Работник организации имеет стаж работы во вредных условиях труда в Российской Федерации почти 9 лет. Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ему нужно выходить на пенсию в 50 лет, если он проработал во вредных условиях труда не менее 10 лет и имеет страховой стаж не менее 20 лет.
Если данный работник с 1985 года по 2006 год работал в Казахстане, то будет ли этот период работы засчитан ему в страховой стаж?
Если он трудился с 2002 года по 2006 год во вредных условиях труда в Казахстане, будет ли это время его работы включаться в стаж 10 лет, дающий право на досрочную пенсию, или это касается только Российской Федерации?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Периоды работы до 1 января 2001 года на территории Республики Казахстан включаются как в страховой, так и специальный стаж для назначения досрочной пенсии. После 1 января 2001 года периоды работы могут быть включены в страховой и специальный стаж при условии уплаты страховых взносов в соответствующие органы Республики Казахстан.
Обоснование вывода:
Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
При этом в качестве международных договоров рассматриваются международные соглашения по пенсионному обеспечению граждан. Одно из них - Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 (далее - Соглашение). Этот документ регулирует вопросы пенсионного обеспечения граждан России, Украины, Узбекистана, Киргизии, Туркмении, Армении, Таджикистана и Казахстана.
В соответствии со ст. 1 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу п. 2 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения, т.е. до 13 марта 1992 года.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 N 203-16).
В письме Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения. Это означает, что работа на территории государств - участников Соглашения учитывается в страховой стаж с 13 марта 1992 года до 1 января 2002 года (дата вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в трудовой (страховой) стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами российского пенсионного законодательства.
Согласно п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления ПФР от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР", для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, периоды работы по найму после 1 января 2002 года подлежат включению в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы должны подтверждаться справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Таким образом, периоды работы на территориях государств - участников Соглашения до 1 января 2002 года учитываются в страховой и специальный стаж для назначения пенсии, а периоды работы после 1 января 2002 года подлежат включению в подсчет страхового и специального стажа при условии уплаты страховых взносов в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая деятельность. Аналогичный подход наблюдается и в судебной практике (смотрите, например, определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31.10.2008 N 82-В08-6, апелляционное определение Московского городского суда от 26.11.2015 N 33-35623/15, апелляционное определение СК по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 26.05.2015 по делу N 33-2074/2015, определение Нижегородского областного суда от 26.10.2012 N 33-7310).
По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации период работы сотрудника с 1985 года до 1 января 2001 года в Казахстане подлежит включению в страховой стаж. Относительно периода работы с 1 января 2001 года по 2006 год отметим, что он может быть включен как в страховой, так и специальный стаж при условии уплаты страховых взносов в соответствующие органы Республики Казахстан. Уплата страховых взносов должна быть подтверждена справкой компетентного органа Республики Казахстан.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильев Александр
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
6 апреля 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.