Обзор разъяснений Минфина РФ и ФНС России за февраль-март 2016 г.
Л. Чистякова,
эксперт по налогообложению и бухгалтерскому учету,
аттестованный налоговый консультант по налогам и сборам
Журнал "Налоговый вестник", N 4, апрель 2016 г., с. 16-25.
В данном номере журнала мы продолжим изучать выводы Минфина РФ и ФНС России по вопросам применения налогового законодательства. При этом отметим, что в рассматриваемый период значительное количество разъяснений представителей указанных ведомств коснулось применения такого налога, как НДФЛ.
Общие вопросы налогообложения
В письме от 15.02.2016 N 03-02-08/7996 Минфин России дал ответ на вопрос, можно ли обжаловать решение УФНС России, принятое по итогу рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение территориальной налоговой инспекции.
В соответствии с п. 2 ст. 138 НК РФ в судебном порядке могут быть обжалованы следующие акты:
1) акты налоговых органов ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб);
2) акты ненормативного характера ФНС России.
Решение вышестоящего налогового органа, принятое по жалобе налогоплательщика, может являться самостоятельным предметом оспаривания в суде, если оно представляет собой новое решение, а также по мотиву нарушения процедуры его принятия либо по мотиву выхода вышестоящего налогового органа за пределы своих полномочий (п. 75 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Следовательно, в судебном порядке может быть обжаловано решение УФНС России, принятое по итогу рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение ИФНС России. Заявитель также вправе обращаться в вышестоящий налоговый орган по отношению к УФНС России (в ФНС России) с жалобой на решение УФНС России, принятое по итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение ИФНС России.
Использование печати на документах, представляемых в ИФНС
Налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов (подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ).
В соответствии с Федеральными законами от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (п. 7 ст. 2) и от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (п. 7 ст. 2) АО или ООО вправе иметь печать. Федеральным законом может быть предусмотрена обязанность АО или ООО использовать печать. Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе этих организаций. Таким образом, в случае если федеральным законом предусмотрена обязанность акционерного общества (общества с ограниченной ответственностью) использовать печать, а также если в уставе этого общества содержатся сведения о наличии у него печати, к документам такого общества может предъявляться требование о проставлении печати.
Если федеральным законом не предусмотрена обязанность АО или ООО использовать печать и в уставе этих обществ не содержатся сведения о наличии у него печати, к документам таких организаций не предъявляется требование о проставлении печати.
Вышеуказанные разъяснения были даны Минфином России в письме от 16.02.2016 N 03-02-07/1/8575.
Бесплатный онлайн-доступ к сведениям ЕГРЮЛ и ЕГРИП
В письме от 15.02.2016 N 03-01-11/7857 Минфин России сообщил, что введено программное обеспечение, реализующее размещение в открытом доступе на сайте ФНС России сведений о государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей в рамках расширения функциональных возможностей сервиса "Проверь себя и контрагента".
Указанное сделано в целях реализации приказа ФНС России от 08.05.2014 N ММВ-7-6/266@ "О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, реализующего размещение в открытом доступе на сайте ФНС России сведений о государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей".
Предоставление из ЕГРИП сведений гражданам
По вопросу порядка предоставления сведений из ЕГРИП обычным гражданам, у которых нет статуса индивидуального предпринимателя, дал свои разъяснения Минфин России в письме от 12.02.2016 N 03-01-11/8425.
Согласно п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 19.05.2014 N 462 "О размере платы за предоставление содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведений и документов и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" за предоставление содержащихся в ЕГРИП сведений об индивидуальном предпринимателе на бумажном носителе взимается плата.
Размер платы составляет 200 рублей, а размер платы за срочное предоставление сведений - 400 рублей.
Взимание платы за предоставление содержащихся в ЕГРИП сведений связано с фактом предоставления указанных сведений на бумажном носителе и не зависит от правового статуса заявителя.
Соответственно, такая плата может взиматься, по мнению Минфина РФ, в том числе с заявителей, являющихся физическими лицами, которые не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, в случае предоставления им содержащихся в ЕГРИП сведений на бумажном носителе. При этом в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предоставление содержащихся в ЕГРИП сведений об индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа осуществляется бесплатно на сайте ФНС России, на котором размещен сервис "Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа".
Этот Сервис предоставляет возможность бесплатно получить сведения из ЕГРИП в виде выписки в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Для получения выписки сертификат ключа электронной подписи (СКП) заявителя не требуется.
Выписка формируется в формате PDF, содержащем квалифицированную электронную подпись и ее визуализацию, в том числе при распечатывании выписки.
Исходя из положений пп. 1 и 3 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" выписка из ЕГРИП в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, равнозначна выписке из ЕГРИП на бумажном носителе, подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью налогового органа.
Срок для зачета излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки
Сроку зачета налоговым органом излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням, штрафам посвящено письмо Минфина России от 10.02.2016 N 03-02-07/2/7100.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет погашения недоимки по иным налогам соответствующего вида и задолженности по соответствующим пеням, штрафам за налоговые правонарушения в порядке, предусмотренном указанной статьей (п. 1 ст. 78 НК РФ).
Такой зачет должен производиться налоговыми органами самостоятельно.
При этом решение о проведении указанного зачета должно приниматься налоговым органом в короткий срок (а именно в течение 10 рабочих дней) со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.
Вместе с тем абз. 3 п. 5 ст. 78 НК РФ указывается на возможность представления в налоговый орган налогоплательщиком заявления о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам должно приниматься в течение 10 рабочих дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Налоговым Кодексом РФ не определены особенности проведения налоговым органом зачета самостоятельно при наличии хотя бы одного из обстоятельств, указанных в п. 5 ст. 78 НК РФ, по истечении срока, установленного названным пунктом, в том случае, когда отсутствуют недоимка и задолженность по пеням и штрафам, по которым должен быть проведен зачет налоговым органом самостоятельно, а также отсутствует заявление налогоплательщика о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих его платежей по этому или иным налогам соответствующего вида либо о возврате такой суммы налога.
Учитывая, что п. 7 ст. 78 НК РФ установлен трехлетний период со дня излишней уплаты суммы налога для подачи налогоплательщиком заявления о зачете или о возврате этой суммы, Минфин РФ в письме от 10.02.2016 N 03-02-07/2/7100 поддерживал предложение о внесении изменения в пункт 5 указанной статьи в целях установления трехлетнего периода со дня излишней уплаты суммы налога, в пределах которого налоговым органом может проводиться зачет такой суммы самостоятельно.
НДФЛ
Порядок заполнения формы 6-НДФЛ
Письмо ФНС России от 25.02.2016 N БС-4-11/3058@ "В отношении заполнения и представления формы 6-НДФЛ" посвящено разъяснению порядка заполнения и представления формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом формы 6-НДФЛ. Помимо этого ФНС России рассмотрела примеры отражения сведений в расчете по форме 6-НДФЛ в зависимости от даты выплаты зарплаты и иных доходов работникам.
Работодатели - налоговые агенты по НДФЛ начиная с отчетного периода первого квартала 2016 года обязаны ежеквартально представлять в налоговые органы по месту своего учета расчет по форме 6-НДФЛ.
Обязанность налоговых агентов представлять расчет по форме 6-НДФЛ в налоговый орган по месту своего учета корреспондирует с обязанностью налоговых агентов уплачивать совокупную сумму налога, исчисленную и удержанную налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником выплаты дохода, в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе.
При этом налоговые агенты - российские организации, у которых есть обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Налоговые агенты - российские организации, у которых есть обособленные подразделения, должны представлять расчет по форме 6-НДФЛ в отношении работников этих обособленных подразделений в налоговый орган по месту учета таких обособленных подразделений, а также в отношении физических лиц, получивших доходы по договорам гражданско-правового характера, в налоговый орган по месту учета обособленных подразделений, заключивших такие договоры.
Расчет по форме 6-НДФЛ заполняется на отчетную дату: на 31 марта, 30 июня, 30 сентября, 31 декабря соответствующего налогового периода.
Раздел 1 расчета по форме 6-НДФЛ "Обобщенные показатели" заполняется нарастающим итогом за первый квартал, полугодие, девять месяцев и год.
В Разделе 2 расчета по форме 6-НДФЛ "Даты и суммы фактически полученных доходов и удержанного НДФЛ" за соответствующий отчетный период отражаются те операции, которые произведены за последние 3 месяца этого отчетного периода. При этом:
а) строка 100 раздела 2 "Дата фактического получения дохода" заполняется с учетом положений ст. 223 НК РФ;
б) строка 110 раздела 2 "Дата удержания налога" заполняется с учетом положений п. 4 ст. 226 и п. 7 ст. 226.1 НК РФ;
в) строка 120 раздела 2 "Срок перечисления налога" заполняется с учетом положений п. 6 ст. 226 и п. 9 ст. 226.1 НК РФ.
Строка 030 "Сумма налоговых вычетов" заполняется согласно значениям кодов видов вычетов налогоплательщика, утвержденным приказом ФНС России от 10.09.2015 N ММВ-7-11/387@ "Об утверждении кодов видов доходов и вычетов".
В соответствии с п. 2 ст. 223 НК РФ датой фактического получения дохода в виде оплаты труда признается последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен доход за выполнение трудовых обязанностей в соответствии с трудовым договором (контрактом).
Согласно п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных данным пунктом.
При этом налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.
При выплате налогоплательщику доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты.
Пример 1
Заработная плата за март 2016 года была выплачена работникам организации 05.04.2016, а НДФЛ в бюджет был перечислен 06.04.2016. Что следует отразить работодателю в справке по форме 6-НДФЛ? Данная операция будет отражена при непосредственной выплате заработной платы работникам в расчете по форме 6-НДФЛ за полугодие 2016 года следующим образом:
по строке 100 указывается 31.03.2016;
по строке 110 - 05.04.2016;
по строке 120 - 06.04.2016;
по строкам 130 и 140 - соответствующие суммовые показатели.
При этом указанная операция отражается в разделе 1 расчета по форме 6-НДФЛ за первый квартал 2016 года. Налоговый агент вправе не отражать ее в разделе 2 расчета по форме 6-НДФЛ за первый квартал 2016 года.
Пример 2
Заработная плата за декабрь 2015 года выплачена 12.01.2016. Что следует отразить работодателю в справке по форме 6-НДФЛ? В этом случае данная операция в разделе 1 расчета по форме 6-НДФЛ не отражается, а в разделе 2 расчета по форме 6-НДФЛ за первый квартал 2016 года отражается следующим образом:
по строке 100 указывается 31.12.2015;
по строке 110 - 12.01.2016;
по строке 120 - 13.01.2016;
по строкам 130 и 140 - соответствующие суммовые показатели.
Пример 3
Сумма оплаты отпуска за март 2016 года выплачена 05.04.2016. Что следует отразить работодателю в справке по форме 6-НДФЛ? Данная операция отражается в разделе 2 расчета по форме 6-НДФЛ за полугодие 2016 года следующим образом:
по строке 100 указывается 05.04.2016;
по строке 110 - 05.04.2016;
по строке 120 - 30.04.2016;
по строкам 130 и 140 - соответствующие суммовые показатели.
Вопросам заполнения формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), также посвящено письмо ФНС России от 12.02.2016 N БС-3-11/553@.
Использование печати организации при заполнении формы 2-НДФЛ
ФНС России в письме от 17.02.2016 N БС-4-11/2577@ указала, что приказом ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@ "Об утверждении формы сведений о доходах физического лица, порядка заполнения и формата ее представления в электронной форме" утверждена новая форма справки о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ), а также порядок ее заполнения, в которых не установлено требование об обязательном проставлении печати организации на указанной справке.
Формы 2-НДФЛ и 6-НДФЛ при закрытии (ликвидации) обособленного подразделения крупнейшего налогоплательщика
В письме от 02.03.2016 N БС-4-11/3460@ ФНС России дала свои разъяснения по вопросу представления сведений о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ и расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, по форме 6-НДФЛ при ликвидации (закрытии) обособленного подразделения крупнейшего налогоплательщика.
В соответствии с абзацем третьим п. 4 ст. 83 НК РФ в случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно (абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ). Таким образом, п. 4 ст. 83 НК РФ установлено право выбора постановки на учет организации по месту нахождения одного из обособленных подразделений, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, подведомственны разным налоговым органам.
Российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, признаются налоговыми агентами и обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить исчисленную сумму НДФЛ.
При этом налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (п. 7 ст. 226 НК РФ).
Сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения организации, определяется исходя из:
а) суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения;
б) а также исходя из сумм доходов, начисляемых и выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера, заключенным с физическими лицами обособленным подразделением (уполномоченными лицами обособленного подразделения) от имени такой организации.
Таким образом, сумма НДФЛ, исчисленного и удержанного с доходов работников обособленных подразделений, заключивших с организацией трудовые договоры, должна быть перечислена в бюджет по месту постановки на учет организации по месту нахождения обособленных подразделений.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты должны представлять в налоговую инспекцию по месту своего учета:
а) документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему Российской Федерации, - т.е. сведения по форме 2-НДФЛ;
б) а также расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, - т.е. расчет по форме 6-НДФЛ.
Налоговые агенты - организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, имеющие обособленные подразделения, представляют сведения по форме 2-НДФЛ и расчет по форме 6-НДФЛ, заполненный отдельно по каждому обособленному подразделению, в том числе в отношении работников этих обособленных подразделений, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика, либо в отношении работников этих обособленных подразделений - в налоговый орган по месту учета такого налогоплательщика по соответствующему обособленному подразделению.
Если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации). Соответственно, в случае ликвидации (закрытия) обособленного подразделения налоговым периодом будет считаться период от даты начала налогового периода до даты ликвидации (закрытия) обособленного подразделения (п. 3 ст. 55 НК РФ).
В этой связи до завершения ликвидации (закрытия) обособленного подразделения организация, отнесенная к категории крупнейших налогоплательщиков, должна представить сведения по форме 2-НДФЛ и расчет по форме 6-НДФЛ в отношении работников данного обособленного подразделения:
а) либо в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика;
б) либо по месту учета ликвидируемого (закрываемого) обособленного подразделения.
Вышеуказанные сведения представляются за последний налоговый период, то есть за период времени от начала года до дня завершения ликвидации (закрытия) обособленного подразделения.
Уплата НДФЛ предпринимателем, который совмещает УСН и ЕНВД
В письме от 25.02.2016 N БС-3-11/763@ ФНС России дала разъяснения о том, в каком порядке индивидуальный предприниматель должен выполнять функции налогового агента по НДФЛ в случае, если он одновременно применяет два спецрежима: УСН и ЕНВД.
В соответствии с п. 7 ст. 226 НК РФ совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, если иной порядок не установлен данным пунктом.
Индивидуальные предприниматели - налоговые агенты состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением системы налогообложения в виде ЕНВД и (или) патентной системы налогообложения. С доходов наемных работников ИП - налоговые агенты обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет по месту своего учета в связи с осуществлением такой деятельности (абз. 4 п. 7 ст. 226 НК РФ).
Индивидуальные предприниматели обязаны вести раздельный учет доходов, полученных по каждому из видов предпринимательской деятельности.
Индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность с применением УСН, должен НДФЛ с доходов своих работников, нанятых в целях осуществления такой деятельности, перечислять в бюджет по месту жительства индивидуального предпринимателя. А с доходов, выплачиваемых работникам, занятым в деятельности, подпадающей под ЕНВД, - в бюджет по месту учета индивидуального предпринимателя в связи с осуществлением такой деятельности.
При этом с учетом положений п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты - индивидуальные предприниматели, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением ЕНВД, должны представлять расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), в отношении своих наемных работников, нанятых в целях осуществления такой деятельности, в налоговый орган по месту своего учета в связи с осуществлением такой деятельности.
В случае если физическое лицо совмещает исполнение обязанностей по трудовому договору и получает доходы, относящиеся к двум режимам налогообложения (УСН и ЕНВД), то НДФЛ с доходов в части применения УСН должен перечисляться в бюджет по месту жительства индивидуального предпринимателя, а с доходов в части применения ЕНВД - в бюджет по месту учета индивидуального предпринимателя в связи с осуществлением такой деятельности.
Вычет на ребенка женщине, которая находится в отпуске по уходу за ребенком и получает матпомощь
Разъяснению вопроса о том, положен ли стандартный налоговый вычет по НДФЛ на ребенка женщине, которая находится в отпуске по уходу за ребенком и получает материальную помощь, Минфин РФ посвятил письмо от 17.02.2016 N 03-04-05/8718.
В соответствии с п. 3 ст. 218 НК РФ стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.
Установленный подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ стандартный налоговый вычет предоставляется за каждый месяц налогового периода и распространяется, в частности, на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, на обеспечении которых находится ребенок.
Стандартные налоговые вычеты предоставляются налоговым агентом налогоплательщику за каждый месяц налогового периода путем уменьшения в каждом месяце налогового периода налоговой базы на соответствующий установленный размер налогового вычета.
В случае если выплата дохода в виде материальной помощи работнику, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком, будет производиться ежемесячно, стандартный налоговый вычет также предоставляется за каждый месяц налогового периода. Это будет происходить до момента, пока доход работника, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, не превысит 350 000 рублей.
Стандартный вычет на ребенка-инвалида
Размерам стандартного вычета по НДФЛ на ребенка-инвалида, предоставляемым с 01.01.2016, Минфин РФ посвятил письма от 02.02.2016 N 03-04-05/4977, от 02.02.2016 N 03-04-06/4988.
Федеральным законом от 23.11.2015 N 317-ФЗ "О внесении изменения в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" внесены изменения в подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, согласно которым с 01.01.2016 увеличен размер стандартного налогового вычета за каждый месяц налогового периода в зависимости от того, на обеспечении у кого находится ребенок:
а) родителям, супруге (супругу) родителя, усыновителю - в размере 12 000 рублей на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы;
б) опекуну, попечителю, приемному родителю, супруге (супругу) приемного родителя - в размере 6 000 рублей на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.
Таким образом, родитель, на обеспечении которого находится ребенок-инвалид, с 1 января 2016 года имеет право на получение стандартного налогового вычета на ребенка в размере 12 000 рублей за каждый месяц налогового периода при условии, что доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, не превысил 350 000 рублей.
По мнению Минфина России, закрепленный НК РФ способ определения размера налогового вычета на каждого из детей, в том числе на ребенка-инвалида, не предусматривает их суммирования.
НДФЛ с материальной выгоды по договору займа
В письме от 15.02.2016 N 03-04-06/8109 Минфин России дал ответ на вопрос о том, как удерживать НДФЛ с дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах в случае, когда заемные средства были выданы в 2015 г., а погашены по частям в 2016 г.
При получении дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств, дата фактического получения дохода определяется как последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные (кредитные) средства (подп. 7 п. 1 ст. 223 НК РФ).
Согласно выводам Минфина РФ доход в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, с 2016 года определяется в последний день каждого месяца, в котором действовал договор займа (кредита), вне зависимости от даты получения такого займа (кредита), а также вне зависимости от того, в какой из дней месяца было прекращено долговое обязательство.
НДФЛ при продаже недвижимости, приобретенной до 01.01.2016
Пунктом 17.1 ст. 217 НК РФ (в редакции, применяемой в отношении объектов недвижимого имущества, приобретенных в собственность до 1 января 2016 года) установлено, что не облагаются НДФЛ доходы, которые получены физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи имущества, находившегося в собственности налогоплательщика 3 года и более.
Доход налогоплательщика от продажи имущества, находившегося в его собственности менее трех лет, подлежит обложению НДФЛ на общих основаниях.
При этом согласно подп. 1 п. 1 и подп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ лицо при определении размера налоговой базы по НДФЛ имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере доходов, полученных им в налоговом периоде от продажи, в частности, квартиры, находившейся в собственности налогоплательщика менее трех лет, не превышающих в целом 1 000 000 рублей.
Таким образом, если собственник продает квартиру, которая принадлежала ему менее трех лет, то он вправе уменьшить подлежащий налогообложению НДФЛ доход на сумму имущественного налогового вычета в размере, не превышающем в целом 1 000 000 рублей.
Сумма дохода, превышающая размер примененного имущественного налогового вычета, облагается НДФЛ в общеустановленном порядке по ставке 13%.
Вышеуказанные разъяснения были даны Минфином России в письме от 09.02.2016 N 03-04-05/6516.
Аналогичные правила применяются и при продаже жилого дома, приобретенного до 1 января 2016 года и находившегося в собственности его продавца менее трех лет. Этому вопросу посвящено письмо Минфина России от 20.02.2016 N 03-04-05/9664.
Если недвижимое имущество находилось в собственности гражданина 3 года и более, то согласно п. 17.1 ст. 217 НК РФ доходы от его продажи не облагаются НДФЛ.
НДФЛ при продаже автомобиля, полученного по наследству или в дар
В письмах от 09.02.2016 N 03-04-05/6496, от 09.02.2016 N 03-04-05/6489 Минфин России обратил внимание, что не во всех случаях при продаже автомобиля отсутствует облагаемый НДФЛ доход.
Так, например, при получении автомобиля по наследству или в дар налогоплательщик не несет расходы на его приобретение и при продаже указанного имущества у него образуется доход, подлежащий налогообложению.
При этом в случае отсутствия расходов на приобретение указанного имущества налогоплательщик вправе заявить имущественный налоговый вычет, предусмотренный п. 1 ст. 220 НК РФ, в размере 250 000 рублей.
Имущественные налоговые вычеты при продаже имущества предоставляются при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговой орган по окончании налогового периода.
При этом в силу ст. 228 НК РФ налогоплательщики, получившие доход от продажи имущества, за исключением случаев, предусмотренных п. 17.1 ст. 217 НК РФ, обязаны представить в налоговый орган по месту своего жительства соответствующую налоговую декларацию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1