Некоторые вопросы безвозмездной передачи земель Вооруженных Сил Российской Федерации в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
О.Ю. Феоктистова,
доцент кафедры трудового права,
гражданского и арбитражного процесса
Военного университета,
кандидат юридических наук
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 12, декабрь 2015 г., с. 20-24.
В настоящее время Министерство обороны Российской Федерации ведет целенаправленную работу по передаче объектов неиспользуемого недвижимого военного имущества в гражданское пользование. По словам Министра обороны Российской Федерации С.К. Шойгу, "оптимизация процесса передачи федерального имущества является одним из приоритетных вопросов в деятельности Департамента имущественных отношений. Вовлечение в гражданско-правовой оборот временно неиспользуемого военного имущества позволяет не только экономить средства федерального бюджета по статьям содержания и эксплуатации неиспользуемых активов, но и улучшать качественные и технические характеристики объектов"*(1).
В результате военной реформы армия сократилась примерно в пять раз*(2). Высвободились огромные массивы военного имущества, в том числе недвижимого. В середине 2012 г. в ведении Министерства обороны Российской Федерации находилось 7,5 тыс. военных городков, из них 1 644 военных городка не использовались по прямому назначению*(3). И комплексный подход к передаче недвижимого имущества, в том числе земельных участков, в границах военных городков практически отсутствовал, передача свободных незастроенных земельных участков не осуществлялась*(4).
Вооруженные Силы Российской Федерации по-прежнему являются крупными природопользователями и, в частности, землепользователями. В пользовании Вооруженных Сил Российской Федерации - 13,5 млн. земельных участков, а их них - 4,75 млн. га лесов*(5).
В соответствии со ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами. Согласно п. 10 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ земли, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.
Министерство обороны Российской Федерации, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, а также правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, и в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам (подп. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082).
Министерство обороны Российской Федерации, в отличие от других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрено прохождение военной службы, МЧС России, МВД России, ФСБ России, обладает более широкими полномочиями по распоряжению имуществом, находящимся у него в пользовании.
Министерство обороны Российской Федерации осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования без согласования с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимущество). Данную возможность управлять своим имуществом самостоятельно Министерство обороны Российской Федерации получило в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" от 29 декабря 2008 г. N 1053.
Реализацию указанных полномочий по управлению имуществом Министерства обороны Российской Федерации осуществляет Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации. Территориальные управления имущественных отношений (ТУИО) Министерства обороны Российской Федерации являются некоммерческими организациями, созданными для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий Министерства обороны Российской Федерации, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации. Учредителем всех ТУИО является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении всех ТУИО осуществляет Министерство обороны Российской Федерации, и данные организации непосредственно подчиняются Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
Передача военного недвижимого имущества и организация его последующей эксплуатации ведется с 1995 г.*(6) Первоначально действовали нормативные акты, разработанные Правительством Российской Федерации в отношении конкретных субъектов Российской Федерации. Например, распоряжение Правительства Российской Федерации "О передаче в государственную собственность Республики Карелия жилищного фонда и иного недвижимого имущества бывшего военного городка N 1 Минобороны России (г. Кемь, Республика Карелия)" от 29 июня 1995 г. N 905-р. В 2004 г. был принят Федеральный закон N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который урегулировал основания и порядок передачи любого вида имущества одного публичного субъекта другому*(7).
Федеральный закон "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 8 декабря 2011 года N 423-ФЗ (далее - Закон N 423-ФЗ) предусматривает целый комплекс мер, направленных на упрощение и ускорение процедуры передачи военного имущества. Пункты 1, 2 ч. 1 ст. 2 Закона N 423-ФЗ предусматривают безвозмездную передачу объектов недвижимости, в том числе незастроенных земельных участков:
1) в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков);
2) в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.
Были закреплены следующие меры, направленные на ускорение и упрощение процедуры передачи объектов военного недвижимого имущества.
Во-первых, ч. 5 ст. 2 Закона N 423-ФЗ предусматривает, что отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на военное недвижимое имущество, отсутствие его государственного учета, отсутствие границ земельных участков не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность. Данные особенности были установлены даже в противоречие п. 1.2 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ (далее - Закон N 122-ФЗ), который не допускает осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, в связи с чем для проведения государственной регистрации права собственности муниципальных образований на переданные им объекты недвижимого имущества необходимо, чтобы названные объекты состояли на учете в государственном кадастре недвижимости.
Во-вторых, в ч. 6 ст. 2 Закона N 423-ФЗ закреплена формулировка принудительной передачи военного имущества в муниципальную собственность: "если отпала необходимость в военном недвижимом имуществе для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, такое имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность". Из п. 1 ст. 16 Закона N 122-ФЗ следует, что для осуществления государственной регистрации перехода прав на военное имущество не требуется заявление уполномоченного органа, принявшего решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, о государственной регистрации перехода прав, однако необходимо заявление муниципального образования о государственной регистрации его права собственности на переданное имущество.
Изложенное выше подтверждается и судебной практикой. Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 31 августа 2015 г N 304-ЭС15-9975 процедура передачи объектов из федеральной собственности в муниципальную собственность проводится в результате согласованных действий сторон с учетом волеизъявления органов местного самоуправления.
ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации обратилось с жалобой в Верховный Суд Российской Федерации к администрации г. Каргата Каргатского района Новосибирской области об обязании принять объекты недвижимого имущества. Суд пришел к выводу о том, что порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность определен ч. 11 ст. 154 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, положения которой применяются с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июня 2006 г. N 8-П и определениях от 7 декабря 2006 г. N 542-О и от 4 декабря 2007 г. N 828-О-П, предусматривающих соответствующую процедуру передачи объектов из федеральной собственности в муниципальную собственность, которая проводится в результате согласованных действий сторон с учетом волеизъявления органов местного самоуправления. Суд установил отсутствие волеизъявления администрации, состояние передаваемого из федеральной собственности в муниципальную собственность имущества, признал недоказанной возможность фактического использования этого имущества как наиболее эффективного в социально-экономическом плане для решения вопросов местного значения и отказал в удовлетворении жалобы.
Одной из проблем применения норм Закона N 423-ФЗ является и то, что объекты недвижимого имущества, как правило, передаются в аварийном состоянии, а у органов местного самоуправления нет финансовых ресурсов для ремонта и содержания этих объектов. В 2012 г. были разработаны поправки в вышеназванный Закон, предусматривающие обязанность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в сфере управления и распоряжения военным имуществом согласовывать размер финансирования на текущее содержание передаваемых объектов*(8) и то, что недвижимое имущество должно быть пригодно к эксплуатации. Как видно из действующей редакции Закона N 423-ФЗ, данная поправка не была внесена. И судебная практика исходит из следующего: на передающую сторону (Министерство обороны Российской Федерации) не возложена обязанность привести передаваемое имущество в определенное техническое состояние или в дальнейшем финансировать его текущий ремонт. Например, из постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 июня 2015 г. N Ф03-2197/2015 по делу N А73-12147/2014 следует, что администрация г. Хабаровска обратилась с иском к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании убытков в виде расходов на ремонт переданного в муниципальную собственность имущества, которое находилось в непригодном к эксплуатации техническом состоянии. В удовлетворении исковых требований было отказано, и бремя содержания переданного в муниципальную собственность имущества было возложено в силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации на собственника, а именно администрацию г. Хабаровска.
В заключение следует признать тот факт, что по-прежнему остаются нерешенными проблемы, которые препятствуют оперативной передаче высвобождаемого военного недвижимого имущества в муниципальную собственность. К ним следует отнести такие, как отсутствие кадастрового оформления объектов недвижимости, отсутствие финансирования переданных муниципалитетам объектов, отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки. Вместе с тем, положительная тенденция в решении указанных выше проблем есть. Так, по словам директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации Д. Куракина на сегодняшний день из земель обороны передано более 1 800 земельных участков*(9), только в 2013 г. было передано 475 военных городков*(10).
Библиографический список:
1. Анисимов А.П. Принудительное возникновение право собственности на земельный участок как феномен российского права. / Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2012. - N 7(130).
2. Боргоякова Т.В. Проблема совершенствования порядка безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность и пути их решения / Т.В. Боргоякова, А.П. Наумкин. [Электронный ресурс] - Режим доступа http://region.council.gov.ru.
3. Минобороны упростило порядок передачи в аренду федеральных земель [Электронный ресурс] - Режим доступа http://realty.news.ru.
4. Минобороны нужно стране не для того, чтобы имущество продавать. Интервью Директора Департамента имущественных отношений Минобороны РФ Дмитрия Куракина от 08.10.2015. [Электронный ресурс] - Режим доступа http://forbes.ru.
5. Рекомендации по оформлению военного имущества в муниципальную собственность [Электронный ресурс] - Режим доступа http://gov.karelia.ru.
-----------------------------------------------------------------------
*(1) Минобороны упростило порядок передачи в аренду федеральных земель [Электронный ресурс]. URL: http://realty.news.ru.
*(2) Минобороны нужно стране не для того, чтобы имущество продавать: интервью Директора Департамента имущественных отношений Минобороны Российской Федерации Дмитрия Куракина от 08.10.2015. [Электронный ресурс]. URL: http://forbes.ru.
*(3) Боргоякова Т.В., Наумкин А.П. Проблемы совершенствования порядка безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность и пути их решения [Электронный ресурс]. URL: http://region.council.gov.ru.
*(4) Интервью Дмитрия Куракина.
*(5) Там же.
*(6) Боргоякова Т.В., Наумкин А.П. Указ. соч.
*(7) Там же.
*(8) Боргоякова Т.В., Наумкин А.П. Указ. соч.
*(9) Интервью Дмитрия Куракина.
*(10) Боргоякова Т.В., Наумкин А.П. Указ. соч.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Феоктистова О.Ю. Некоторые вопросы безвозмездной передачи земель Вооруженных Сил РФ в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
Feoktistova O.U. Some issues the donation of the land of the Armed Forces in the property of the Russian Federation and municipalities
Феоктистова О.Ю. - доцент кафедры трудового права, гражданского и арбитражного процесса Военного университета, кандидат юридических наук
Feoktistova O.U. - associate Professor of labor law, civil and arbitration process of Military University, PhD in law
В статье рассматриваются вопросы безвозмездной передачи федеральных земельных участков, находящихся в пользовании Вооруженных Сил Российской Федерации, в собственность субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность.
The article deals with the donation of federal land in use of the Armed Forces of the Russian Federation, the constituent entities of the Russian Federation - cities of federal significance Moscow and St. Petersburg and municipal property.
Ключевые слова: федеральная собственность, земельные участки обороны и безопасности, муниципальная собственность, собственность субъектов Российской Федерации, безвозмездная передача земельных участков.
Key words: federal property, land defense and security, municipal property, the property of the Russian Federation, the donation of land.
Некоторые вопросы безвозмездной передачи земель Вооруженных Сил Российской Федерации в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
Автор
О.Ю. Феоктистова - доцент кафедры трудового права, гражданского и арбитражного процесса Военного университета, кандидат юридических наук
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 12, декабрь 2015 г.