Транспортный налог и плата по системе "Платон": ликбез от Минфина
И. Беланов,
консультант
Журнал "Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)", N 4, апрель 2016 г., с. 3-12.
Комментарий к письмам Минфина России:
- от 10.02.16 N 03-05-06-04/6979 "Об освобождении от уплаты транспортного налога многодетных семей";
- от 10.02.16 N 03-05-06-04/7067 "Об установлении размера налоговой ставки и налоговых льготах для отдельных категорий плательщиков транспортного налога";
- от 18.02.16 N 03-05-06-04/9050 "Об обязанности уплаты транспортного налога в зависимости от государственной регистрации транспортного средства".
В ноябре прошлого года начала функционировать система "Платон". Она призвана обеспечивать соблюдение установленного действующим законодательством порядка взимания платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн. С началом взимания этой обязательной платы стали возникать вопросы: а разве транспортный налог мы платим не для того, чтобы строить и ремонтировать дороги? Не получается ли двойного налогообложения? Видимо, такие вопросы дошли и до Минфина России, который вынужден был дать соответствующие разъяснения в одном из комментируемых писем - от 10.02.16 N 03-05-06-04/7067. Два других письма посвящены разъяснениям относительно обязанности уплаты транспортного налога, а также возможности установления налоговых льгот для многодетных семей.
Ликбез
В письме N 03-05-06-04/7067 чиновники напомнили заявителям некоторые общие положения НК РФ о транспортном налоге. Поскольку эти нормы упоминаются во всех трёх комментируемых письмах, воспроизведём их один раз.
Для начала чиновники напомнили о месте транспортного налога в налоговой системе РФ. Согласно статье 14 НК РФ транспортный налог является региональным налогом. Он формирует доходную часть региональных и местных бюджетов и в федеральный бюджет не зачисляется.
Данный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ, вводится в действие в соответствии с НК РФ и региональным законодательством и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта.
Транспортный налог входит в систему имущественных налогов, взимаемых вне зависимости от факта использования транспортных средств.
Вводя транспортный налог, субъект РФ определяет ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты.
Так, налоговые ставки, установленные пунктом 1 статьи 361 НК РФ, могут быть увеличены или уменьшены законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок не применяется в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л. с. включительно.
При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учётом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, или их экологического класса.
Статьёй 356 НК РФ определено, что при установлении транспортного налога законами субъектов РФ могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Исходя из сказанного в письме от 10.02.16 N 03-05-06-04/6979 финансисты резюмировали: если многодетные семьи хотят получить льготу по транспортному налогу, то с этим вопросом им нужно обращаться к региональным властям.
Система "Платон" и проблемы с её воплощением
В том же письме N 03-05-06-04/6979 чиновники сообщают, что плата в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн, не относится к налогам и сборам, регулируемым НК РФ. Вопросы, касающиеся установления указанной платы, относятся к компетенции Минтранса России.
От редакции. Взимание с конца осени прошлого года платежей в системе "Платон" вызвало волну протестов среди собственников тяжеловесных фур. Насчёт правомерности такой обязательной платы Минфин в своём ответе отделался лишь двумя предложениями, перевалив бремя объяснений на Минтранс России. Но, коль введение этого платежа стало такой горячей темой, полагаем, что и финансистам следовало бы привести более развёрнутые пояснения.
Водители крупнотоннажных автомобилей, а проще говоря, дальнобойщики - люди, надо полагать, далёкие от сферы налогообложения. Для них что транспортный налог, что обязательная плата, которую они теперь обязаны вносить по установленному тарифу, - это фискальные платежи. И такие "двойные", на их взгляд, поборы вызывают, мягко говоря, недовольство. А нелегальные перевозчики и политические активисты в ответ на введение платы грозят блокировать перевозки грузов.
Чтобы снять возникшие вопросы, для начала давайте определимся с правовой основой транспортного налога и обязательной платы в возмещение вреда.
Как отметил Минфин России в письме N 03-05-06-04/6979, налоговые платежи, к которым относится и транспортный налог, являются безусловным атрибутом государства. Именно налоги составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований. Их функциональное назначение состоит в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества Это следует из сути налога, на которую указано в статье 8 НК РФ. В ней сказано, что налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств. Эти средства идут на финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Посредством налогов в государственном бюджете консолидируются средства, направляемые затем на решение социальных проблем. С помощью налогов государство перераспределяет часть доходов, направляя их на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоёмкие отрасли экономики, на социальные нужды граждан, на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы.
Транспортный налог, как уже отмечено автором комментария, является региональным налогом, и доходы от него зачисляются в региональный бюджет.
Что касается сбора, то под ним налоговое законодательство понимает обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц. Уплата сбора является одним из условий совершения в отношении его плательщика государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий. Эти действия включают в себя предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий). Уплата сбора может быть обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введён сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 8 НК РФ).
Как видим, ни в определении налога, ни в определении сбора не говорится о компенсационном характере, который свойственен плате, взимаемой в системе "Платон". Более того, ни в перечне налогов, ни в перечне сборов (ст. 12-15 НК РФ) рассматриваемая плата не упоминается.
На чём же основано внесение платы в возмещение вреда федеральным трассам?
Обязанности пользователей автомобильными дорогами прописаны в статье 29 Федерального закона от 08.11.07 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Подпунктом 2 пункта 1 этой статьи пользователям автомобильными дорогами среди прочего запрещено осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешённую массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счёт возмещения вреда, причиняемого этой категории автомобильных дорог такими транспортными средствами. Как видим, закон N 257-ФЗ определяет компенсационный характер платы, суть которого состоит в возмещении экономического ущерба, наносимого крупнотоннажными автомобилями федеральным трассам. Это и затраты на капитальный ремонт трасс, на их содержание, а также затраты на эксплуатацию самой системы "Платон".
Как следует из Бюджетного кодекса РФ (подп. 6.1 п. 1 ст. 46), суммы денежных взысканий в виде платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения крупнотоннажными фурами (максимальной массой свыше 12 тонн), зачисляются в федеральный бюджет по нормативу 100%.
Как видим, транспортный налог и рассматриваемая компенсационная плата имеют разную правовую природу.
Как и во всём новом, во взимании платы есть как положительные, так и отрицательные моменты, которые требуют доработки. Положительная сторона платы - это вывод из тени доходов от перевозок. В январе текущего года ВЦИОМ провёл опрос в 10 городах и 130 населённых пунктах 46 областей РФ. Как свидетельствуют данные соцопроса, большинство автолюбителей (62%) и представителей бизнеса (60%) считают, что введение системы взимания платы с большегрузного транспорта за пользование дорогами, в принципе, необходимо. Помимо этого, 59% владельцев легковых автомобилей признают справедливым введение платы для тех, кто использует дорогу для заработка (http://rosavtodor.ru/activity/investing-activity/concession-projects/tol l-collection-system/news/16132.html).
И всё-таки увеличение финансовой нагрузки на владельцев большегрузов следует отнести к негативному фактору. Над решением этой проблемы уже работают в Кабинете министров. По поручению заместителя Председателя Правительства РФ от 11.01.16 N АД-П9-13 было подготовлено уведомление о создании проекта Федерального закона, которым планировалось бы внесение изменения в главу 28 части второй НК РФ (http://regulation.gov.ru/projects#npa=45405). Публичное обсуждение этого документа завершено и начата работа над законопроектом, который должен быть направлен на рассмотрение в Госдуму. Возможно, вскоре в главе о транспортном налоге появится льгота, освобождающая от уплаты транспортного налога владельцев крупнотоннажных транспортных средств, с которых в соответствии с законодательством взимается плата в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
Поскольку рассматриваемая плата не является налогом, но установлена как обязательный платёж законодательством РФ, этот нюанс вышел боком "упрощенцам". В письме Минфина России от 06.10.15 N 03-11-11/57133 чиновники разъяснили, что "упрощенцы" не могут учесть данную плату в составе налоговых расходов.
Дело в том, что в статье 346.16 НК РФ приведён закрытый перечень расходов и в нём не значится такой вид затрат, как плата в счёт возмещения вреда федеральным автомобильным дорогам грузовыми автомобилями, имеющими разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн (то есть плата, вносимая по системе "Платон").
А применить подпункт 22 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ "упрощенцам" нельзя, так как плата по системе "Платон" в перечень налогов и сборов не включена.
В этом отношении гораздо проще тем налогоплательщикам, которые применяют общую систему налогообложения. По мнению Минфина России (письмо от 27.11.15 N 19-02-05/7/69769), рассматриваемая плата носит компенсационный характер и должна учитываться в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
От редакции. Проиллюстрируем порядок учёта платы в системе "Платон" примером.
Пример
Общество ведёт производственную деятельность и самостоятельно доставляет ТМЦ своим автотранспортом. Машина общества, имеющая разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн, оборудована бортовым устройством, полученным у оператора системы "Платон".
В конце февраля 2016 года общество перечислило на лицевой счёт в системе "Платон" аванс в сумме 50 000 руб. за предстоящую в марте поездку по федеральной бесплатной трассе. В ходе поездки на основании данных бортового устройства с лицевого счёта общества в марте было списано 30 000 руб. В целях бухгалтерского учёта и для целей налогообложения прибыли по итогам I квартала 2016 года оператор системы "Платон" предоставил обществу выписку по лицевому счёту и детализацию операций по нему. Бухгалтер общества проверил по путевому листу маршрут, пройденный транспортным средством, с привязкой ко времени (дате) начала и окончания движения грузовика, сверив данные с информацией из выписки системы "Платон".
На основании этих документов бухгалтер общества отразил в бухгалтерском учёте факт хозяйственной жизни, связанный с обязательной платой, следующими записями: в феврале 2016 года:
Дебет 76 субсчёт "Расчёты по авансам по системе "Платон" Кредит 51
- 50 000 руб. - перечислен аванс оператору системы "Платон";
в марте 2016 года:
Дебет 76 субсчёт "Расчёт с оператором системы "Платон" Кредит 76 субсчёт "Расчёты по авансам по системе "Платон"
- 30 000 руб. - зачтена в счёт ранее перечисленного аванса плата оператору системы "Платон"*(1);
Дебет 20 Кредит 76 субсчёт "Расчёт с оператором системы "Платон"
- 30 000 руб. - отражена в расходах обязательная плата оператору системы "Платон".
В целях налогообложения прибыли обязательная "большегрузная" плата учитывается в составе прочих расходов на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ, что подтверждается ещё одним письмом Минфина России - от 11.01.16 N 03-03-P3/64 (http://platon.ru/wp-content/uploads/2016/01/03-03-RZ64_3.pdf).
Ряд депутатов Госдумы вышли с законодательной инициативой, подготовив законопроект, предусматривающий предоставление права налогоплательщикам, применяющим УСН, относить к расходам, на которые уменьшаются доходы, "большегрузную" плату. Депутаты предложили внести соответствующую поправку в статью 346.16 НК РФ (http://asozd2.duma.gov.m/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=930035-6 &02).
По мнению депутатов, отсутствие такой возможности сказывается на конкурентоспособности грузоперевозчиков-"упрощенцев" по сравнению с теми налогоплательщиками в сфере грузоперевозок, которые применяют общий режим налогообложения. А это может стать причиной, по которой "упрощенцы" могут уйти с рынка крупнотоннажных перевозок, прекратив всякую деятельность.
Пока законопроект возвращён разработавшим его депутатам из-за отсутствия заключения Правительства РФ.
"Философское" напоминание о транспортном налоге
В другом комментируемом письме Минфина России, от 18.02.16 N 03-05-06-04/9050, чиновники напомнили, что уплата транспортного налога основана на принципах "философии идеализма".
В соответствии со статьёй 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговиками на основании сведений, которые предоставляются им из ГИБДД и других органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств.
Следовательно, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от государственной регистрации транспортного средства, а не от фактического его наличия или использования налогоплательщиком.
Напомним, что и Президиум ВАС РФ в постановлении от 15.12.11 N 12223/10 вынес своё решение по этому вопросу: мир дан нам только в ощущениях. Поэтому транспортный налог взимается в зависимости не от того, существует ли на самом деле объект налогообложения, а на основании наличия записи о регистрации этого объекта в органах ГИБДД.
Торжество справедливости
В этом же письме финансисты указали на то, что в соответствии со статьёй 362 НК РФ исчисление транспортного налога прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия транспортного средства с учёта в ГИБДД.
Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено НК РФ в случае снятия с учёта транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства или возникновения права на налоговую льготу) не установлено.
Полагаем, что тут вполне уместно вспомнить о новации, привнесённой в налоговое законодательство Федеральным законом от 29.12.15 N 396-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
В прежней формулировке пункта 3 статьи 362 НК РФ было сказано, что в случае регистрации транспортного средства или его снятия с регистрации в течение налогового или отчётного периода исчисление суммы налога производится с учётом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом или отчётном периоде.
При этом месяц регистрации данного транспорта, а также месяц снятия его с регистрации принимаются за полный месяц!
В этой связи в случае смены в течение налогового периода собственника транспорта налог уплачивается отдельно каждым из собственников исходя из количества полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на каждого из них.
Чиновники уверяли, что данный порядок не приводит к двойному налогообложению, так как объект налогообложения транспортным налогом возникает у разных налогоплательщиков. Но вот о том, что государство получает двойную сумму налога по одному и тому же объекту налогообложения, чиновники старались не упоминать.
С 1 января 2016 года справедливость восторжествовала.
Теперь, если регистрация автомобиля произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие автомобиля с регистрации произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации или снятия с неё.
Если регистрация автомобиля произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации или снятия с учёта транспорта не учитывается при определении рассматриваемого коэффициента.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) С 1 марта 2016 года при отражении платы, взимаемой с крупнотоннажных транспортных средств, следует руководствоваться постановлением Правительства РФ от 27.02.16 N 139 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2015 г. N 1191", предусматривающим применение к тарифу платы понижающего коэффициента 0,41.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-17496
Адрес редакции: 127006, г. Москва, ул. Новослободская, д. 31, стр. 2
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-80
Факс: (495) 931-13-22
Адрес в Internet: www.pbu.ru