О понятии "правовая защита иностранных инвестиций"
Е.Е. Веселкова,
заведующая кафедрой государственно-правовых
дисциплин МИЭПП,
кандидат юридических наук, доцент
Журнал "Адвокат", N 4, апрель 2016 г.
В настоящее время в юридической научной литературе очень широко употребляется термин "правовая защита иностранных инвестиций", однако никто из авторов не дает его точного определения. Но практически все сходятся во мнении, что "правовая защита иностранных инвестиций", по сути дела, заключается в предоставлении гарантий иностранным инвесторам, закрепленных в действующем законодательстве страны-реципиента*(1).
Некоторые авторы отмечают, что правовая защита собственности иностранных лиц в Российской Федерации включает в себя:
- во-первых, закрепление прав иностранных лиц в правовых актах (Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, специальные законы об инвестициях, Закон об иностранных гражданах 2002 г., законы о недрах, о концессиях);
- во-вторых, право иностранных лиц (физических и юридических лиц) на обжалование в суд или административное обжалование и;
- в-третьих, предоставление государственных гарантий иностранным инвесторам в виде обязательств государства создать безопасный режим инвестирования иностранной собственности*(2).
Соглашаясь в основном с высказываемыми мнениями, следует, однако, заметить, что данные подходы не отражают полностью содержание понятия "правовая защита иностранных инвестиций".
Правовое регулирование - процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание*(3). Одной из стадий процесса правового регулирования является стадия действия норм права. Некоторые стороны действия юридических норм проявляются через их внешнюю форму - нормативно-правовые акты. Действие нормативно-правовых актов и установленных в них правовых норм имеет свои пределы, определяемые временными и территориальными границами такого действия, а также рамками объектов нормативно-правовой регуляции и кругом адресатов соответствующих норм права.
Точное установление границ действия нормативных юридических актов является элементарным, первейшим условием правового регулирования. Оно необходимо потому, что каждый нормативный акт когда-то издан и когда-то прекращает свое действие, функционирует на определенной территории, нередко адресован только той или иной категории субъектов. Традиционно в общей теории права отмечается, что нормативные правовые акты действуют в рамках, обозначенных во времени, пространстве и по кругу лиц. Наряду с приведенными критериями некоторыми авторами выделяются предметные пределы действия нормативных актов*(4).
Общепринятым стало введенное А.Г. Богатыревым положение о том, что правовое регулирование в области иностранных инвестиций реализуется на современном этапе путем сочетания международно-правового и внутреннего (национального) регулирования*(5). Действительно, на текущем этапе развития международного инвестиционного сотрудничества многие государства придают особое значение роли международных соглашений в регулировании иностранных инвестиций, более того, в силу конституционных положений в большом количестве стран нормы этих соглашений и принципы международного права имеют преимущественную силу.
В условиях глобализации мирового хозяйства первостепенную роль для создания благоприятного инвестиционного климата в странах с переходной экономикой приобрело введение и соблюдение условий и требований международных стандартов. Стандарты определяются как международные правила, содержащиеся в многосторонних и двусторонних соглашениях, согласно которым страна, участвующая в договоре, принимает на себя обязательство соблюдать закрепленные международным правом принципы правового регулирования зарубежных капиталовложений. Так, статья 10 Договора к Энергетической хартии 1994 г., участниками которого являются страны-члены СНГ, предусматривает, что каждая договаривающаяся сторона в соответствии с положениями этого договора поощряет и создает стабильные, равноправные, благоприятные и гласные условия для инвесторов других договаривающихся сторон с целью осуществления капиталовложений на ее территории. Эти условия включают обязательство предоставлять в любое время в отношении капиталовложений инвесторов других договаривающихся сторон справедливый и равный режим. Таким капиталовложениям также обеспечивается максимальная постоянная защита и безопасность, и никакая договаривающаяся сторона не должна каким-либо образом препятствовать посредством неоправданных или дискриминационных мер управлению, поддержанию, пользованию, владению или распоряжению ими. Ни в коем случае в отношении таких капиталовложений не должен предоставляться режим менее благоприятный, чем это требуется по международному праву, включая обязательства по договору. Каждая договаривающаяся сторона соблюдает любые обязательства, которые она приняла относительно инвестора или капиталовложения инвестора любой другой договаривающейся стороны.
Принципы-стандарты, напрямую относящиеся к гарантиям защиты иностранных инвестиций, закреплены и в таких международно-правовых документах, как резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, соглашения ГАТТ/ВТО. Прежде всего, речь идет о международных договорах, принятых в результате уругвайского раунда переговоров 1995 г., - Соглашение об инвестиционных мерах, связанных с торговлей (ТРИМС), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС). Указанные соглашения содержат обязательства государств - членов ВТО по регулированию инвестиций, осуществляемых в форме вложений в основные фонды действующих или создаваемых предприятий, в форме оказания услуг, в форме новейших технологий и средств индивидуализации товаров и услуг. Среди значимых многосторонних международных соглашений также необходимо упомянуть Сеульскую Конвенцию по гарантиям инвестиций 1985 г. и Вашингтонскую Конвенцию о разрешении инвестиционных споров 1965 г.
Для государств, стремящихся увеличить приток иностранного капитала, существенное значение имеет участие в многосторонних международных соглашениях, позволяющих обеспечить гарантии и защиту прав инвесторов и снизить возможные риски при зарубежном инвестировании.
Успешно развивается региональное инвестиционное сотрудничество. Примерами такого сотрудничества являются документы в области иностранных инвестиций, принятые в рамках ЕС, двустороннее соглашение о тесных экономических отношениях между Австралией и Новой Зеландией от 28 марта 1983 г., Соглашение 1987 г. по инвестициям для Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Картахенское соглашение (Соглашение о внутрирегиональной интеграции) от 26 мая 1969 г., Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 г., в котором участвуют все государства на пространстве СНГ, кроме Российской Федерации (далее - Ашгабатское соглашение), Конвенция СНГ о защите прав инвестора 1997 г., которые в той или иной мере предоставляют правовую защиту и гарантии иностранным инвесторам.
В сложившихся условиях считается, что двусторонние международные договоры по гарантиям инвестиций являются наиболее надежным способом регулирования трансграничного движения капитала, поскольку именно в этих соглашениях формулируются исходные принципиальные положения, определяющие межгосударственное инвестиционное сотрудничество. Все больше стран заключают двусторонние инвестиционные договоры (ДИД) и договоры об избежании двойного налогообложения (ДИДН). Так, в соответствии с данными "Доклада о мировых инвестициях" ЮНКТАД. ("Политика в области прямых иностранных инвестиций в целях развития: национальные и международные аспекты"), 76 стран заключили 82 ДИД и 64 страны - 68 ДИДН. Многие страны в целях поощрения внутрирегиональных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) заключают соглашения ДИД со странами собственного региона. Например, страны Азиатско-Тихоокеанского региона участвуют в 45 ДИД, в том числе в 10 договорах, подписанных с другими странами региона*(6).
Для современной России являются действующими несколько десятков двусторонних соглашений о взаимном поощрении и защите инвестиций с зарубежными государствами, а также как для правопреемницы СССР остаются в силе двусторонние соглашения о содействии и защите инвестиций, заключенные еще СССР.
Д.К. Лабин считает, что основная роль двусторонних соглашений о поощрении и защите капиталовложений заключается в том, что страны-экспортеры капитала обеспечивают своим инвесторам возможность получения более надежной гарантии от политических рисков, чем способно предоставить национальное законодательство стран-импортеров капитала*(7).
Двусторонние инвестиционные соглашения обычно включают ключевые понятия - иностранные инвесторы, иностранные инвестиции, инвестиционное соглашение, охватывают международно-правовые обязательства государств-участников предоставлять инвесторам и инвестициям друг друга национальный режим или режим наибольшего благоприятствования, предоставляют гарантии деятельности иностранного инвестора, устанавливают порядок разрешения инвестиционных споров. Кроме того, современные соглашения также закрепляют положения о суброгации. Оно сводится к тому, что если одна из Договаривающихся Сторон или уполномоченный ею орган предоставит гарантию от некоммерческих рисков в отношении капиталовложения, осуществленного одним из ее инвесторов на территории другой Договаривающейся Стороны, и на основании данной гарантии произведет платеж такому инвестору, последняя Договаривающаяся Сторона признает передачу прав этого инвестора первой Договаривающейся Стороне.
Как правило, все ныне существующие двусторонние инвестиционные соглашения разработаны на основе двух самых распространенных моделей - европейской, предложенной ОЭСР в 1962 г., и североамериканской, подготовленной в 1980-е гг.
Н.Г. Доронина отмечает, что защиту прав инвестора в указанных соглашениях гарантируют четыре вида условий: о режиме деятельности инвестора; о праве принимающего государства на экспроприацию собственности инвестора, правовых последствиях экспроприации собственности инвесторов договаривающейся стороны (право на компенсацию); о переводе сумм получаемой прибыли на территорию другой договаривающейся стороны; о порядке разрешения инвестиционных споров.
В большинстве западных государств (США, ФРГ, Франция, Великобритания, Япония и др.) отсутствует специальное законодательство об иностранных инвестициях, регулирование иностранных инвестиций осуществляется в рамках финансового законодательства.
В то же время для развивающейся экономики отдельных стран заключение такого рода международных соглашений означало предоставление международных гарантий инвесторам и заключение в последующем крупных и долгосрочных контрактов с органами государственного управления этих стран*(8). Специальное внутреннее законодательство об иностранных инвестициях имеется в государствах, особо заинтересованных в притоке иностранных инвестиций, например, в постсоветских государствах, в государствах Азии, Африки и Латинской Америки.
Таким специальным законом в Российской Федерации является Федеральный закон от 9 июля 1999 г. "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", который закрепляет основные гарантии прав иностранных инвесторов:
- гарантию правовой защиты деятельности иностранных инвесторов (ст. 5);
- гарантию использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций (ст. 6);
- гарантию перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу (ст. 7);
- гарантии компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст. 8);
- гарантию обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором (ст. 10);
- гарантию использования на территории России и перевода за пределы России доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст. 11);
- гарантию права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы России имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции (ст. 12);
- гарантию права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (ст. 13);
- гарантию участия иностранного инвестора в приватизации (ст. 14).
Некоторые авторы подчеркивают, что потребность регионов в привлечении иностранных инвестиций, пробелы и недостаточная эффективность федерального законодательства в этой области и ряд иных причин привели к развитию правового регулирования на уровне субъектов Федерации. Возможность принятия таких нормативных актов субъектами Федерации вытекает из положений Конституции России и соглашений Российской Федерации и субъектов Федерации о разграничении компетенции. В субъектах Федерации принимались различные законодательные и иные нормативные акты. В ряде случаев в этих актах содержалось регулирование, осуществление которого не входит в компетенцию субъектов Федерации. Принимались нормы, противоречащие федеральному законодательству, что создавало дополнительные трудности для иностранных инвесторов.
К вопросам правового порядка, которые могут определяться в законодательстве субъектов Федерации, относятся следующие:
- регистрация предприятий с иностранными инвестициями и лицензирование;
- обеспечение гарантий прав инвесторов;
- предоставление различных льгот (освобождение от налогов и сборов в части, касающейся бюджета субъектов РФ, предоставление льготных условий пользования землей, установление льготных ставок по арендной плате за недвижимость, за пользование недрами и иными природными ресурсами);
- осуществление контроля и принятие мер для защиты национальных интересов и интересов регионов от незаконных действий инвесторов*(9).
В научной литературе встречаются различные классификации гарантий, предоставляемых иностранным инвесторам. Так, Н.Н. Вознесенская делит гарантии, предоставляемые национальным законодательством, на две группы - государственные гарантии и гарантии судебной защиты прав иностранного инвестора*(10).
В.В. Гущин и А.А. Овчинников, исходя из опыта зарубежных стран, приходят к выводу, что набор гарантий, предоставляемых иностранному инвестору, практически одинаков. Анализ инвестиционного законодательства указанных стран позволил названным авторам сформировать три основные группы таких гарантий:
- гарантии, обеспечивающие неприкосновенность имущества, составляющего иностранную инвестицию;
- гарантии, закрепляющие право иностранного инвестора пользоваться результатами своей инвестиционной деятельности;
- гарантии, касающиеся порядка рассмотрения инвестиционных споров*(11).
Встречается также следующая классификация, согласно которой к настоящему времени в практике международного движения капиталов и его нормативно-правовом регулировании сформировались следующие основные группы гарантий защиты иностранных инвестиций:
- гарантии, обеспечивающие неприкосновенность имущества, составляющего иностранную инвестицию на территории государства - реципиента капитала;
- гарантии недискриминации;
- гарантии стабильности условий инвестирования;
- гарантии, обеспечивающие право иностранного инвестора воспользоваться результатами своей деятельности;
- гарантии, касающиеся порядка разрешения споров, возникающих в связи с осуществлением инвестиций*(12).
Основываясь на анализе действующего законодательства и доктрины, представляется уместным, исходя из уровня правового регулирования, предложить следующую классификацию гарантий прав иностранных инвесторов:
1) гарантии, предоставляемые на международном уровне, которые в свою очередь подразделяются гарантии, предоставляемые на основе:
- многосторонних международных соглашений;
- региональных международных соглашений;
- двусторонних международных соглашений;
2) гарантии, предоставляемые на основе национального законодательства страны, принимающей иностранные инвестиции.
Далее отдельно следует упомянуть такой институт правового регулирования иностранных инвестиций, как страхование, поскольку правовая защита иностранных инвестиций обеспечивается не только гарантиями, предоставляемыми иностранным инвесторам, но и страхованием иностранных инвестиций.
Страхование - особый вид экономической деятельности, связанный с перераспределением риска нанесения ущерба имущественным интересам среди участников страхования (страхователей), и опосредствованный участием специализированных организаций (страховщиков), обеспечивающих аккумуляцию страховых взносов, образование страховых резервов и осуществление страховых выплат при нанесении ущерба застрахованным имущественным интересам. При этом под перераспределением рисков среди страхователей следует понимать особый процесс, при котором потенциальный риск нанесения ущерба имущественным интересам каждого из страхователей "раскладывается" на всех и как следствие каждый из страхователей становится участником компенсации фактически наступившего ущерба. Ключевым в таких отношениях является уплата страхового взноса (страховой премии) страховщику, обеспечивающему организацию перераспределительного процесса*(13).
В отечественной юридической литературе достаточно подробно рассматриваются правовые вопросы страхования иностранных инвестиций от некоммерческих рисков. Не вдаваясь подробно в дискуссии по этой проблематике, необходимо сказать, что российская система страхования нуждается в реструктуризации и дальнейшем развитии в условиях рыночной экономики, а законодательная база ее функционирования - в дальнейшем совершенствовании, направленном на стимулирование его развития. Необходимо переориентировать и развивать деятельность уже существующих страховых организаций. С учетом преимуществ и недостатков государственного и частного страхования предполагаемая система страхования должна включать в себя государственное и частное страхование, участие России в МИГА, а также сотрудничество с зарубежными организациями, осуществляющими страхование инвестиционных рисков, в том числе путем заключения двусторонних соглашений по защите инвестиций*(14).
Таким образом, правовую защиту иностранных инвестиций можно определить как совокупность правовых мер по охране и поддержке зарубежных капиталовложений на основе международных договоров и национального законодательства страны, принимающей иностранные инвестиции.
Библиография
Батычко В.Т. Международное частное право. - Таганрог, 2011.
Богатырев А.Г. Инвестиционное право. - М., 1992.
Веселкова Е.Е. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации и зарубежных странах: сравнительно-правовой аспект: дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2006.
Вознесенская Н.Н. Правовое регулирование и правовая защита иностранных инвестиций. - М., 2011.
Гущин В.В., Овчинников А.А. Инвестиционное право. - М., 2006.
Доронина Н.Г. Регулирование инвестиций в международном частном праве: Материалы конференции (Москва, 30 октября 2007 г.) // Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. - М., 2008.
Лабин Д.К. Международное право по защите и поощрению иностранных инвестиций. - М., 2008.
Турбина К.Е. Инвестиционный процесс и страхование инвестиций от политических рисков. - М., 1995.
Чернявский А.Г. Сущность социальных оснований изменения пределов юридической ответственности // Социальные функции права. - М., 2015.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Вознесенская Н.Н. Правовое регулирование и правовая защита иностранных инвестиций. - М., 2011.
*(2) Гущин В.В., Овчинников А.А. Инвестиционное право. - М., 2006. С. 532.
*(3) www.wikipedia.ru (дата обращения: 19.03.2016).
*(4) Чернявский А.Г. Сущность социальных оснований изменения пределов юридической ответственности // Социальные функции права. - М., 2015. С. 12.
*(5) Богатырев А.Г. Инвестиционное право. - М., 1992.
*(6) http://center-yf.ru/data/economy/Regulirovanie-mezhdunarodnogo-dvizheniya -kapitala.php (дата обращения: 19.03.2016).
*(7) Лабин Д.К. Международное право по защите и поощрению иностранных инвестиций. - М., 2008.
*(8) Доронина Н.Г. Регулирование инвестиций в международном частном праве: Материалы конференции (Москва, 30 октября 2007 г.) // Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. - М., 2008. С. 10.
*(9) Батычко В.Т. Международное частное право. - Таганрог, 2011.
*(10) Вознесенская Н.Н. Правовое регулирование и правовая защита иностранных инвестиций. - М., 2011.
*(11) Гущин В.В., Овчинников А.А. Инвестиционное право. - М., 2006. С. 532.
*(12) http:// alti.ru/invest/inoinvesticii-2.html (дата обращения: 21.03.2016).
*(13) Турбина К.Е. Инвестиционный процесс и страхование инвестиций от политических рисков. - М., 1995. С. 9-11.
*(14) Веселкова Е.Е. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации и зарубежных странах: сравнительно-правовой аспект: дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2006.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Веселкова Е.Е. О понятии "правовая защита иностранных инвестиций"
Веселкова Е.Е. - заведующая кафедрой государственно-правовых дисциплин МИЭПП кандидат юридических наук, доцент
В представленной статье Е.Е. Веселкова формулирует понятие "правовая защита иностранных инвестиций", не имеющее легального определения и однозначного понимания в научной литературе. Особое внимание автор уделяет системе гарантий прав, предоставляемых иностранным инвесторам.
Ключевые слова: правовая защита иностранных инвестиций; иностранные инвестиции; иностранный инвестор.
О понятии "правовая защита иностранных инвестиций"
Автор
Е.Е. Веселкова - заведующая кафедрой государственно-правовых дисциплин МИЭПП, кандидат юридических наук, доцент
Журнал "Адвокат", 2016, N 4