Кадровые документы: уничтожение по правилам
А.И. Сувернева,
эксперт журнала
"Отдел кадров коммерческой организации"
Журнал "Отдел кадров коммерческой организации", N 4, апрель 2016 г., с. 42-50.
Хорошо, если в компании имеется отдел делопроизводства, ну или хотя бы человек, ответственный за это (например офис-менеджер или секретарь): документы с истекшими сроками хранения уничтожаются своевременно и в соответствии с требованиями законодательства. Но как быть, если специалиста, знающего тонкости хранения и уничтожения документов, нет? Придется кадровику самостоятельно заняться уничтожением не нужных больше документов и дел. Как сделать все правильно? Читайте в статье.
Нормативная база
На основании ст. 17 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - Закон об архивном деле) государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ.
Сроки хранения кадровых документов, в том числе регламентирующих деятельность кадрового подразделения, определены в перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденном Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 N 558 (далее - Перечень).
Кроме Закона об архивном деле, при организации хранения документов и их уничтожения (оно является неизбежным итогом хранения документов) необходимо руководствоваться:
- Основными правилами работы архивов организаций (далее - Основные правила), одобренными Решением Коллегии Росархива от 06.02.2002;
- Экспертная комиссия создается приказом руководителя организации из числа наиболее квалифицированных работников в количестве не менее трех человек. В состав комиссии в обязательном порядке включается руководитель архива или лицо, ответственное за архив.
- Правилами организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утвержденными Приказом Минкультуры РФ от 31.03.2015 N 526.
Что будем уничтожать?
Самое важное, что нужно уяснить кадровику, - уничтожению подлежат документы, срок хранения которых истек. Как определить, когда он истекает? По общему правилу срок хранения документа начинается 1 января года, следующего за тем, когда документ был завершен делопроизводством. Уничтожить документ можно после 1 января года, следующего за тем, когда истек срок его хранения. Например, согласно п. 586 Перечня срок хранения табеля учета рабочего времени составляет 5 лет*(1). Этот срок для табелей за 2015 год пошел с 01.01.2016 и завершится 31.12.2020. Значит, уничтожить табели учета рабочего времени за 2015 год можно будет лишь в 2021 году.
Зная основные сроки хранения кадровых документов, можно сделать вывод, что в 2016 году кадровик может уничтожить документы за 2005 год, если срок их хранения составлял 10 лет. Также в этом году нужно уничтожить документы отдела кадров и документы по личному составу:
- за 2010 год - если срок хранения составлял 5 лет;
- за 2012 год - если срок хранения составлял 3 года;
- за 2014 год - если срок хранения составлял 1 год.
Однако не стоит сразу брать папку с приказами за 2010 год и рвать их, отправляя в мусорную корзину, или "скармливать" шредеру. Истечение срока хранения - всего лишь повод для проведения экспертизы ценности документов. В результате, вполне возможно, они будут сочтены более не нужными. Тогда их можно уничтожить.
Примечание. Экспертная комиссия создается приказом руководителя организации из числа наиболее квалифицированных работников в количестве не менее трех человек. В состав комиссии в обязательном порядке включается руководитель архива или лицо, ответственное за архив.
В идеале в компании должна быть создана экспертная комиссия, которая ежегодно осуществляет экспертизу ценности документов, отбирает и подготавливает их для постоянного хранения (п. 2.2 Основных правил).
Если в компании есть такая комиссия, то начальник отдела кадров входит в число ее членов. Одна из целей экспертизы ценности - выявить документы с истекшим сроком хранения. Затем, возможно, их стоит просмотреть и определить подлежащие уничтожению. Отметим, что комиссия при проведении экспертизы может продлить срок хранения тех или иных документов, посчитав, что они представляют собой какую-либо научно-историческую ценность или до сих пор имеют практическое значение.
При проведении экспертизы ценности документов в структурных подразделениях осуществляется |
/----------------------\/----------------------\/-----------------------\
|Отбор дел постоянного ||Отбор дел с временными||Выделение к уничтожению|
| и временного (свыше || сроками хранения, ||дел за предыдущие годы,|
| 10 лет) хранения для ||подлежащих хранению в ||сроки хранения которых |
| передачи в архив || структурных || истекли |
| || подразделениях || |
\----------------------/\----------------------/\-----------------------/
Одновременно с экспертизой документов проверяются качество и полнота номенклатуры дел организации, правильность определения сроков хранения дел.
Заседания экспертной комиссии протоколируются. Протоколы подписываются председателем и секретарем комиссии, а решения вступают в силу после утверждения руководителем организации.
Если же экспертной комиссии в организации нет, начальник отдела кадров самостоятельно и силами подчиненных сотрудников изучает дела, сроки хранения которых истекли. Если принято решение о продлении срока хранения отдельных документов, оно закрепляется в номенклатуре дел. Но ведь и номенклатуры дел может не быть в компании. В данном случае продленные сроки хранения отражаются в распорядительном документе.
Вообще-то согласно нормативным требованиям нужно проводить отбор дел для уничтожения только с полистным просмотром. Такое требование введено, чтобы случайно не уничтожить какой-нибудь важный документ. Но если дела пролежали на полке без движения все 5 лет, ни разу не понадобившись, то часто этим требованием пренебрегают. Пролистайте выборочно только некоторые дела и убедитесь, что они действительно утратили практическое значение.
К сведению. Если при экспертизе выявлено, что в дело подшиты документы, имеющие постоянные, длительные и истекшие сроки хранения, то такое дело расшивается в целях отбора на хранение документов с постоянными и длительными сроками хранения и изъятия для уничтожения документов с истекшими сроками хранения. Выделенные из дел документы постоянного хранения оформляются в самостоятельные дела. Для оставшихся документов временного хранения определяются сроки их хранения. Подшивка вновь сформированных дел производится только после завершения экспертизы ценности документов. Документам с истекшим сроком хранения, выделенным из данного дела, присваивается статус дела, под именем которого они будут включены в акт на уничтожение.
Если принято решение об уничтожении документов, составляется акт и в нем перечисляются документы, которые решено уничтожить.
Как проводить экспертизу ценности документов, если в компании нет отдела кадров, а все функции выполняет один специалист - менеджер по персоналу?
Если кадры в компании ведет один специалист, не рекомендуем ему единолично принимать решение об уничтожении документов, поскольку один и тот же документ может оказаться совсем не нужным кадровику и очень нужным, например, бухгалтерии. Поэтому акт о выделении документов к уничтожению нужно согласовать с другими должностными лицами компании, чтобы сохранить принцип коллегиальности в принятии решения. В идеале согласующим лицом должен выступить руководитель юридической службы или юрисконсульт (если нет отдела). Но в таком качестве может выступить и начальник службы безопасности, и главный бухгалтер. Утверждать акт будет руководитель компании.
Составляем акт о выделении документов к уничтожению
Повторим, что документы, не подлежащие хранению в связи с истечением срока хранения, уничтожаются. Для этого составляется специальный акт о выделении к уничтожению документов. Такой акт должен быть составлен вне зависимости от того, кто принимал решение об уничтожении - члены экспертной комиссии или кадровик. Единственное различие - если акт является результатом экспертизы ценности, то он составлен централизованно и представляет собой единый документ для всей организации. Если же акт - плод труда исключительно работников отдела кадров, то и войдут в него документы только этого отдела.
Форма акта о выделении документов к уничтожению унифицирована. Найти ее можно в приложении 4 к Основным правилам. Заметим, что эта форма рассчитана на компании, где делопроизводство - налаженный процесс (проводится экспертиза ценности, составляются описи, имеется номенклатура дел). Если же в вашей компании не все так ладно, кадровый работник может использовать унифицированную форму, проставляя прочерки в некоторых графах, или составить свой собственный акт - на основе унифицированной формы с обязательным включением всей необходимой информации. Полагаем, что такое действие кадровика не должно повлечь за собой никаких санкций, ведь главная функция акта - отразить факт уничтожения документов.
Наибольшая сложность для человека, не подготовленного в области архивного дела, - подбор номера статьи со сроком хранения по перечню документов. Но стоит погрузиться в работу - и с этим тоже нетрудно разобраться. Учитывайте только, что реальный заголовок дела не всегда точно соответствует названию статьи в перечне документов из-за невозможности охвата всего существующего их многообразия. В перечнях приводится обобщенное наименование каждого вида документа. Так что специалист, составляющий акт на уничтожение, может весьма творчески подойти к решению вопроса о том, к какой конкретно статье отнести каждое дело.
Приведем пример такого акта, составленного единолично кадровым работником, на стр. 47.
Индивидуальный предприниматель Кубышкин Игорь Валентинович
(ИП Кубышкин И.В.)
Акт | Утверждаю |
от 11.03.2016 | N 1 | Индивидуальный предприниматель |
о выделении | Кубышкин | Кубышкин И.В. |
к уничтожению документов, не подлежащих хранению | 11.03.2016 |
На основании Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утвержденного Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 N 558) отобраны к уничтожению как не имеющие научно-исторической ценности и утратившие практическое значение следующие документы отдела кадров:
N п/п | Заголовок документов | Крайние даты | Количество | Сроки хранения и номера статей по Перечню | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Приказы о ежегодных оплачиваемых отпусках | 22.01.2010- 24.12.2010 | 41 | 5 лет, п. "б" ст. 19 | |
2 | Приказы о дисциплинарных взысканиях | 03.03.2010-07.11.2010 | 3 | 5 лет, п. "б" ст. 19 | |
3 | Табели учета рабочего времени | 01.02.2010- 31.12.2010 | 18 | 5 лет, ст. 586 | |
4 | Переписка о переводе работников в другие организации | 21.05.2012- 19.09.2012 | 2 | 3 года, ст. 651 | |
... | ... | ... | ... | ... | ... |
Итого 218 документов за 2010 и 2012 годы.
Менеджер по персоналу | Ковалева 02.03.2016 | И.Е. Ковалева |
Согласовано. Юрисконсульт | Веденин 09.03.2016 | И.П. Веденин |
Отметим, что в нашем примере документы считались поштучно. Однако это не принципиально: в качестве единиц измерения могут быть и тома, если документы ежегодно сшивались. Если же хранение производится в обычных папках-регистраторах и файлах, сшивать их для того, чтобы уничтожить, не нужно, и считать следует каждый документ в отдельности.
Уничтожаем документы
Мало провести экспертизу ценности и установить документы, подлежащие уничтожению: необходимо их физически уничтожить. Сделать это надо так, чтобы не осталось ни малейшей возможности их восстановить, - сжечь (чревато проблемами с пожарной службой) или измельчить в шредере (в этом случае надо составить акт в произвольной форме, чтобы зафиксировать факт уничтожения (пример см. ниже)).
Индивидуальный предприниматель Кубышкин Игорь Валентинович
(ИП Кубышкин И.В.)
16.03.2016 | N 2 |
Акт
об уничтожении документов, не подлежащих хранению
Мною, менеджером по персоналу И.Е. Ковалевой, в присутствии юрисконсульта И.П. Веденина и секретаря А.Р. Веселовой составлен настоящий акт об уничтожении не имеющих научно-исторической ценности и утративших практическое значение следующих документов, образовавшихся в деятельности кадровой службы ИП Кубышкина И.В.:
N п/п | Заголовок документов | Крайние даты | Количество | Сроки хранения и номера статей по Перечню | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Приказы о ежегодных оплачиваемых отпусках | 22.01.2010- 24.12.2010 | 41 | 5 лет, п. "б" ст. 19 | |
2 | Приказы о дисциплинарных взысканиях | 03.03.2010-07.11.2010 | 3 | 5 лет, п. "б" ст. 19 | |
3 | Табели учета рабочего времени | 01.02.2010-31.12.2010 | 18 | 5 лет, ст. 586 | |
4 | Переписка о переводе работников в другие организации | 21.05.2012-19.09.2012 | 2 | 3 года, ст. 651 | |
Итого 218 документов за 2010 и 2012 годы.
Указанные документы были уничтожены 16 марта 2016 года в офисном помещении, занимаемом ИП Кубышкиным И.В. и расположенном по адресу г. Вологда, ул. Ленина, д. 31, при помощи шредера.
Менеджер по персоналу | Ковалева, 16.03.2016 | И.Е. Ковалева |
Юрисконсульт | Веденин, 16.03.2016 | И.П. Веденин |
Секретарь | Веселова, 16.03.2016 | А.Р. Веселова |
Изредка организации применяют закапывание и химическую обработку документов. Однако эти способы не слишком эффективны: в первом случае документы достаточно хорошо сохраняются и нет гарантии, что они не попадут в чужие руки, а второй способ достаточно дорогостоящий, так как требуются химические реактивы и специальное оборудование.
К сведению. Шредер (англ. shredder - измельчитель, кромсатель) используется для измельчения бумаги в очень мелкие полоски или крошечные кусочки. Организации и частные лица используют шредеры для уничтожения частных или конфиденциальных документов: счетов, кредитных карт, банковских выписок и других документов, которые могут быть использованы для мошенничества или кражи личных данных. Поэтому никак нельзя выбрасывать ненужные документы на свалку, сдавать в макулатуру или использовать в качестве черновиков.
Кто занимается непосредственным уничтожением документов? Если организация небольшая и объем документов невелик, уничтожить их ответственный сотрудник может самостоятельно - тот же шредер с легкостью справится с парой-тройкой томов дел. Если же объем документов значительный, предназначенные для уничтожения дела лучше передать на переработку (утилизацию) в специализированную организацию. В этом случае передача документов оформляется приемо-сдаточным актом или накладной, где должны быть указаны дата, количество дел и их вес. Для обеспечения конфиденциальности передачу дел на переработку и уничтожение документов необходимо проводить под контролем сотрудника организации.
После этого акт о выделении к уничтожению документов передается на утверждение генеральному директору и регистрируется. Срок хранения этого акта по Перечню - постоянно (ст. 246).
Пару слов об ответственности
Статьей 27 Закона об архивном деле определено, что организации, а также должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства об архивном деле, несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность, установленную законодательством РФ.
Например, в силу ст. 13.20 КоАП РФ за нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов возможно привлечение к административной ответственности в виде штрафа в размере до 500 руб. Вы скажете - что это за сумма, легче заплатить, чем организовать делопроизводство на должном уровне. Однако ст. 13.25 КоАП РФ предусмотрены гораздо большие штрафы. К примеру, неисполнение акционерным обществом, обществом с ограниченной ответственностью обязанности по хранению документов, определенной законодательством об акционерных обществах и об обществах с ограниченной ответственностью, нарушение установленных порядка и сроков хранения таких документов влечет наложение административного штрафа в размере от 200 000 до 300 000 руб.
То есть организация вряд ли будет оштрафована за отсутствие номенклатуры дел или экспертной комиссии, а вот если раньше времени уничтожены документы (в случае отдела кадров - документы по личному составу) или это уничтожение ничем не подтверждено, штраф вполне возможен.
Подведем итог
Как видим, отсутствие в организации архива или сотрудника, ответственного за делопроизводство, - совсем не повод пренебрегать качественным и выстроенным в соответствии с требованиями законодательства процессом хранения документов, пусть даже и внутри одного структурного подразделения (отдела кадров). Уничтожение документов - неотъемлемая часть этого процесса и очень важно провести данную процедуру правильно. Ведь гораздо удобнее, когда вместо нескольких огромных папок с документами на полке появляется один грамотно составленный акт.
Полагаем, что работа по ведению архива организации по силам любому сотруднику (можно оформить это как совмещение, а можно ввести эту обязанность в должностную инструкцию, например, секретаря). Тогда компания избежит значительных дополнительных трат, поскольку организации, осуществляющие уничтожение документов с истекшими сроками хранения, берут примерно 40 руб. за дело. Отдельно стоит составление акта об уничтожении документов (около 2 000 руб. или 30-40 руб. за позицию в акте).
-------------------------------------------------------------------------
*(1) При тяжелых, вредных и опасных условиях труда срок хранения табелей рабочего времени составляет 75 лет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"
Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15
Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)