Энциклопедия проверок: ФНС (часть 5) - налоговый мониторинг (раздел V.2 НК РФ)
А.А. Куликов,
управляющий партнер ООО "Агентство Налоговых Поверенных"
Е.В. Куликова,
налоговый консультант
Журнал "БУХ.1С", N 6, июнь 2016 г.
В пятой части цикла, посвященного контрольной работе налоговых органов, А.А. Куликов, управляющий партнер ООО "Агентство Налоговых Поверенных", и Е.В. Куликова, налоговый консультант, рассказывают еще об одной форме контроля - о налоговом мониторинге. Это форма контроля распространяется не на всех налогоплательщиков. Она доступна только для определенного круга организаций.
Как и налоговые проверки, налоговый мониторинг (НМ) - это проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогоплательщиками (плательщиками сбора, налоговыми агентами) налогов и сборов.
Отличия НМ от налоговых проверок состоят в том, что:
Во-первых, НМ проводится только в отношении организаций, причем имеющих определенные суммовые показатели по налоговым платежам, величине дохода и стоимости активов. Подробнее критерии, при соответствии которым организация вправе применять НМ, изложены ниже в разделе "Условия проведения".
Во-вторых, в период проведения НМ проверяемое лицо-организация фактически в режиме реального времени обеспечивает налоговому органу доступ к своим документам (информации), являющимся основаниями для исчисления и уплаты налогов, раскрывает порядок отражения доходов, расходов и объектов налогообложения в регистрах налогового и бухгалтерского учета. Налоговый орган в ходе НМ осуществляет проверку правильности исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов в процессе их начисления, а не по результатам, как при проверках.
Основные параметры мероприятия приведены в таблице 1. Схема порядка проведения налогового мониторинга представлена на рисунке 1.
Таблица 1
Налоговый мониторинг. Основные параметры мероприятия
Налоговый мониторинг | Регулирование |
Норма, которой регулируется | Раздел V.2 НК РФ |
В отношении кого проводится | Организации, являющиеся по законодательству РФ налогоплательщикам, плательщиками сборов, налоговыми агентами, и удовлетворяющие критериям, перечисленным в пункте 3 статьи 105.26 НК РФ |
Документ, которым инициируется | По заявлению организации, на основании Решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении налогового мониторинга |
Кем проводится | Уполномоченными должностными лицами (налоговыми инспекторами) налогового органа, вынесшего Решение о проведении мониторинга, в соответствии с их служебными обязанностями |
Место проведения | По месту нахождения налогового органа, в котором организация состоит на учете |
Срок проведения | С 1 января года, за который проводится налоговый мониторинг, по 1 октября года, следующего за годом, за который проводился налоговый мониторинг |
Документы, которые исследуются входе проведения мероприятия | Документы (информация), являющиеся основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также регистры налогового и бухгалтерского учета |
Условия проведения
Налоговый мониторинг может быть проведен в отношении организации, у которой одновременно соблюдаются следующие условия (ст. 105.26 НК РФ):
1. Совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, подлежащих уплате в бюджетную систему РФ за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 млн. руб.;
2. Суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд. руб.;
3. Совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд. руб.
Заявление о проведении НМ
Налоговый мониторинг проводится по Заявлению организации. Заявление о проведении НМ может подать организация, соответствующая перечисленным выше критериям.
1. Заявление о проведении налогового мониторинга (форма согласно Приложению N 3 к приказу ФНС России от 07.05.2015 N ММВ-7-15/184@, далее - Приказ N ММВ-7-15/184@) представляется организацией в налоговый орган по месту своего нахождения не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг*(1).
Схему порядка представления Заявления и вынесения Решения - см. на рисунке 2.
/-------------------------------\ /-------------------------------------\
|Подается до 01 июля года,| |Заявление о проведении налогового|
|предшествующего году проверки |----|мониторинга с документами (регламент,|
| | |учетная политика, информация об|
| | |учреждениях) |
\-------------------------------/ \-------------------------------------/
/-------------------------------\ /-------------------------------------\
|Выносится до 01 ноября года,|----|Решение о проведении/отказе в|
|предшествующего году проверки | |проведении налогового мониторинга |
\-------------------------------/ \-------------------------------------/
|
В течение 5 рабочих дней со дня
принятия решения
|
/-------------------------------------\
|Вручается организации |
\-------------------------------------/
Рис. 2. Схема порядка представления Заявления о проведении налогового мониторинга и вынесения Решения
2. Одновременно с Заявлением должны быть представлены:
разработанный организацией Регламент информационного взаимодействия (Регламент);
информация об организациях, о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов;
учетная политика организации для целей налогообложения, действующая на момент представления заявления.
3. Заявление о проведении налогового мониторинга может быть отозвано организацией до принятия налоговым органом Решения о проведении (об отказе в проведении) налогового мониторинга. Для этого в налоговый орган организацией представляется письменное заявление (в произвольной форме).
4. Регламент информационного взаимодействия с налоговым органом разрабатывается организацией по форме и в соответствии с требованиями, утвержденными Приказом N ММВ-7-15/184@. В Регламенте организация отражает, в каком порядке предоставляет налоговому органу документы (информацию), служащие основаниями для исчисления (удержания), уплаты (перечисления) налогов и сборов: в электронной форме и (или) путем обеспечения доступа к информационным системам организации, а также порядок ознакомления налогового органа с подлинниками документов в случае необходимости.
Порядок проведения НМ
Рассмотрев заявление налогоплательщика, налоговый орган выносит Решение о проведении налогового мониторинга или Решение об отказе в его проведении.
1. Решение о проведении налогового мониторинга (форма согласно Приложению N 6 к Приказу N ММВ-7-15/184@) или Решение об отказе в проведении налогового мониторинга (форма согласно Приложению N 7 к Приказу N ММВ-7-15/184@ выносится руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
2. Решение об отказе в проведении налогового мониторинга должно быть мотивированным. В проведении налогового мониторинга может быть отказано в случае:
непредставления или представления организацией не в полном объеме документов (информации), предоставляемых совместно с Заявлением;
несоблюдения организацией условий, дающих право на проведение в отношении нее налогового мониторинга;
несоответствия Регламента информационного взаимодействия установленным форме и требованиям.
3. Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год.
4. Срок проведения налогового мониторинга: с 1 января года, за который проводится налоговый мониторинг, по 1 октября года, следующего за годом, за который проводился налоговый мониторинг.
5. В ходе проведения налогового мониторинга налоговый орган вправе потребовать у организации, чтобы она представила соответствующие пояснения (в течение 5 рабочих дней) или внесла необходимые исправления (в течение 10 рабочих дней), если при проведении налогового мониторинга выявлены:
противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах (информации);
несоответствия сведений, представленных организацией, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа.
6. Налоговый орган обязан составить Мотивированное мнение, если после рассмотрения представленных организацией пояснений, либо при их отсутствии налоговый орган установит факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов и сборов.
7. При проведении налогового мониторинга должностные лица налогового органа, проводящие налоговый мониторинг, вправе истребовать у организации необходимые документы (информацию), пояснения, связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов (форма требования по КНД 1165013, Приложение N 15 приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@, далее - Приказ N ММВ-7-2/189@). Если организация не имеет возможности представить истребуемые документы (информацию), пояснения в установленный срок (десять рабочих дней со дня получения требования), организация в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов (информации), пояснений, может направить должностным лицам налогового органа, проводящим НМ, письменный запрос о продлении сроков предоставления документов (информации).
8. Решение о продлении сроков / отказе в продлении сроков (форма по КНД 1160075, Приложение N 16 к Приказу N ММВ-7-2/189@) выносится руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
9. Мотивированное мнение налогового органа (позиция налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов) составляется либо:
по инициативе налогового органа - в случае установления факта, свидетельствующего о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) организацией налогов и сборов. В этом случае оно направляется налогоплательщику в течение 5 дней со дня составления Мотивированного мнения;
по запросу организации. Запрос направляется организацией не позднее 1 июля года, следующего за годом, за который проводится налоговый мониторинг. Мотивированное мнение направляется организации в течение 1 месяца со дня получения Запроса. Этот срок может быть продлен на 1 месяц, если нужно истребовать у организации или у иных лиц документы (информацию), которая нужна для составления Мотивированного мнения. О продлении срока налоговый орган сообщает организации в течение трех дней со дня принятия соответствующего решения.
10. Мотивированное мнение должно быть составлено по форме и в соответствии с требованиями, утвержденными Приказом N ММВ-7-15/184@ (Приложения N 4, 5). Подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
11. О согласии с Мотивированным мнением организация уведомляет налоговый орган в течение одного месяца со дня его получения с приложением документов, подтверждающих выполнение указанного Мотивированного мнения (при их наличии), при несогласии - вправе представить разногласия.
12. Не позднее двух месяцев от даты окончания проведения налогового мониторинга налоговый орган должен уведомить организацию о наличии или об отсутствии невыполненных мотивированных мнений, которые были направлены организации.
Взаимосогласительная процедура
В случае несогласия с Мотивированным мнением организация вправе представить свои Разногласия:
1. Разногласия представляются в течение одного месяца со дня получения Мотивированного мнения в налоговый орган, которым составлено это Мотивированное мнение.
2. Рассмотрение представленных организацией Разногласий совместно с Мотивированным мнением и иными имеющимися у налогового органа документами (Взаимосогласительная процедура) проводится руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, с участием налогового органа, которым составлено Мотивированное мнение, и организации (ее представителя), которая представила разногласия.
3. По результатам Взаимосогласительной процедуры руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, выносится Уведомление об изменении Мотивированного мнения либо оставлении Мотивированного мнения без изменения.
4. Организация в течение одного месяца со дня получения Уведомления об изменении Мотивированного мнения либо оставлении Мотивированного мнения без изменения должна уведомить налоговый орган, которым составлено Мотивированное мнение, о согласии (несогласии) с Мотивированным мнением с приложением документов, подтверждающих выполнение указанного Мотивированного мнения (при их наличии).
Досрочное прекращение НМ
Налоговый мониторинг может быть прекращен досрочно. При этом организация должна быть письменно, но не позднее 1 сентября года, следующего за годом, за который проводится налоговый мониторинг, уведомлена налоговым органом о досрочном прекращении налогового мониторинга. Форма уведомления произвольная. Основаниями для досрочного прекращения налогового мониторинга являются:
неисполнение организацией Регламента информационного взаимодействия, которое стало препятствием для проведения налогового мониторинга;
налоговым органом факта представления организацией недостоверной информации в ходе проведения налогового мониторинга;
систематическое (два раза и более) непредставление налоговому органу в ходе проведения налогового мониторинга документов (информации), пояснений.
Проверочная деятельность налоговых органов в ходе проведения НМ
За период проведения налогового мониторинга налоговые органы вправе проводить камеральные и выездные налоговые проверки только в определенных случаях:
1. Камеральные налоговые проверки - при представлении:
налоговой декларации (расчета) позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;
налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, или налоговой декларации по акцизам, в которой заявлена сумма акциза к возмещению;
уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему РФ, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом);
досрочном прекращении налогового мониторинга.
2. Выездные налоговые проверки - при:
проведении выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего НМ;
досрочном прекращении налогового мониторинга;
невыполнении налогоплательщиком Мотивированного мнения налогового органа.
Если впоследствии у организации в результате выполнения Мотивированного мнения налогового органа возникнет недоимка, организация будет освобождена от начисления пеней и штрафов (абз. первый п. 8 ст. 75, абз. первый подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ), за исключением случаев, когда Мотивированное мнение основано на неполной или недостоверной информации, предоставленной организацией (абз. второй п. 8 ст. 75, абз. второй подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Организация, отнесенная к категории крупнейших налогоплательщиков, представляет заявление о проведении налогового мониторинга в налоговый орган по месту ее учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БУХ.1С"
Зарегистрировано Минпечати России. Рег. номер ПИ N 77-13289 от 15.08.2002.
Учредитель: ЗАО "1С Акционерное общество".
Издатель: ООО "1С-Паблишинг".
Адрес редакции: 103030, г. Москва, ул. Селезневская, д. 21.
Подписка: (495) 681-7667
Прием рекламы: (495) 681-7667
Почтовый адрес: 123056, а/я 64,
e-mail: buh@1c.ru, Internet: http://www.buh.ru, телефон (495) 681-7667