При входе в жилой одноэтажный дом имеется комната (холодный коридор) без отопительных газовых приборов, трубы на отопление отсутствуют, в коридоре находится лишь настольная двухкомфорочная газовая плита. Площадь данной комнаты составляет 14 кв. м. Поставщик коммунальных услуг (а именно природного газа) приравнял эту комнату к отапливаемому помещению, обосновав это тем, что в ней находится двухкомфорочная газовая плита.
Является ли газовая плита, находящаяся в холодном коридоре, отопительным прибором?
1) В соответствии со ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет его собственник. Согласно ст. 153 ЖК РФ собственники жилых помещений обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. При этом обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).
Как следует из ч. 2 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
- плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- взнос на капитальный ремонт;
- плату за коммунальные услуги.
В свою очередь, плата за коммунальные услуги состоит из платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (ч. 2 ст. 157 ЖК РФ)*(1).
Порядок поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее - Порядок) утвержден постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 549.
Согласно п. 32 Порядка при отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа.
Нормативы*(2) и нормы*(3) потребления газа утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Нормы потребления газа устанавливаются в зависимости от видов их потребления. В том числе выделяются такие виды потребления, как приготовление пищи; отопление жилых помещений в многоквартирных домах, жилых помещений и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием, в жилых домах; отопление нежилых помещений в многоквартирных домах и помещений в надворных постройках домовладений (п. 33 Порядка).
Нормой потребления газа является среднемесячный объем потребления газа в целях приготовления пищи и нагрева воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения - в расчете на 1 человека в месяц; в целях отопления жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах - в расчете на 1 кв. метр общей площади указанных помещений в месяц; в целях отопления нежилых помещений в многоквартирных домах, вспомогательных помещений в жилых домах и помещений в надворных постройках домовладения - в расчете на 1 куб. метр объема отапливаемого помещения в месяц (п. 34 Порядка).
Таким образом, объем потребленного природного газа при использовании его для приготовления пищи и при использовании для отопления жилых и вспомогательных помещений, в соответствии с нормативами и нормами потребления газа в расчетном периоде, рассчитывается по разным правилам (п. 35 Порядка), соответственно, суммы к оплате также будут различаться в каждом конкретном случае.
Следует отметить, что отапливаемая площадь здания определяется как площадь этажей (в том числе и мансардного, отапливаемых цокольного и подвального) здания, измеряемая в пределах внутренних поверхностей наружных стен, включая площадь, занимаемую перегородками и внутренними стенами. В отапливаемую площадь здания не включаются площади теплых чердаков и подвалов, подвала (подполья), холодных неотапливаемых веранд, а также холодного чердака или его части, не занятой под мансарду (п. 2.3 приказа Министерства регионального развития РФ от 13 июля 2006 г. N 83 "Об утверждении Методики расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа").
2) Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (принят и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст) содержит в себе п. 27.52 "приборы бытовые неэлектрические", в котором, в свою очередь, содержится пп. 27.52.1 "оборудование бытовое неэлектрическое для приготовления и подогрева пищи", включающий пп. 27.52.11.110 "плиты газовые бытовые". Также в п. 27.52 включены "приборы бытовые прочие, на газовом топливе или на газовом и других видах топлива, на жидком топливе и на твердом топливе" (пп. 27.52.12).
Таким образом, как мы видим, законодатель выделяет такой вид продукции, как "газовые плиты", и прямо относит их к категории приборов для приготовления и подогрева пищи, а не к другим видам бытовых приборов на газовом топливе, в состав которых, по нашему мнению, входят и газовые отопительные приборы.
Аналогичный подход содержится и в перечне газоиспользующего оборудования, в отношении которого устанавливаются требования технического регламента Таможенного союза "О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе" (приложение 1 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе" (ТР ТС 016/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 875 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе".
Так, указанным перечнем к газоиспользующему оборудованию, предназначенному для приготовления пищи, отопления и горячего водоснабжения, отдельно относятся как "аппараты отопительные газовые бытовые" (аппараты отопительные и комбинированные с водяным контуром, конвекторы, камины, воздухонагреватели, кондиционеры со встроенными газовыми воздухонагревателями), так и "приборы газовые бытовые для приготовления и подогрева пищи" (плиты, панели варочные, шкафы духовые, грили, электроплиты, имеющие не менее одной газовой горелки).
Соответственно, полагаем, несмотря на то, что в результате использования газовой плиты температура воздуха в помещении, где она установлена, повышается, нет оснований считать настольную газовую плиту, предназначенную для приготовления пищи, отопительным прибором, а помещение - отапливаемым.
В связи с изложенным предлагаем Вам ознакомиться с решением Буйнакского городского суда Республики Дагестан от 30 октября 2015 г. по делу N 2-695/2015, решением Дербентского городского суда Республики Дагестан от 3 февраля 2014 г. (Извлечение); приговором Лиманского районного суда Астраханской области от 30 апреля 2014 г., из смысла которых прямо следует, газовая плита отопительным прибором не является.
Кроме того, высказанную точку зрения косвенно подтверждает и мнение иных судов общей юрисдикции, которые при рассмотрении различных споров, связанных с использованием газового оборудования гражданами, отдельно выделяли газовые плиты и газовые отопительные приборы (смотрите, например, решение Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 29 июля 2014 г. по делу N 2-953/2014, решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска по делу N 2-3/2013, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 1 июня 2015 г. по делу N 33-2360/2015).
Обращаем Ваше внимание на то, что изложенное является нашей экспертной точкой зрения и может не совпадать с точкой зрения иных специалистов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Рижская Мария
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
16 мая 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) С 01.07.2015 розничная цена на природный газ, реализуемый населению Астраханской области ЗАО "Газпром межрегионгаз Астрахань", составляет 4861,29 руб. (приложение к постановлению Службы по тарифам Астраханской области от 15 июня 2015 г. N 41 "Об утверждении розничных цен на природный газ, реализуемый населению на территории Астраханской области ЗАО "Газпром межрегионгаз Астрахань").
*(2) Нормативы потребления коммунальных услуг, включая нормативы потребления газа, утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 3 постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг").
*(3) Приказ Министерства регионального развития РФ от 13 июля 2006 г. N 83 "Об утверждении Методики расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа".
*(4) Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (Минск, 6 января 1995 г.). Соглашение ратифицировано Российской Федерацией Федеральным законом от 4 ноября 1995 г. N 164-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.