О профилактике коррупции при аттестации военнослужащих
О.Ю. Петров,
кандидат юридических наук
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 12, декабрь 2015 г., с. 24-35.
Порядок принятия решений командиром воинской части по вопросам прохождения военной службы подчиненными военнослужащими законодательно урегулирован и основан на принципе единоначалия.
Принцип единоначалия является одним из основных принципов строительства Вооруженных Сил, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Единоначалие заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.
Единоначалие выражается в праве командира (начальника), исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решения, отдавать в установленном порядке соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение*(1).
Нередко единоначалие выступает в качестве фактора, определяющего специфику практического проявления коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации, поскольку принцип единоначалия, беспрекословности воинского повиновения и централизации управления военной организацией государства обусловливает высокую степень зависимости военнослужащих от своих командиров (начальников), власть или влияние которых распространяется не только на служебную, но в отдельных случаях и на внеслужебную сферу жизнедеятельности подчиненных.
Военное законодательство исходит из того, что командиру-единоначальнику должен быть предоставлен такой объем прав, который обеспечивал бы безусловный контроль командира над всеми сторонами жизни и деятельности воинской части и его самостоятельность в единоличном решении основных вопросов управления. Эта задача требует правильного распределения функций управления, обязанностей и прав между воинскими должностными лицами. Задача правового регулирования единоначалия на правовой основе состоит в том, чтобы обеспечить соблюдение принципа законности военного управления, т.е. создать достаточные правовые гарантии того, чтобы единоначалие осуществлялось не иначе как на основе и во исполнение федеральных законов.
Из данной особенности военно-служебных отношений вытекает ряд важных юридических последствий:
а) за служебную необходимость и целесообразность отданного приказа отвечает непосредственно отдавший его начальник;
б) подача жалобы не может приостановить исполнение приказа;
в) в случае открытого неповиновения подчиненного начальник не только вправе, но и обязан принять все меры принуждения, вплоть до ареста виновного и привлечения его к уголовной ответственности, а в исключительных случаях с этой целью может быть применено оружие;
г) никакие органы власти не имеют права вмешиваться в законную деятельность военного командования.
Вместе с тем, как показывает практика, нередко складываются такие ситуации, когда командиры-единоначальники используют предоставленные им властные полномочия в личных корыстных целях, вынуждая подчиненных за взятки и подношения получать послабления в командирском контроле.
По мнению В.М. Корякина, определенный коррупционный потенциал содержится и в таком принципе военного управления, как его централизация, который находит свое выражение:
- в установлении единого и общего для всех видов и родов войск Вооруженных Сил командования;
- в наделении центральных органов военного управления всей полнотой прав по руководству подчиненными войсками (силами), объединению и направлению по единому плану деятельности всех нижестоящих органов военного управления;
- в безусловной обязательности правовых и организационно-распорядительных актов вышестоящих органов военного управления для нижестоящих и подчинении последних по вертикали.
Пользуясь указанной полнотой власти по отношению к нижестоящим органам военного управления, должностные лица этих органов нередко извлекают из своего должностного положения и из статуса органа, в котором замещают соответствующую должность, выгоды как материального, так и нематериального характера для себя или для третьих лиц*(2).
Негативные последствия такого положения вещей могут отражаться на вопросах прохождения службы военнослужащими, проходящими ее по контракту, их перспективах и служебной карьере.
В системе военного управления правовой механизм сдержек и противовесов системе единоначалия при принятии решений по вопросам прохождения службы создан благодаря регламентации процедуры аттестации военнослужащих.
Аттестация является одним из обособленных правовых образований субинститута прохождения государственной службы, входящего в общий институт государственной службы. Аттестация - одна из важнейших процедур, позволяющих судить о способностях, знаниях, деловых и других качествах госслужащих, их поведении, она способствует минимизации субъективного фактора при принятии решений при рассмотрении различных кадровых вопросов руководителями*(3).
А.В. Кудашкин под аттестацией военнослужащих понимает деятельность аттестационной комиссии, состоящей из воинских должностных лиц, в рамках нормативно установленной процедуры в целях определения служебно-правового положения на основании изучения деловых, личных и нравственных качеств, служебной деятельности военнослужащего, результатом которой является оценка аттестуемого, содержащаяся в рекомендациях аттестационной комиссии, представляемых на утверждение соответствующему командиру (начальнику)*(4).
Следовательно, основной функцией аттестационной комиссии воинской части является объективное определение служебно-правового положения военнослужащего и его оценка, выраженная в рекомендациях командиру воинской части, который их утверждает, соглашаясь с оценкой (или не утверждает, основываясь на требованиях закона).
Аттестационные выводы и порядок проведения аттестации могут быть обжалованы самим военнослужащим в порядке, установленном п. 10 ст. 26 Положения о порядке прохождения военной службы*(5).
Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (далее - Закон N 53-ФЗ) установлен ряд полномочий аттестационной комиссии воинской части и указаны отдельные вопросы, которые она вправе рассматривать:
- в ст. 43 Закона N 53-ФЗ указано: "военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, вправе предложить на рассмотрение соответствующей аттестационной комиссии свою кандидатуру для назначения на освобождающуюся или вакантную воинскую должность";
- в ст. 51.1 Закона N 53-ФЗ указано: "2. Взыскания, предусмотренные подпунктами "д.1" и "д.2" пункта 1 и подпунктом "е.1" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации о прохождении военной службы, применяются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию. - Курсив автора), - и на основании рекомендации указанной комиссии"*(6).
Порядок аттестации военнослужащих определяет статья 26 Положения о порядке прохождения военной службы, которая устанавливает, что в целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, определения их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования, а также определения предназначения граждан, пребывающих в запасе, проводится аттестация*(7).
Законодательством установлено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, аттестуются не менее чем за четыре месяца до истечения срока военной службы, но не реже чем через каждые пять лет прохождения военной службы, а также по окончании военно-учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры*(8).
Централизация военного управления применительно к процедуре аттестации выражается и в том, что в случае необходимости руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, вправе назначить время и порядок проведения аттестации всех военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, или отдельных их категорий*(9). В частности, предыдущий Министр обороны Российской Федерации, в целях оптимизации структуры Вооруженных Сил Российской Федерации принимал решения о проведении аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях матросов и старшин, дважды в течение года (прим. авт.).
Аттестация призвана не только давать оценку военнослужащему, но и объективно регулировать вопросы прохождения военной службы на основе действующего законодательства.
Основными задачами аттестации военнослужащих являются*(10):
а) определение соответствия военнослужащих занимаемым воинским должностям и перспектив их дальнейшего служебного использования;
б) подбор военнослужащих для назначения на воинские должности, определение целесообразности заключения новых контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, а также отбор кандидатов для направления на учебу;
в) создание резерва кандидатов для выдвижения и направления на учебу;
г) определение служебного предназначения выпускников военно-учебных заведений;
д) представление военнослужащих к награждению государственными наградами Российской Федерации и присвоению очередных воинских званий досрочно и на одну ступень выше воинских званий, предусмотренных штатом для занимаемых воинских должностей;
е) оценка причин, которые могут служить основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы.
При этом порядок организации и проведения аттестации определяется руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором проводится аттестация.
В Вооруженных Силах Российской Федерации в настоящее время действует приказ Министра обороны Российской Федерации "О порядке организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 29 февраля 2012 г. N 444, который в соответствии с п. 3 ст. 26 Положения о порядке прохождения военной службы утвердил Порядок организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Порядок).
Не позднее чем за две недели до проведения аттестации в аттестационную комиссию воинской части на подлежащего аттестации военнослужащего представляется аттестационный лист установленной формы.
Отзыв на военнослужащего составляется его непосредственным (прямым) командиром (начальником) из числа офицеров, федеральных государственных служащих либо гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, замещающих соответствующие воинские должности (должности), в разделе I аттестационного листа и представляется по команде.
Далее Порядок устанавливает, что в отзыве, излагаемом в произвольной форме, как правило, должны быть отражены следующие вопросы, характеризующие аттестуемого военнослужащего*(11):
1) уровень профессиональной подготовки, знание руководящих документов, общевоинских уставов, наставлений, своих обязанностей по занимаемой воинской должности и соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к данной воинской должности, готовность к выполнению обязанностей при переводе в высшие степени боевой готовности и в военное время, совершенствование профессиональных знаний в системе командирской (профессионально-должностной) подготовки и самостоятельно, ученая степень и ученое звание, умение применять полученные знания на практике, область деятельности, в которой аттестуемый проявил наибольшие способности и достиг высоких результатов, наличие боевого опыта.
Объективность характеристик, оценок и профессионального уровня может быть подтверждена (или опровергнута) отчетными документами по боевой подготовке, зачетными ведомостями приема экзаменов на сдачу (подтверждение) классной квалификации, контрольными результатами сдачи норм физической подготовки, результатами по специальной и профессионально-должностной подготовке, зафиксированными в журналах боевой подготовки подразделений (воинской части), оценками действий на учениях, плановых и итоговых проверках воинской части, приказами по итогам периода обучения, выполнения боевых и специальных задач, задач основного мероприятия и т.п.;
2) качество выполнения должностных и специальных обязанностей по занимаемой воинской должности за период после предыдущей аттестации, устранение отмеченных в последнем аттестационном выводе недостатков (если таковые имелись);
3) личная дисциплинированность и исполнительность, требовательность к себе и подчиненным.
Показатели личной дисциплинированности военнослужащего объективно отражены в служебной карточке учета поощрений и дисциплинарных взысканий, в периодических приказах командира воинской части о состоянии правопорядка и воинской дисциплины в воинской части, периодических приказах по итогам боевой подготовки воинской части, приказах по итогам отдельных мероприятий боевой и повседневной деятельности воинской части;
4) организованность в работе, умение определить главное направление в обеспечении высокого уровня боевой и мобилизационной готовности, способность качественно выполнять поставленные задачи, проявлять инициативу, быстро ориентироваться и умело действовать в сложной обстановке;
5) умение руководить, обучать и воспитывать подчиненный личный состав и сочетать высокую требовательность с заботой о нем.
На наш взгляд, объективно оценить данную позицию возможно по положениям, зафиксированным в актах итоговых (контрольных) проверок воинской части (подразделения), периодических приказах по итогам обучения, приказах по отдельным мероприятиям боевой подготовки, оценочных итоговых (зачетных, контрольных) ведомостях по различным видам подготовки), о результатах и достижениях, состоянии правопорядка и воинской дисциплины воинской части (подразделения), которым командует аттестуемый военнослужащий;
6) оценка состояния подразделения (воинской части, соединения, объединения), которым командует, или участка работы, за который отвечает аттестуемый (дисциплина, уровень укомплектованности, боевая и мобилизационная готовность, боевая подготовка, освоение военной техники и оружия, состояние вооружения, военной техники и материально-технических средств, наличие (отсутствие) утрат, недостачи, порчи и хищения военного имущества, состояние командирской (профессионально-должностной) подготовки, наличие кадрового резерва и работа с ним, качество работы с подчиненным личным составом);
Указанная информация объективно отражается и фиксируется в акте итоговой (контрольной) проверки воинской части (подразделения) по итогам учебного года (периода обучения), внеплановой проверки боевой готовности (либо определенного элемента деятельности) воинской части;
7) способность критически оценивать свою деятельность, творчески подходить к делу, настойчивость в выполнении должностных обязанностей, авторитет в воинском коллективе, умение организовать обеспечение защиты государственной тайны, моральные и психологические качества;
8) соблюдение запретов и ограничений, требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов при прохождении военной службы;
9) состояние здоровья в соответствии с медицинскими заключениями, работоспособность и уровень физической подготовленности. Устанавливается по результатам периодических медицинских осмотров (диспансеризации), зафиксированным в заключениях уполномоченных военно-врачебных комиссий, ведомостями сдачи зачетов по физической подготовке;
10) оценки по предметам боевой, командирской (профессионально-должностной) подготовки по результатам контрольных (итоговых) занятий и проверок. Информация содержится в отчетных документах (ведомостях, зачетных листах, приказах) по итогам боевой, командирской (профессионально-должностной) подготовки;
11) динамика (положительная или отрицательная) профессионально-должностных качеств, навыков в аттестационный период, мотивация к дальнейшему прохождению военной службы. Для установления тенденций целесообразно провести сравнительный анализ с отзывом и заключением по предыдущей аттестации (если таковая уже проводилась).
При проведении аттестации отдельных категорий военнослужащих решением Министра обороны Российской Федерации общие показатели, характеризующие военнослужащих, могут конкретизироваться для аттестуемой категории военнослужащих.
На аттестуемого военнослужащего его непосредственным (прямым) начальником из числа офицеров составляется аттестационный лист.
При назначении военнослужащего на высшую воинскую должность, направлении на учебу, представлении его к награждению государственной наградой Российской Федерации, присвоению воинского звания досрочно или на одну ступень выше занимаемой воинской должности аттестационный лист не составляется. В этих случаях осуществляется рассмотрение аттестационной комиссией представления (наградного листа) либо решения командира (начальника) о направлении военнослужащего на учебу. Вывод аттестационной комиссии заносится в представление (наградной лист).
Военнослужащий должен быть ознакомлен с содержанием аттестации, о чем расписывается в утвержденном аттестационном листе*(12).
Командир (начальник), аттестующий подчиненного военнослужащего, в соответствии с Порядком обязан (лично. - Прим. авт.)*(13):
а) всесторонне изучить и оценить деловые и личные качества аттестуемого военнослужащего;
б) определить на основе всестороннего изучения военнослужащего содержание выводов по его аттестации;
в) представить по команде в утверждающую инстанцию все экземпляры аттестационных листов для получения заключения и утверждения.
При изучении и оценке деловых и личных качеств аттестуемого военнослужащего командир (начальник) обязан*(14):
а) проанализировать и оценить конкретные показатели работы аттестуемого военнослужащего по занимаемой им воинской должности, состояние дел в воинской части (подразделении), которой он командует, или на участке работы, за который он отвечает;
б) провести с аттестуемым военнослужащим индивидуальную беседу по вопросам прохождения им военной службы, совершенствования профессиональной подготовки, стиля и методов его работы (к сожалению, из-за недостатка времени в связи с интенсивным проведением мероприятий повседневной деятельности индивидуальная беседа может носить формальный характер. - Прим. авт.);
в) дать необходимые советы и рекомендации по устранению недостатков аттестуемого военнослужащего, улучшению личной подготовки и выполнению им служебных и должностных обязанностей.
При этом командир (начальник) несет ответственность за объективность аттестации и обоснованность излагаемых в ней выводов и рекомендаций.
Непосредственные начальники должны требовать от подчиненных устранения недостатков и оказывать им в этом помощь, обеспечивать реализацию аттестационных выводов, не допускать необоснованной задержки в назначении достойных военнослужащих на высшие должности и направлении на учебу*(15).
Следует учитывать, что профилактика коррупции при принятии кадровых решений осуществляется, в частности, путем внедрения в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении*(16).
Командир (начальник) аттестуемого военнослужащего, составляющий аттестационный лист, несет ответственность за объективность аттестации и обоснованность излагаемых в ней выводов и рекомендаций.
Аттестуемый военнослужащий имеет право ознакомиться с аттестационным листом, содержащим отзыв, до представления его прямому начальнику или в аттестационную комиссию и представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей служебной деятельности за предшествующий период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом.
Аттестационные выводы и порядок проведения аттестации могут быть обжалованы военнослужащим вышестоящему командиру (начальнику) в течение месяца со дня объявления ему результатов аттестации, а также в суд.
В случае признания жалобы военнослужащего обоснованной в аттестационный лист вносятся соответствующие изменения или составляется новый аттестационный лист*(17).
Командиры (начальники), в прямом подчинении которых находятся аттестуемые военнослужащие, до командиров (начальников), утверждающих аттестационные листы, содержащие отзывы, свои выводы по отзывам на аттестуемых военнослужащих излагают в разделе II аттестационных листов. Аттестационные комиссии отражают свои заключения в этом же разделе аттестационных листов после выводов прямых командиров (начальников).
В заключении аттестационной комиссии указывается о соответствии (несоответствии) аттестуемого военнослужащего занимаемой воинской должности, а также мнение о его дальнейшем служебном предназначении.
При этом могут быть даны следующие примерные рекомендации:
- о включении в кадровый резерв;
- о выдвижении военнослужащего на высшую воинскую должность - в порядке продвижения по службе (на какую и когда);
- о направлении военнослужащего на учебу в военно-учебное заведение или на курсы (какие и когда);
- о перемещении военнослужащего на равную воинскую должность с указанием конкретной воинской должности и причин перемещения;
- о перемещении военнослужащего на другую воинскую должность - командную, штабную, преподавательскую или иную с указанием причин перемещения и сроков;
- о перемещении военнослужащего с высшей воинской должности на низшую с указанием конкретной воинской должности и причин перемещения;
- об увольнении военнослужащего с военной службы в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации он подлежит аттестации, а также о предназначении его в военное время;
- об увольнении военнослужащего с военной службы в связи с невыполнением условий контракта как не выполняющего установленные требования по физической подготовленности, имеющего неудовлетворительные оценки по предметам боевой, командирской (профессионально-должностной) подготовки по результатам контрольных (итоговых) занятий и проверок*(18).
Выводы и заключение в аттестационном листе должны основываться на содержании отзыва.
Заключение аттестационной комиссии вносится в протокол заседания аттестационной комиссии, который подписывается председателем, членами и секретарем аттестационной комиссии. Из протокола заключение аттестационной комиссии переносится в раздел II всех экземпляров аттестационного листа (по количеству личных дел) с указанием воинских должностей, воинских званий, инициалов имен и фамилий председателя, членов аттестационной комиссии и заверяется ее секретарем*(19).
Командиры (начальники), утверждающие аттестационные листы, содержащие отзывы, выводы и заключения, обязаны лично записать свое решение в разделе III аттестационного листа и подписать его.
Во время заседания аттестационной комиссии секретарем комиссии ведется протокол заседания аттестационной комиссии.
Для принятия решения командиром (начальником) воинской части аттестационная комиссия выносит письменные заключения по всем рассматриваемым вопросам*(20).
Преимущественное право при назначении на высшую воинскую должность предоставляется военнослужащему, рекомендованному на такую воинскую должность аттестационной комиссией воинской части, в которой он проходит военную службу, проявившему при исполнении обязанностей военной службы высокие профессиональные качества и организаторские способности или ранее назначенному на низшую воинскую должность в связи с организационно-штатными мероприятиями*(21).
Аттестационная комиссия подотчетна командиру воинской части, в которой она создана*(22).
Состав аттестационной комиссии объявляется приказом командира воинской части. В состав аттестационной комиссии входят:
а) председатель аттестационной комиссии - первый заместитель (заместитель) командира или начальник штаба воинской части;
б) члены аттестационной комиссии - заместитель (заместители) командира воинской части, командиры (начальники) подразделений воинской части, представители кадрового и юридического органов, органов комплектования и воспитательной работы воинской части;
в) секретарь аттестационной комиссии - один из офицеров воинской части;
г) иные лица в целях рассмотрения отдельных вопросов, связанных с прохождением военнослужащими военной службы, в соответствии с указами Президента Российской Федерации*(23).
Командир воинской части единолично определяет приказом персональный состав аттестационной комиссии воинской части, кроме того, в нее включаются подчиненные ему офицеры, вследствие чего будет логичным предположить, что результат аттестации будет носить прогнозируемый характер. Именно эти обстоятельства актуализируют требование объективности, основанное на обязанности членов аттестационной комиссии руководствоваться объективными показателями, зафиксированными в документах воинской части, по которым следует оценивать служебную деятельность военнослужащего.
Одним из факторов, определяющим особенности коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации, является закрытость военной организации государства, что обусловлено объективной необходимостью охраны сведений, составляющих государственную тайну. Однако закрытость ограничивает возможности для осуществления всеобъемлющего гражданского контроля за происходящими в армии процессами. Это предопределяет более высокую, чем в целом в обществе, латентность коррупционных правонарушений в военной организации государства. В научных исследованиях, посвященных анализу коррупции в экономической сфере, неизменно констатируется разлагающее действие закрытости и неподконтрольности при распределении и использовании государственных средств в Вооруженных Силах*(24).
Антикоррупционным законодательством введено понятие "конфликт интересов", а именно: под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства*(25).
Соответственно члены аттестационной комиссии, например, в случае предложения о вынесении любого другого заключения, кроме основанного на объективных данных, обязаны следовать порядку предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе*(26), а именно руководствоваться следующими положениями:
1. Государственный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
2. Государственный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
3. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
4. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
5. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Непринятие государственным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного служащего с государственной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации*(27).
В соответствии с подп. "д.1", "д.2" п. 3 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:
д.1) в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в частности, в случае непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является (подп. "д.1" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе");
д.2) в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, также в случае непринятия военнослужащим, являющимся командиром (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов (подп. "д.2" п. 1 ст. 51 вышеназванного Федерального закона).
Таким образом, законодатель путем установления жестких санкций за коррупционные правонарушения, которые могут быть применены как для утверждающего аттестацию командира воинской части, так и для членов аттестационной комиссии, независимо от существующих отношений подчиненности осуществляет профилактику коррупционных проявлений при аттестации военнослужащих.
Данное положение имеет важное значение, поскольку аттестационная комиссия воинской части, как указывалось ранее, полномочна рассматривать широкий круг вопросов, влияющих на прохождение военной службы конкретными военнослужащими.
Правоприменительная практика и нормативно-правовое регулирование деятельности аттестационной комиссии воинской части направлены, в частности, на профилактику возможных коррупционных правонарушений при принятии командиром (начальником) решений по вопросам прохождения военной службы. В связи с этим заслуживают пристального внимания результаты проведенного в Вооруженных Силах Российской Федерации исследования организационно-методических проблем выявления коррупционных проявлений в деятельности воинских должностных лиц, результаты которого представлены в таблице, отражающей наиболее коррупциогенные области воинских отношений (в процентах к числу опрошенных)*(28).
Как видно из приведенной таблицы, в большой степени подвержены коррупции области воинских правоотношений, связанных с вопросами прохождения военной службы, а также дисциплинарных отношений с участием военнослужащих. Эти области правоотношений находятся в сфере деятельности аттестационной комиссии воинской части, ее взаимодействия с командиром (начальником) воинской части в правовом разрешении вопросов прохождения военной службы подчиненными военнослужащими, а коррупционные проявления в этой сфере отличаются определенной спецификой.
Взаимодействие указанных субъектов и их роль в актах коррупции могут иметь различный характер. В одних случаях инициатором принятия неправомерных (за взятку, за подарок, в силу личных, семейных, дружеских связей и т.п.) кадровых решений может выступать соответствующий командир (начальник) путем указаний и распоряжений аттестационной комиссии воинской части, кадровому органу о подготовке необходимых документов для перемещения по службе конкретного военнослужащего. В других случаях инициатива может исходить от соответствующего должностного лица, которое, руководствуясь личными корыстными соображениями, готовит соответствующие документы для перемещения по службе "нужного" человека. Командир (начальник), наделенный правом назначения данного военнослужащего на воинскую должность, может использоваться, что называется, "втемную", поскольку часто он лично не знает продвигаемого по службе и доверяется мнению кадрового органа.
Характерная черта коррупции в сфере прохождения военной службы состоит в долгосрочном (отложенном) характере проявления ее вредных последствий. В отличие от коррупционных преступлений в сфере материального обеспечения войск, где их следствием является прямой материальный ущерб государству, проявляющийся, как правило, довольно быстро, вредоносные последствия коррупции в сфере прохождения военной службы проявляются со значительным запаздыванием по времени и выражаются в некомпетентности, непрофессионализме военных кадров, назначенных на руководящие должности путем подкупа, по блату, а не по деловым и моральным качествам.
Коррупция в военно-кадровой политике ведет в конечном счете к снижению эффективности военного управления, самым негативным образом влияет на общее состояние нравственности в воинской среде, воспитывает у военнослужащих ложные идеалы, формирует в них восприятие возможности и даже правильности такого способа продвижения по службе и решения иных вопросов прохождения военной службы.
Принимая во внимание то, что вопросы аттестации существенно затрагивают права и свободы аттестуемых военнослужащих, оказывают существенное влияние на успешность прохождения ими службы, следует отметить, что твердые знания законодательства и нормативно-правового регулирования процедуры аттестации всеми категориями командиров (начальников) и членами аттестационных комиссий воинских частей будут гарантировать надлежащее и эффективное использование особенностей правоприменительной практики коллегиального органа (аттестационной комиссии воинской части) в целях осуществления профилактики коррупции при принятии решений по вопросам прохождения военной службы в повседневной деятельности органа военного управления (командира воинской части).
Библиографический список:
1. Корякин В.М. Коррупция в Вооруженных Силах: теория и практика противодействия: Монография. М.: За права военнослужащих, 2009. С. 159.
2. Терехин А.М. "О необходимости совершенствования законодательства об аттестации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации", "Право в Вооруженных Силах", 2008, N 11.
3. Кудашкин А.В., Алексеев С.В., Беляков В.Н. Организационно-методические проблемы выявления коррупционных проявлений в деятельности воинских должностных лиц // Электронное научное издание "Военное право". 2010. N 1.
4. Багдасарян И.А., Корякин В.М. Специфика проявления коррупции в сфере прохождения военной службы.
5. Корякин В.М., Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Военно-административное право (Военная администрация): Учебник. М., 2008. С. 239.
6. П.В. Ильменейкин, Правовое регулирование аттестации военнослужащих и деятельности аттестационных комиссий в воинских частях // Право в Вооруженных Силах. 2012. N 10.
7. Проява С.М. Экономизация коррупции: механизм противодействия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С. 64.
-----------------------------------------------------------------------
*(1) Статья 33 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
*(2) Корякин В.М. Коррупция в Вооруженных Силах: теория и практика противодействия: моногр. М., 2009. С. 159.
*(3) Терехин А.М. О необходимости совершенствования законодательства об аттестации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2008. N 11.
*(4) Корякин В.М., Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Военно-административное право (Военная администрация): учеб. М., 2008. С. 239.
*(5) Пункт 8 Порядка организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации 2012 г. N 444.
*(6) Ильменейкин П.В. Правовое регулирование аттестации военнослужащих и деятельности аттестационных комиссий в воинских частях // Право в Вооруженных Силах. 2012. N 10.
*(7) Пункт 1 ст. 26 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237) с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 2 января 2015 г. N 3.
*(8) Пункт 4 ст. 26 Положения о порядке прохождения военной службы.
*(9) Пункт 5 ст. 26 Положения о порядке прохождения военной службы.
*(10) Пункт 2 ст. 26 Положения о порядке прохождения военной службы.
*(11) Пункт 3 Порядка.
*(12) Пункт 6 ст. 26 Положения о порядке прохождения военной службы.
*(13) Пункт 7 ст. 26 Положения о порядке прохождения военной службы.
*(14) Пункт 8 ст. 26 Положения о порядке прохождения военной службы.
*(15) Пункт 9 ст. 26 Положения о порядке прохождения военной службы.
*(16) Пункт 5 ст. 6 Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ.
*(17) Пункт 10 ст. 26 Положения о порядке прохождения военной службы.
*(18) Пункт 7 Порядка.
*(19) Там же.
*(20) Пункт 7 Порядка.
*(21) Пункт 13 ст. 26 Положения о порядке прохождения военной службы.
*(22) Пункт 1 ст. 27 Положения о порядке прохождения военной службы.
*(23) Пункт 2 ст. 27 Положения о порядке прохождения военной службы.
*(24) Проява С.М. Экономизация коррупции: механизм противодействия. М., 2008. С. 64.
*(25) Пункт 1 ст. 10 Федерального закона "О противодействии коррупции".
*(26) Статья 11 Федерального закона "О противодействии коррупции".
*(27) Пункт 5.1 ст. 11 Федерального закона "О противодействии коррупции".
*(28) Кудашкин А.В., Алексеев С.В., Беляков В.И. Организационно-методические проблемы выявления коррупционных проявлений в деятельности воинских должностных лиц // Электронное научное издание "Военное право". 2010. Вып. 1.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Петров О.Ю. О профилактике коррупции при аттестации военнослужащих
О.Ю. Петров - кандидат юридических наук
O. Petrov - PhD
Рассматриваются особенности нормативно - правового регулирования процедуры аттестации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, особенности правоприменительной практики в деятельности аттестационной комиссии воинской части, организация ее работы и взаимодействия с командиром воинской части при осуществлении мероприятий по профилактике коррупции при принятии решений по вопросам прохождения военной службы в повседневной деятельности органа военного управления.
The features of the regulatory - legal regulation of the procedure of certification of the Armed Forces of the Russian Federation, especially law enforcement in the activities of certifying commission of a military unit, the organization of its work and interaction with the commander of a military unit in the implementation of measures to prevent corruption in decision-making on military service daily activities military authorities.
Ключевые слова: аттестация, прохождение военной службы, решение командира воинской части, воинская должность, аттестационная комиссия, аттестационная комиссия, коррупция, конфликт интересов, профилактика коррупции, аттестационный лист, заключение аттестационной комиссии, кадровый резерв, служебно-правовое положение военнослужащего, воинская должность, зачетная ведомость, объективная оценка, дисциплинированность, исполнительность, боевая подготовка, физическая подготовка, профессионально-должностная подготовка, воинская часть, подразделение.
Key words: certification, military service, the decision to the commander of the military unit, military office, Examination Board, Examination Board, corruption, conflict of interest, prevention of corruption, a certification sheet conclusion Attestation Commission, talent pool, service - the legal status of a soldier, a military post, academic record, an objective assessment, discipline, duty, military training, physical training, vocational training TOR, a military unit, division.
О профилактике коррупции при аттестации военнослужащих
Автор
О.Ю. Петров - кандидат юридических наук
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 12, декабрь 2015 г.