Обязан ли налогоплательщик представлять запрошенные налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки документы, если проведение проверки приостановлено?
О.П. Гришина,
редактор журнала "Налоговая проверка"
Журнал "Налоговая проверка", N 3, май-июнь 2016 г., с. 71-73.
Налоговым кодексом предусмотрено, что на период приостановления проведения выездной проверки приостанавливаются (абз. 9 п. 9 ст. 89 НК РФ):
- действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки;
- действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с названной проверкой.
ФНС и некоторые арбитры считают, что в налоговом законодательстве нет положений, освобождающих налогоплательщика от обязанности представления ранее запрошенных и не представленных к моменту приостановления проведения проверки документов (позиция 1). Однако есть судебный акт, в котором сказано, что непредставление документов в период приостановления проверки не является налоговым правонарушением (позиция 2).
Позиция 1. В Письме ФНС России от 07.08.2015 N ЕД-4-2/13892@ сказано следующее. Порядок продления срока представления документов по требованию налогового органа установлен в п. 3 ст. 93 НК РФ, согласно которому налогоплательщик, не имея возможности в указанный срок представить истребуемые документы, должен письменно уведомить об этом налоговый орган в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, с указанием причин и сроков, в течение которых организация может представить документы. Иного порядка продления срока представления документов по требованию налогового органа, помимо указанного в названной норме, Налоговым кодексом не предусмотрено. Следовательно, в период приостановления выездной налоговой проверки налогоплательщик обязан на основании требования о представлении документов (информации), полученного до момента приостановления проверки, направить документы (информацию) в тот налоговый орган, который указан в требовании.
Судебная практика. Разъяснения по поводу применения абз. 9 п. 9 ст. 89 НК РФ даны в п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57. По смыслу приведенной нормы в период приостановления выездной налоговой проверки не допускаются также получение объяснений налогоплательщика и допрос его сотрудников. В то же время налоговый орган не лишен права осуществлять действия вне территории (помещения) налогоплательщика, если они не связаны с истребованием у налогоплательщика документов. Кроме того, налогоплательщик обязан представить налоговому органу те документы, которые были запрошены до момента приостановления проверки.
Аналогичные выводы содержатся в постановлениях АС ВСО от 04.03.2015 N Ф02-523/2015 по делу N А19-11326/2014, АС МО от 10.11.2014 N Ф05-12543/2014 по делу N А40-19592/14.
Позиция 2. Арбитры АС СЗО считают, что если 10-дневный срок представления истребованных документов (п. 3 ст. 93 НК РФ) истекает в период приостановления проведения проверки, непредставление указанных документов в период приостановления проверки не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 126 НК РФ (Постановление от 18.03.2015 N Ф07-635/2015 по делу N А44-2155/2014).
1 мая 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"