Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 269542-6 "О Родовых усадьбах", внесенному депутатами Государственной Думой И.В. Лебедевым, Я.Е. Ниловым, А.Н. Свинцовым, С.М. Катасоновым, В.С. Золочевским, Е.А. Вторыгиной, А.Н. Диденко
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 269542-6 "О Родовых усадьбах", внесенный депутатами Государственной Думой И.В. Лебедевым, Я.Е. Ниловым, А.Н. Свинцовым, С.М. Катасоновым, В.С. Золочевским, Е.А. Вторыгиной, А.Н. Диденко, С.В. Марининым (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Законопроект предусматривает образование родовых усадьб в результате безвозмездного предоставления гражданам Российской Федерации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в размере не менее одного гектара. Законопроект определяет порядок предоставления земельных участков для обустройства родовых усадеб, правовой режим таких земельных участков, регулирует вопросы обустройства родовых усадеб, владения, пользования и распоряжения ими.
По существу законопроекта Комитет отмечает следующее.
1. Согласно пояснительной записке законопроект направлен на возрождение России, длительное устойчивое развитие общества и государства путем возрождения сельских территорий и сельского хозяйства страны.
Вместе с тем, следует отметить, что с 1 марта 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации", нормы которого предусматривают возможность предоставления гражданам в безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, а также для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые работают по основному месту работы в таких муниципальных образованиях по специальностям, установленным законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет. По истечении пяти лет такой земельный участок передается в собственность бесплатно при условии его надлежащего использования (подпункты 4 и 5 статьи 39.5, подпункты 6 и 7 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, законодательство Российской Федерации в настоящее время уже предусматривает меры по безвозмездному обеспечению граждан Российской Федерации земельными участками, направленные на возрождение села. При этом существующий подход, предусматривающий, что субъект Российской Федерации самостоятельно определяет территории, подлежащие освоению и в границах которых земельные участки безвозмездно передаются гражданам, представляется более обоснованным, поскольку позволяет сочетать ведение гражданами сельского хозяйства и "создание более совершенной среды обитания" и развитие территории с учетом современных реалий.
2. Комитет считает необходимым отметить, что законопроектом регулируется достаточно широкий спектр правоотношений, в частности гражданские, земельные, градостроительные, лесные, вопросы охраны окружающей среды, ведения сельского хозяйства, организации местного самоуправления.
Вместе с тем, законопроектом не учитывается сложившаяся система законодательства в указанных отраслях, в частности, не принимаются во внимание нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), положения которых имеют приоритет над другими федеральными законами, регулирующие соответствующие правоотношения (пункт 2 статьи 3 ГК РФ, пункт 1 статьи 2 ЗК РФ, часть 2 статьи 3 ГрК РФ, статья 2 ЛК РФ). Вместе с тем, ни сам законопроект, ни проект федерального закона N 269545-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О родовых усадьбах" не обеспечивает внесение всей полноты изменений в законодательство Российской Федерации, в том числе в вышеперечисленные кодифицированные законодательные акты Российской Федерации, что не позволяет обеспечить безусловную возможность применения его положений.
3. Согласно пункта 2 статьи 1 законопроекта под усадебным (хуторским) хозяйством предлагается понимать недпредпринимательскую деятельность гражданина и членов его семьи, при которой в числе прочего отдается приоритет использованию земли как природному объекту, охраняемому в качестве важнейшей составной части природы, внедряются экологические системы земледелия, осуществляется сельскохозяйственная деятельность с минимальным негативным влиянием на окружающую среду.
По мнению Комитета, следует учитывать, что исходя из подпункта 2 и 3 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде, а также приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат, являются одними из главных принципов земельного законодательства, которые должны соблюдаться всеми гражданами без исключения. В связи с этим отдельное указание на необходимость соблюдения данных принципов лицами, ведущими усадебное (хуторское) хозяйство представляется избыточным.
В целом понятийный аппарат законопроекта характеризуется правовой неопределенностью.
Так, в законопроекте используются понятия, которые не предусмотрены ни действующим федеральным законодательством и не раскрываются законопроектом. Например, отсутствует определения таких понятий как "род", "населенное образование", "обустройство Родовой усадьбы", "экологические системы земледелия", что приводит к двоякому толкованию представленных положений. Сомнительным представляется включение в понятие "родовая усадьба" наряду с объектами недвижимого имущества животных и иного движимого имущества. Не вполне обоснованным представляется включение в понятие родовой усадьбы и водных объектов, которые согласно статье 8 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) находятся в федеральной собственности (за исключением прудов и обводненных карьеров в случаях, предусмотренных ВК РФ).
Пунктом 3 статьи 1 Законопроекта предусматривается, что поселение родовых усадеб - создаваемое гражданами "населенное образование, относящееся к населенным территориям". Однако при этом Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) не предусматриваются такие понятия, как "населенное образование" или "населенная территория". Законопроект также данные понятия не раскрывает.
Кроме того, Законом N 131-ФЗ поселение определено как городское или сельское поселение. Сельским поселением в свою очередь признается один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
В связи с изложенным, Законом N 131-ФЗ предусмотрены полные исчерпывающие понятия населенных пунктов, введение новых понятий, по мнению Комитета, требует дополнительных обоснований и соотнесение их между собой.
Кроме того, остается вопрос о необходимости образования иного вида территориального образования ввиду создания поселений родовых усадеб, будет ли указанное поселение создаваться из родовых усадеб одной семейной ветви либо же образование поселение будет состоять из родовых усадеб различных семей и связано только территориальной близостью их расположения.
4. Статьей 2 законопроекта регулируются вопросы предоставления земельных участков.
В частности, пунктом 6 статьи 2 законопроекта предусматривается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам на праве пожизненного наследуемого владения, праве собственности и (или) праве постоянного (бессрочного) пользования.
Вместе с тем, ЗК РФ в настоящее время не предусматривается возможность предоставления гражданам земельных участков на праве пожизненного наследуемого владения и праве постоянного (бессрочного) пользования.
Кроме того, предусмотренные законопроектом положения не соответствуют Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, подготовленной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 года N 1108 "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно которой право пожизненного наследуемого владения и право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком должны быть сохранены без установления какого-либо срока, на который они сохраняются, и без изменения их содержания. Однако такие права не должны возникать в будущем. Для постепенного исчезновения этих прав следует разработать механизмы, которые создадут стимулы для трансформации этих прав в другие вещные права, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации.
Таким образом, предложения субъектов права законодательной инициативы о возможности предоставления земельных участков гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения не соответствует общим направлениям развития гражданского и земельного законодательства.
Исходя из положений пункта 1 статьи 2 Законопроекта минимальный размер земельного участка, безвозмездно предоставляемого гражданину из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для обустройства Родовой усадьбы, не может быть менее одного гектара.
Как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 года N 105-О-О, Конституцией Российской Федерации бесплатное предоставление земельных участков Конституцией Российской Федерации не гарантируется, приостановление действия таких льгот, как и их отмена для соответствующих категорий граждан, относятся к дискреционным полномочиям законодателя.
По мнению Комитета, принимая во внимание такой значительный размер предоставляемых земельных участков, далеко не все муниципальные образования на территории Российской Федерации способны будут обеспечить всех желающих земельными участками для создания родовых усадеб. Так, в настоящее время в отдельных субъектах Российской Федерации наблюдается дефицит земельных ресурсов и невозможность обеспечения земельными участками даже граждан, относящихся к льготным категориям, например, в целях индивидуального жилищного строительства, в частности, граждан, имеющих трех и более детей.
При этом исходя из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 февраля 2008 года N 121-О-О для реализации права на получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок его формирования и постановки на государственный кадастровый учет, что обусловливает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий. Конституционным Судом Российской Федерации при этом отмечено, что отсутствие возможности формирования земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах городского поселения может быть обусловлено особенностями развития данного поселения с учетом градостроительных, экологических и иных норм, что само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан.
Таким образом, с одной стороны, отсутствие на территории конкретного муниципального образования земельных участков, предназначенных для указанных целей, может не позволить гражданам Российской Федерации реализовать свое право на приобретение земельных участков для создания родовых усадеб, а с другой стороны, это не может расцениваться как нарушение такого права. В связи с этим, законопроект может являться для отдельных регионов фактически декларативным и реально не порождающим для граждан тех социальных гарантий, которые предусматриваются его положениями.
Также необходимо обратить внимание, что исходя из пунктов 1 и 6 статьи 2 Законопроекта допускается предоставление в собственность граждан земельных участков лесного фонда, что противоречит статье 8 ЛК РФ и статье 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". Размещение родовых усадеб на землях сельскохозяйственного назначения поселений противоречит статье 77 ЗК РФ.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, каждому гражданину Российской Федерации (право которого принадлежит от рождения - пункт 8 статьи 2 законопроекта), прежде всего, противоречит принципу земельного законодательства - платности использования земли (подпункт 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), а также ставит в уничижительное положение меры социальной поддержки гражданам, относящимся к льготным категориям (инвалиды, граждане, имеющие трех и более детей, и др).
Законопроектом не предусматривается и очередность предоставления нескольким гражданам, подавшим заявление о предоставлении одного и тоже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для обустройства родовой усадьбы.
Часть 9 проектируемой статьи предусматривает установление порядка предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для создания поселений, состоящих из родовых усадеб, Правительством Российской Федерации. При этом не учитывается, что порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов урегулирован ЗК РФ, в связи с чем принятие отдельного подзаконного акта Правительства Российской Федерации не требуется.
5. Законопроектом предусматривается особый порядок изъятия земельного участка у гражданина, в случае, когда он не используется в течение более пяти лет подряд при наличии одновременно следующих признаков - на земельном участке не проживает гражданин, которому предоставлен земельный участок для обустройства Родовой усадьбы, ни члены его семьи, ни близкие родственники и на земельном участке не осуществляется хозяйственная деятельность либо осуществляется с нарушением положений, предусмотренных законопроектом.
Однако в законопроекте не приведены критерии рационального использования и хозяйственной деятельности на предоставляемых земельных участков, что позволяет сделать вывод о том, что надлежащим использованием земельных участков, предоставленных для создания Родовых усадеб будет являться факт проживания (нахождения) гражданина на указанном земельном участке. Указанный порядок еще более усложнит процедуру изъятия неиспользованных земельных участков и вовлечение их в оборот.
Статья 3 законопроекта нуждается в согласовании со статьями 237, 243 и 279 ГК РФ и главой VII.1 ЗК РФ в части установленного проектом запрета на изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, предоставленных гражданам для обустройства Родовых усадеб, конфискацию и обращение взыскания по долгам гражданина, обустраивающего Родовую усадьбу. Дополнительного обсуждения требует предусмотренный законопроектом запрет на изъятие земельных участков, предоставленных гражданам для обустройства родовых усадеб, для государственных или муниципальных нужд, учитывая исключительный характер такого изъятия и необходимость решения конкретных государственных задач.
6. Положениями статьи 5 Законопроекта урегулированы вопросы обустройства родовой усадьбы. В частности, предусматривается право гражданина при обустройстве земельного участка в качестве родовой усадьбы в любом месте земельного участка возвести индивидуальный жилой дом.
Вместе с тем, следует учитывать, что в соответствии с пунктом 2 статьи 56 ЗК РФ одними из видов ограничений прав на землю являются особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах, а также особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных.
Таким образом, возможность строительства индивидуального жилого дома в том или ином месте может быть ограничена наличие охранных или санитарно-защитных зон, а также иные условия использования данного земельного участка, в том числе предусматривающие запрет на осуществление какого-либо строительства (например, в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства в соответствии с Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160, охранной зоне газораспределительных сетей в соответствии с Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года N 878). Кроме того, например, в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 5.1. в санитарно-защитной зоне, которая устанавливается применительно к отдельным объектам сельскохозяйственного назначения (например, фермам) не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома, коттеджную застройку.
Пунктом 1 статьи 5 Законопроекта также предусматривается право гражданина при обустройстве Родовой усадьбы сохранять травостой дикорастущих трав.
Вместе с тем, необходимо обратить внимание, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 13 ЗК РФ правообладатели земельных участков в целях охраны земель обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям).
Таким образом, безусловное право на сохранение дикорастущих трав необходимо соотносить с требованиями земельного законодательства в части охраны земель.
Законопроектом предусматривается освобождение гражданина, обустраивающего родовую усадьбу, от обязанности получения разрешения на строительство как в случае строительства индивидуального жилого дома, так и при строительстве строений и сооружений вспомогательного использования.
Однако Комитет отмечает, что в настоящее время в соответствии с пунктом 3 части 17 статьи 51 ГрК РФ при строительстве строений и сооружений вспомогательного использования разрешение на строительство не требуется. Вместе с тем, отказ от необходимости получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома в целом не может быть поддержан, поскольку, во-первых, в настоящее время частью 9 статьи 51 ГрК РФ установлен упрощенный порядок получения разрешения на строительство на индивидуальные жилые дома, а, во-вторых, разрешение на строительство является документом, подтверждающим соответствие будущего объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, что позволяет обеспечить соблюдение в том числе требований о предельных параметрах строительства, о минимальных отступах от границ земельных участков, красных линий и т.п.
7. Законопроектом не раскрывается порядок создания, использования объектов инфраструктуры и иного имущества общего пользования. Не урегулированным остается вопрос о форме собственности на такое имущество и земли общего пользования (публичная, частная, долевая), о порядке распоряжения ими, что представляется особо важным вопросам в условиях ведения совместного хозяйства.
8. Согласно пункту 1 статьи 6 законопроекта право граждан Российской Федерации на создание поселений, состоящих из родовых усадеб, гарантируется, в частности, правом на государственную поддержку при создании указанных поселений, их инфраструктуры и иного имущества общего пользования, но не указывается, в каких формах предполагается осуществлять государственную поддержку названной категории граждан.
Пунктом 2 статьи 6 законопроекта установлено, что по решению жителей поселения родовых усадеб, принятого на сходе граждан, поселение Родовых усадеб может получить статус особо охраняемой территории на основании решений уполномоченных органов и в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" при принятии решений о создании особо охраняемых природных территорий учитывается:
а) значение соответствующей территории для сохранения биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира и среды их обитания;
б) наличие в границах соответствующей территории участков природных ландшафтов и культурных ландшафтов, представляющих собой особую эстетическую, научную и культурную ценность;
в) наличие в границах соответствующей территории геологических, минералогических и палеонтологических объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность;
г) наличие в границах соответствующей территории уникальных природных комплексов и объектов, в том числе одиночных природных объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность.
9. Статья 7 законопроекта предусматривает возможность установления вокруг поселения родовых усадеб экологической зоны.
В пояснительной записке к законопроекту отсутствуют обоснования установления каких-либо зон с особыми условиями использования территорий для поселения родовых усадеб. При этом порядок установления или изменения границ экологической зоны законопроектом не предусмотрен.
Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 7 законопроекта по решению общего собрания жителей поселения родовых усадеб на территории экологической зоны поселения родовых усадеб допускается проведение сплошных рубок лесных насаждений, использование пестицидов и иных токсичных химических препаратов, осуществление охоты и иных видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, разработка месторождений полезных ископаемых, загрязнение территории сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления, размещение мест захоронений отходов производства и потребления, кладбищ, скотомогильников и иных объектов, оказывающих негативное воздействие на состояние подземных вод, размещение или захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, осуществление хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на природные комплексы Родовых усадеб и препятствующей выполнению ими своего экологического, санитарно- гигиенического и рекреационного назначения.
Изложенное положение законопроекта не учитывает нормы ни ЗК РФ, ни ЛК РФ, ни ВК РФ, а также ряда иных Федеральных законов ("Об отходах производства и потребления", "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", "О недрах"), которыми установлены особые правовые режимы и ограничения на осуществление указанных видов деятельности, категории земель, на которых они могут осуществляться или запрещены.
10. Статья 9 законопроекта устанавливает применение законопроекта к гражданам, которые уже обустраивают свои родовые усадьбы на земельных участках, приобретенных до его вступления в силу. Такие граждане смогут изменить разрешенное использование своих земельных участков на "обустройство Родовых усадеб" при условии обращения в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Указанный классификатор утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540.
При этом такой вид разрешенного использования земельных участков как "обустройство Родовых усадеб" не предусмотрен ни ЗК РФ, ни указанным классификатором.
Необходимо также обратить внимание, что на территории Российской Федерации в настоящее время завершается работа по подготовке и утверждению в полном объеме документов территориального планирования всех уровней, а также документов градостроительного зонирования, определяющих основные направления градостроительного развития территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Учитывая отсутствие в настоящее время такого вида использования земельных участков как "обустройство" Родовых усадеб и такого вида территориального образования как поселения Родовых усадеб, предлагаемые законопроектом изменения повлекут необходимость внесения изменений в указанные документы, что согласно пункта 20 части 1 статьи 14, пунктом 26 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ, статье 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации повлечет возникновение расходных обязательств бюджетов муниципальных образований. При этом оценка последствий реализации данного законопроекта в пояснительной записке и финансово-экономическом обосновании отсутствует.
Кроме того, к указанному законопроекту имеются иные замечания, в том числе связанные с опасностью не освоения или нерационального использования земельных участков, не возможностью учитывать вариативность целей создания родовой усадьбы для отдельно взятой семьи, наличие соответствующих трудовых и финансовых ресурсов для обработки земельного участка. Как упоминалось ранее, предоставленное с рождения право на получение земельного участка, также не способствует рациональному использованию земельных участков, и может повлечь их спекуляцию.
По мнению Комитета, предоставление земельного участка в фиксированном размере не менее одного гектара, но в различных природно-климатических зонах Российской Федерации с различным качеством почвы и, соответственно, возможностью его использования для создания Родовой усадьбы не соответствует отмеченному в Пояснительной записке принципу справедливого распределения земли между гражданами Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству не поддерживает проект федерального закона N 269542-6 "О Родовых усадьбах", внесенный депутатами Государственной Думой И.В. Лебедевым, Я.Е. Ниловым, А.Н. Свинцовым, С.М. Катасоновым, В.С. Золочевским, Е.А. Вторыгиной, А.Н. Диденко, С.В. Марининым, и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.