет за собой дополнительных расходов федерального бюджета и бюджетов всех уровней.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу приостановлению, изменению или принятию в связи с Федеральным законом "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу приостановлению, изменению или принятию федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с Федеральным законом "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" потребует принятия приказа Минтруда России "О признании недействующими на территории Российской Федерации постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29 апреля 1980 г. N 111/8-51 "Об утверждении Положения о порядке и условиях применения труда женщин, имеющих детей и работающих неполное рабочее время" и постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 8 августа 1966 г. N 465/П-21 "Об утверждении разъяснения N 13/п-21 "О компенсации за работу в праздничные дни".
Ответственный исполнитель - Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.