Работаем с запросами сведений из архива
Н.В. Пластинина,
юрист
Журнал "Делопроизводство", N 2, апрель-июнь 2016 г., с. 83-90.
Знаете ли вы, что архивные сведения выдают не только госархивы, но и действующие организации, в том числе коммерческие. О том, как правильно предоставить архивные сведения, мы и поговорим.
Все организации текущую документацию хранят по-разному: в одних - это строго упорядоченный процесс, у других можно наблюдать порой и хаос. Однако большинство организаций ответственно относятся к документам. Ведь многие из них могут когда-нибудь понадобиться, чаще всего - своим же работникам, правда, уже бывшим.
Чем дольше существует организация, тем вероятнее, что бывшие работники обратятся в нее за архивными сведениями. В основном, это связано с назначением пенсии. Однако не только в этих целях запрашиваются справки о стаже, о выполняемой работе, заработной плате и прочих сведениях. Иногда с согласия владельца персональных данных такой запрос осуществляет его нынешний (или потенциальный) работодатель, запрашивающий, например, сведения о продолжительности работы в конкретной должности и т.д. К архивам организаций нередко обращаются и правоохранительные органы.
Независимо от того, от кого поступил запрос, архивные сведения предоставляются в трех вариантах:
- в виде архивных копий,
- в виде архивных выписок,
- в виде архивных справок*(1).
1. Сведения из архива организации готовим по запросу
Архивные сведения всегда предоставляются по запросу адресанта, в котором тот должен ясно и четко определить, какие именно сведения, а иногда и с уточнением - за какой период, его интересуют.
Согласно п. 5.10 "Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях", утв. Приказом Минкультуры России от 31.03.2015 N 526, архив организации должен рассматривать и исполнять запросы, поступившие в письменной форме. Запрос пользователя должен содержать следующую информацию:
- наименование юридического лица - автора запроса (для граждан - фамилии, имени, отчества при наличии последнего);
- почтовый и/или электронный адрес, по которому должен быть дан ответ;
- сведения, интересующие пользователя и хронологические рамки запрашиваемой информации;
- форму получения пользователем информации (информационное письмо, архивная справка, архивная выписка, архивная копия, тематический перечень, тематический обзор документов);
- личную подпись автора запроса (гражданина или должностного лица);
- дату.
Обратите внимание: на основании устного запроса сведения из архива предоставляться не обязаны. Во-первых, в большинстве своем они содержат персональные данные, которые не могут в силу ограничений, установленных законом, быть предоставлены третьим лицам. А без письменного запроса не останется сведений о том, кто обращался в организацию за архивными сведениями, содержащими персональные данные. Хотя копия сопроводительного письма о том, кому и в какой форме, какого содержания они были предоставлены, в организации, несомненно, останется. То есть останутся доказательства только распространения персональных данных, но не останется доказательств того, что они распространены с ведома и согласия их владельца (бывшего работника, например). Во-вторых, без запроса сложно определить объем информации, которую нужно предоставить, и, соответственно, решить, в какой форме это сделать - в виде выписки, справки или же архивной копии. В-третьих, наличие запроса, необходимость его обработки упорядочивает работу делопроизводителя, учитывается при нормировании его труда.
Не всегда в самом запросе указывается, в каком виде нужны архивные сведения адресанту. В этом случае делопроизводителю придется самостоятельно определить форму предоставления этих сведений. Для этого можно воспользоваться предлагаемой памяткой.
Пример такого запроса.
Образец N 1. Запрос на предоставление архивных сведений
Директору ПАО "Тополек"
Иванову И.И.
От Орлова Игоря Ивановича,
проживающего по адресу:
413800, г. Балаково, ул. Ленина,
д. 55, кв. 14
тел. 8(905)327-56-59
Заявление
Прошу выдать архивную справку о начислении заработной платы за период работы в ОАО "Тополек" в должности инженера 1 категории за период с 01.02.2009 по 31.12.2009. Сведения необходимы для назначения пенсии.
10.12.2015 Орлов И.И. Орлов
-------
Памятка
по определению формы предоставляемых архивных сведений
наименование | Архивная копия | Архивная выписка | Архивная справка |
определение | дословно воспроизводящая текст или изображение архивного документа копия с указанием архивного шифра и номеров листов единицы хранения, заверенная в установленном порядке. | документ, составленный на бланке архива, дословно воспроизводящий часть текста архивного документа, относящуюся к определенным факту, событию, лицу, с указанием архивного шифра и номеров листов единицы хранения. | документ, составленный на бланке архива, имеющий юридическую силу и содержащий документную информацию о предмете запроса с указанием архивных шифров и номеров листов единиц хранения тех архивных документов, на основании которых он составлен |
Ссылка на нормативный акт | п. 173 "ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" (утв. Приказом Росстандарта от 17.10.2013 N 1185-ст) | п. 174 "ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" (утв. Приказом Росстандарта от 17.10.2013 N 1185-ст) | п. 172 "ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" (утв. Приказом Росстандарта от 17.10.2013 N 1185-ст) |
"Методические рекомендации по исполнению запросов социально-правового характера", утв. Росархивом | |||
"Основные Правила работы архивов организаций", одобренные решением Коллегии Росархива от 06.02.2002. | |||
Приказ Минкультуры России от 31.03.2015 N 526 "Об утверждении правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях" | |||
Когда и где применяется | Если документ-оригинал содержит ТОЛЬКО сведения о лице, на которое сделан запрос (например, приказ о приеме на работу 1 работника, приказ о награждении 1 работника). Или если документ-оригинал касается в целом организации без персонализации данных (например копия устава организации). | Если документ-оригинал содержит несколько разно- или одноплановых сведений о разных лицах (например приказ о переводе 10 работников, приказ о премировании работников цеха и т.д.), а сведения запрошены лишь по одному такому факту (или нескольким, но не всем). | На основе архивных данных (как правило, это несколько документов) требуется предоставить систематизированную информацию (например по заработной плате за разные периоды). |
2. Архивная копия
Архивную копию сделать проще всего: нужный документ копируется на ксероксе и заверяется.
Порядок изготовления: документ копируется целиком - с пометками, резолюциями, подписями и прочими реквизитами, то есть в точном соответствии с оригиналом хранящегося в архиве документа.
Порядок заверения: каждый лист архивной копии на обороте (даже если копия имеет двусторонний отпечаток) должен иметь проставленный архивный шифр и номер листа единицы хранения архивного документа. Все листы архивной копии скрепляются. Архивная копия заверяется круглой печатью (если таковая имеется)* и подписью руководителя организации.
* Напомним, что Федеральным законом от 06.04.2015 N 82-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ" внесены изменения в Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", в соответствии с которыми общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества вправе, но не обязаны иметь печать.
Приводить образец архивной копии в статье нет особого смысла, так как создание ксерокопии при современном развитии оргтехники не представляет труда, в отличие от времен, когда ксерокса не было, и все архивные копии делались вручную.
Кстати, и в настоящее время при отсутствии ксерокса использовать такой вариант составления копии не запрещено. Необходимо только помнить непреложное правило ее составления: полное копирование все реквизитов документа-оригинала. В том числе даже незначительных пометок.
3. Архивная выписка
Более сложным по сравнению с архивной копией является составление архивной выписки.
Отличительные особенности архивной выписки:
1) Уже составляется на официальном бланке организации, а не просто копируется на листах А4.
2) Содержание - усеченное. Приводится только часть текста оригинала архивного документа.
3) Приводимая в выписке часть документа должна быть точной (как при копировании), то есть слово в слово, и ограниченной - касаемо только запрашиваемых в запросе сведений. Предоставление большего объема информации, чем требуется, - ошибка.
Правила формирования архивной выписки:
- Начало документа: официальный бланк организации (как правило - логотип, название, реквизиты).
- Название архивного документа, его номер и дата (воспроизводятся полностью).
- Преамбула архивного документа (приводится не всегда, но, как правило, присутствует).
- Извлечение из архивного документа (точное).
- Начало и конец каждого извлечения, а также пропуски обозначаются многоточием в скобках.
- Если в тексте оригинала имелись помарки, пометки, неразборчиво написанные слова, исправления в приводимой части архивного документа - об этом указывается в архивной выписке: "Так в тексте оригинала", "Так в документе".
Порядок заверения:
- в конце выписки приводится архивный шифр и номер страницы (или нескольких листов) документов-оригиналов;
- выписка заверяется подписью руководителя организации или уполномоченного должностного лица и круглой печатью (если имеется).
В качестве примера архивной выписки приводим Образец N 2 (архивная выписка из приказа).
Образец N 2. Пример архивной выписки
Публичное акционерное общество
"Тополек"
413840, г. Балаково, ул. Верхний рынок, д. 5
Телефон (8455) 11-22-33; факс (8455) 44-55-66
Архивная выписка
Открытое акционерное общество
"Тополек"
(ОАО "Тополек")
Приказ
15 июля 2008 г | г. Саратов | N 4-к |
О переименовании отделов
В соответствии со структурной реорганизацией ОАО "Тополек", осуществляемой в соответствии с Планом реорганизации, утвержденным Приказом N 314-ОДС от 04.05.2008 г.
[...]
Приказываю:
1. Переименовать Отдел информационного обеспечения в Отдел информационных технологий с "01" октября 2008 года.
[...]
Основание:
Приказ N 314-ОДС от 04.05.2008 г.
Приказ N 401-ОДС от 01.07.2008 г. об утверждении штатного расписания
Штатное расписание ОАО "Тополек" с 01.10.2008 г.
Директор
ОАО "Тополек" | подпись | O.H. Смирнов |
Основание: ф. 262, оп. 7, д. 15, л. 112.
Верно:
Делопроизводитель Чункина И.В. Чункина
---------
10.12.2015
Печать
К сведению: архивную выписку заверяет должностное лицо, на которое распорядительным актом организации (приказом) возложены обязанности по оформлению архивных выписок, справок и архивных копий. Как правило, в тех организациях, где отсутствует отдел делопроизводства, эту функцию чаще всего возлагают на секретаря, секретаря-делопроизводителя.
4. Архивная справка
Пожалуй, это - самый распространенный вид предоставления архивных сведений. Однако именно он является наиболее сложным в исполнении. Архивная справка - не простое копирование документа-оригинала или его части, а предоставление сведений, содержащихся в этом документе в справочно-информационной форме.
Отличительные особенности:
- краткость документа,
- приводится только запрашиваемая информация со ссылкой на источник - архивный документ без приведения извлечений из оригинала,
- в одной архивной справке может предоставляться информация о разных периодах или разных событиях - в зависимости от текста запроса,
- недопустимы: подчистки, помарки, изменения, исправления, а также комментарии, какие-либо выводы исполнителя запроса по существу предоставляемой информации,
- в необходимых случаях допускается цитирование документа-оригинала.
Правила составления:
- На официальном бланке организации
- Указывается номер и дата архивной справки (регистрируется в журнале исходящих документов)
- Указывается номер и дата запроса, на который архивная справка был подготовлена
Текст справки формируется согласно хронологической последовательности событий с указанием видов архивных документов и их дат.
- Если имеются несовпадения данных в архивном документе и запросе (например, не совпадает точная дата рождения лица, сведения о котором запрашиваются), архивная справка составляется на основании архивного документа-оригинала (при условии, если совпадение всех остальных сведений не вызывает сомнений в тождественности лица или фактов, о которых говорится в архивных документах). Расхождения, несовпадения оговариваются в тексте архивной справки в скобках с указанием: "Так в документе", "Так в тексте оригинала".
Порядок заверения, подписания:
- После текста архивной справки приводятся архивные шифры и номера листов единиц хранения архивных документов. Допускается проставление этих сведений сразу после изложения каждого факта события (обычно такой метод используется при предоставлении в одной справке разноплановых сведений).
- Важно: архивная справка подписывается руководителем организации, заверяется круглой печатью (если имеется).
- Как на всяком исходящем документе проставляются сведения об исполнителе запроса и реквизитах связи с ним.
- Если архивная справка состоит из нескольких листов, они прошиваются, пронумеровываются, скрепляются круглой печатью (при наличии).
Практический пример того, как правильно составить архивную справку, приведен в Образце N 3)
Образец N 3. Пример архивной справки
Публичное акционерное общество "Тополек" (ПАО "Тополек) 413840, г. Балаково, ул. Верхний рынок, д. 5 Телефон (8455) 11-22-33; факс (8455) 44-55-66 | Орлову Игорю Ивановичу 413800, г. Балаково, ул. Ленина, д. 55, кв. 14 |
Архивная справка
21.12.2015 N 344
На N б/н от 10.12.2015
В соответствии с лицевыми счетами по зарплате работников ОАО "Тополек" за февраль-декабрь 2009 г. инженеру 1 категории Орлову Игорю Ивановичу начислено:
февраль 2009 г. - 12898,24 руб.;
март 2009 г. - 12898,24 руб.;
апрель 2009 г. - 13118,02 руб.;
май 2009 г. - 9444,24 руб.;
июнь 2009 г. - 12898,24 руб.;
июль 2009 г. - 12898,24 руб.;
август 2009 г. - 14698,32 руб.;
сентябрь 2009 г. - 12898,24 руб.;
октябрь 2009 г. - 12898,24 руб.;
ноябрь 2009 г. - 12898,24 руб.;
декабрь 2009 г. - 14531,78 руб.
Основание:
Ф. 587, оп. 9, д. 1, л. 144-223.
Директор | подпись | О.Н. Смирнов |
Печать
Исполнитель: Чункина И.В.
(8455) 11-22-33
5. Оформляем предоставление архивных сведений
Итак, ответ на запрос готов. Независимо от того, в каком виде он подготовлен (в виде архивной копии, архивной выписки или архивной справки), при его направлении адресанту (а теперь - адресату) необходимо составить сопроводительное письмо и зарегистрировать его в журнале исходящей корреспонденции по всем правилам делопроизводства (см. ГОСТ Р 6.30-2003 "Требования к оформлению документов"). Один экземпляр вместе с подготовленной архивной копией/выпиской или справкой направляется в адрес инициатора запроса, а второй экземпляр остается храниться в документах организации. Особых трудностей составление такого сопроводительного письма не вызывает. Тем не менее приводим пример данного документа (см. Образец N 4).
Образец N 4. Сопроводительное письмо
Публичное акционерное общество "Тополек" (ПАО "Тополек) 413840, г. Балаково, ул. Верхний рынок, д. 5 Телефон (8455) 11-22-33; факс (8455) 44-55-66 | Орлову Игорю Ивановичу 413800, г. Балаково, ул. Ленина, д 55 кв 14 |
21.12.2015 N 12-12/345
На N б/н от 10.12.2015
В соответствии с Вашим запросом б/н от 10.12.2015 г. направляем Вам архивную справку о начислениях заработной платы инженеру 1 категории Орлову Игорю Ивановичу за период февраль-декабрь 2009 г.
Приложение: архивная справка от 21.12.2015 N 344 на 1 л.
Директор
ПАО "Тополек" Смирнов O.H. Смирнов
----------
Исполнитель: Чункина И.В.
(8455) 11-22-33
Если же запрашиваемых сведений в организации нет или не сохранилось, вместо составления архивных копий/выписок или архивной справки и сопроводительного письма к ним составляется только один документ - ответ об отсутствии запрашиваемой информации. Он должен быть кратким, емким по содержанию, с сообщением причины, по которой сведения предоставить невозможно (архивные документы не сохранились). Ответ подписывается руководителем организации, регистрируется в обычном порядке как исходящая корреспонденция. Проставление печати на подобном документе не предусмотрено. Однако чаще всего это делают для подтверждения полномочий лица-подписанта (см. Образец N 5).
Образец N 5. Ответ об отсутствии запрашиваемых сведений
Публичное акционерное общество "Тополек" (ПАО "Тополек) 413840, г. Балаково, ул. Верхний рынок, д. 5 Телефон (8455) 11-22-33; факс (8455) 44-55-66 | Орлову Игорю Ивановичу 413800, г. Балаково, ул. Ленина, д. 55 кв. 14 |
21.12.2015 N 12-12/345
На N б/н от 10.12.2015
Об отсутствии запрашиваемых сведений
Сообщаем, что в архивных документах ПАО "Тополек" запрашиваемые сведения о заработной плате инженера 1 категории Орлова Игоря Ивановича за период февраль-декабрь 2009 г. не сохранились ввиду пожара в архиве организации в 2014 году.
Директор
ПАО "Тополек" Смирнов O.H. Смирнов
-----------
Исполнитель: Чункина И.В.
(8455) 11-22-33
6. Несколько важных процедурных вопросов
И напоследок не лишним будет выяснить ответы на пару актуальных вопросов, которые непременно возникнут при работе с архивом организации и подготовке ответов на запросы.
Вопрос 1: В какие сроки должны предоставляться архивные копии и выписки?
Ответ: В соответствии с "Правилами организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях", утв. Приказом Минкультуры России от 31.03.2015 N 526, ответ на поступивший в архив организации запрос предоставляется в течение 30 дней со дня его регистрации. С разрешения руководства организации этот срок может быть продлен не более чем на 30 дней с уведомлением об этом заявителя.
Вопрос 2: Если архивные сведения, например, о заработной плате бывшего работника запрашивает третье лицо, чей статус определить из запроса не удается, правомерно ли данные сведения предоставить?
Ответ: Архивные и актуальные сведения, содержащие персональные данные, равно как и иные сведения, имеющие ограниченный доступ в силу закона, организация обязана предоставить только самому владельцу сведений (например бывшему работнику), а также правоохранительным и некоторым иным органам (например прокуратуре, суду) по их официальным запросам в соответствии с полномочиями, предоставленными им законом. Иным третьим лицам возможно предоставление сведений открытого доступа (например данных об организации как о юридическом лице), либо сведений ограниченного доступа (например сведений, содержащих персональные данные) с согласия владельца данных.
В некоторых случаях законом или локальным актом организации установлены ограничения на предоставление определенных сведений третьим лицам. В связи с этим целесообразнее в целях исключения риска несанкционированного разглашения информации третьим лицам в организации утвердить регламент исполнения запросов, в соответствии с которым сам запрос будет проходить некую проверку правомерности его исполнения, а затем и ответ на запрос (включая и архивную выписку/справку/копию и сопроводительное письмо к ним) обязан будет быть согласован с соответствующими должностными лицами организации.
Выводы
- Самым простым документом, предоставляемым по запросу из архива, является архивная копия, самым сложным - архивная справка.
- Архивные копии, выписки и справки составляются только на основании документов-подлинников. Если оригинал документа не сохранился, но сохранились его копии, предоставлять ответ на запрос в каком бы то ни было виде (копии, выписки или справки) нельзя как на основании недостоверного, сомнительного источника информации.
- Предоставление ответа на запрос в виде копии, выписки или архивной справки должно быть только в объеме запроса и только в отношении конкретного лица.
- Если сведения, интересующие адресанта, в организации не сохранились, необходимо дать официальный ответ об отсутствии сведений (возможно, с указанием причины несохранности).
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Глава 14 Трудового кодекса РФ, Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Делопроизводство"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Регистрационное свидетельство ПИ N 7715415. Выдано Комитетом Российской Федерации по печати.