В феврале 2016 года работник принес больничный лист. Разъясните, как правильно произвести сравнение среднего месячного заработка, определенного за расчетный период, с МРОТ? В данном случае интересует, следует ли к МРОТ применять районный коэффициент, поскольку учреждение находится в Пермском крае?
С. Валова,
эксперт журнала "Оплата труда в бюджетном учреждении:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2016 г., с. 51-53.
В соответствии с п. 1.1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ*(1), п. 11 (1), 15 (3) Положения N 375*(2) средний заработок для исчисления пособий определяется исходя из МРОТ, если:
- застрахованное лицо в расчетных периодах (два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая) не имело заработка;
- средний заработок, исчисленный за расчетные периоды, в расчете за полный календарный месяц был ниже МРОТ, действующего на день наступления страхового случая, установленного федеральным законом.
Напомним, что с 1 января 2016 года МРОТ составляет 6 204 руб. (Федеральный закон от 14.12.2015 N 376-ФЗ).
Как отмечено в Письме ФСС РФ от 11.03.2011 N 14-03-18/052129, сравнение среднего месячного заработка застрахованного лица, определенного за расчетный период, с МРОТ производится через средний дневной заработок. Например, в расчетном периоде (2014 и 2015 годы) средний заработок застрахованного лица составил 140 650 руб. Средний дневной заработок в этом случае составит 192,67 руб. (140 650 руб. / 730). Средний дневной заработок, исчисленный исходя из МРОТ, равен 203,97 руб. (6 204 руб. x 24 / 730). Для исчисления пособия из этих двух величин необходимо выбрать большую (203,97 руб.).
Предположим, что работник болел 10 дней, его страховой стаж составляет три года. Поскольку стаж менее пяти лет, размер дневного пособия определяется как 60% среднего дневного заработка (ч. 4 ст. 14, п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 255-ФЗ). Следовательно, размер дневного пособия в данном случае составит 122,38 руб. (203,97 руб. x 60%).
Размер пособия по временной нетрудоспособности определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период нетрудоспособности (ч. 5 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ). При этом в районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу размеры пособий исходя из МРОТ определяются с учетом этих коэффициентов. Как следует из вопроса, учреждение расположено в Пермском крае, где районный коэффициент установлен в размере 1,15 (см. Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.07.1987 N 403/20-155).
Таким образом, пособие по временной нетрудоспособности за 10 дней составит 1 407,37 руб. (122,38 руб. x 10 дн. x 1,15), из которых:
- 422,21 руб. (122,38 руб. x 3 дн. x 1,15) выплачиваются за счет работодателя;
- 985,16 руб. (122,38 руб. x 7 дн. x 1,15) выплачиваются за счет ФСС.
Выше мы привели порядок расчета пособия по временной нетрудоспособности, рекомендованный ФСС. В то же время в судебной практике имеются решения, в которых арбитры признают обоснованным расчет, при котором районный коэффициент применяется не к исчисленному размеру пособия, а к размеру МРОТ при исчислении среднего заработка (см. постановления ФАС ЗСО от 14.03.2014 N А27-8955/2013, АС УО от 23.07.2015 N Ф09-4382/15 по делу N А50-22896/2014). Суды отмечают, что районный коэффициент является выплатой компенсационного характера за работу в особых климатических условиях, следовательно, районный коэффициент подлежит применению на первом этапе исчисления пособия - при исчислении среднего дневного заработка, в связи с чем при определении размера пособия работнику исчисление среднего заработка должно производиться исходя из МРОТ с учетом районного коэффициента.
Отметим, что в настоящее время чиновники ФСС не согласны с таким расчетом, поэтому если организация рассчитает пособие согласно разъяснениям, приведенным в названных выше постановлениях, то она должна быть готова отстаивать свою позицию в суде.
Дополнительно к сказанному отметим, что в соответствии с Указаниями N 65н*(3) расходы бюджетного учреждения на выплату пособия по временной нетрудоспособности будут учтены следующим образом:
- пособие за первые три дня временной нетрудоспособности, выплачиваемое за счет средств работодателя, - по коду вида расходов 111 "Фонд оплаты труда учреждений" и отнесено на подстатью 211 "Заработная плата" КОСГУ;
- пособие за последующие два дня, выплачиваемое за счет средств ФСС, - по коду вида расходов 119 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений" и отнесено на подстатью 213 "Начисления на выплаты по оплате труда" КОСГУ.
1 мая 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
*(2) Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375.
*(3) Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"