Как нужно проводить инвентаризацию расчетов? Как отразить в учете результаты инвентаризации?
Специалисты Центра методологии бухгалтерского
учета и налогообложения
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 8, апрель 2016 г., с. 49-50.
Бухгалтерский учет
Согласно пункту 3.44 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания N 49), инвентаризация расчетов заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.
В соответствии с пунктом 3.48 Методических указаний N 49 целями инвентаризации расчетов также является установление:
а) правильности расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;
б) правильности и обоснованности числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;
в) правильности и обоснованности сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.
Пункты 3.45-3.48 устанавливают обязанность по проверке дебетовых остатков на следующих счетах:
- 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками";
- 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками";
- 68 "Расчеты по налогам и сборам";
- 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению";
- 71 "Расчеты с подотчетными лицами";
- 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям";
- 75 "Расчеты с учредителями";
- 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Соответственно необходимо проверить и кредитовые остатки на следующих счетах:
- 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками";
- 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками";
- 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам";
- 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам";
- 68 "Расчеты по налогам и сборам";
- 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению";
- 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда";
- 71 "Расчеты с подотчетными лицами";
- 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям";
- 75 "Расчеты с учредителями";
- 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
В письме Минфина России от 09.01.2013 N 07-02-18/01 было указано, что в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" отчетным годом является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, следовательно, инвентаризация обязательств должна проводиться по состоянию на 31 декабря включительно.
Состояние расчетов проверяется по каждому дебитору и кредитору отдельно.
В целях проведения инвентаризации возможно подписание актов сверок расчетов с контрагентами.
Так как в соответствии с подпунктом "в" пункта 3.48 Методических указаний N 49 целью проведения инвентаризации является установление сумм задолженности, по которым истекает срок исковой давности, обращаем внимание на то, что подписание акта сверки расчетов прерывает срок исковой давности (статья 203 ГК РФ).
Пункт 74 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н гласит, что отражаемые в бухгалтерской отчетности суммы по расчетам с банками, бюджетом должны быть согласованы с соответствующими организациями и тождественны.
Следовательно, налогоплательщик обязан провести сверку расчетов с указанными субъектами.
Приказом ФНС России от 20.08.2007 N ММ-3-25/494@ "Об утверждении формы Акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам" утверждена форма 1160070 для проведения сверки расчетов.
Результаты инвентаризации отражаются в справке, которая является основой для акта инвентаризации, который составляется в двух экземплярах. Оба подписываются инвентаризационной комиссией, один остается ей же, второй передается в бухгалтерию.
Форма акта (форма N ИНВ-17) установлена постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации".
Обращаем внимание на то, что в соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Следовательно, форма акта инвентаризации должна быть утверждена организацией самостоятельно.
Заключение
Отображать в бухгалтерском и налоговом учете проведение и результат инвентаризации расчетов следует в соответствии с вышеприведенными рекомендациями.
15 апреля 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).