Гражданином, ведущим личное подсобное хозяйство, был получен кредит. Имеет ли право банк производить удержания из компенсаций процентной ставки по кредиту (возмещение части затрат на уплату процентов), предоставляемой гражданину в рамках постановления Правительства РФ от 02.02.2006 N 64, по исполнительным документам службы судебных приставов? Отнесена ли данная выплата к доходам, на которые не может быть обращено взыскание на основании п. 6 части 1 ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Бюджетные денежные средства, полученные гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, не относятся к доходам, на которые не может быть обращено взыскание на основании п. 6 ч. 1 ст. 101 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Обоснование вывода:
Взыскание на денежные средства физических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, а также на остаток электронных денежных средств может быть обращено только на основании исполнительных документов в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 27 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности").
Исполнение банками и иными кредитными организациями требований, содержащихся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) и иными федеральными законами (ст. 7 Закона N 229-ФЗ)*(1).
В силу ч. 5 ст. 70 Закона N 229-ФЗ банк или иная кредитная организация, обслуживающие счета должника, исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств незамедлительно, о чем в течение трех дней со дня их исполнения информируют взыскателя или судебного пристава-исполнителя.
Не исполнить исполнительный документ или постановление судебного пристава-исполнителя полностью банк или иная кредитная организация может в случае отсутствия на счетах должника денежных средств либо в случае, когда на денежные средства, находящиеся на указанных счетах, наложен арест или когда в порядке, установленном законом, приостановлены операции с денежными средствами*(2), либо в иных случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 8 ст. 70 Закона N 229-ФЗ).
К таким случаям, в частности, относятся случаи невозможности обращения взыскания на определенные виды доходов (ч. 1 ст. 101 Закона N 229-ФЗ), обладающих иммунитетом и в отношении которых правовая возможность реализации такой меры принудительного исполнения, как обращение взыскания, исключена. К числу таких доходов в силу п. 6 ч. 1 ст. 101 Закона N 229-ФЗ отнесены ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством РФ отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое).
По смыслу п. 6 ч. 1 ст. 101 Закона N 229-ФЗ указанные выплаты являются мерами социальной поддержки определенных категорий граждан, нуждающихся в такой поддержке, и имеют компенсационный или целевой характер (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 15 ноября 2013 г. по делу N 33-3744/2013, апелляционное определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 2 июля 2014 г. по делу N 33-8547/2014, апелляционное определение СК по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 8 мая 2015 г. по делу N 33-2848/2015).
Между тем бюджетные денежные средства, выплата которых предусмотрена постановлением Правительства РФ от 2 февраля 2006 г. N 64 на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, предоставляются (фермерским) хозяйствам, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственным потребительским кооперативам в качестве меры государственной поддержки в сфере агропромышленного комплекса. В связи с этим указанные денежные средства не относятся к доходам, на которые не может быть обращено взыскание на основании п. 6 ч. 1 ст. 101 Закона N 229-ФЗ.
К сведению:
Согласно ст. 6 Закона N 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации; в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные Законом N 229-ФЗ; невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ неисполнение банком или иной кредитной организацией содержащегося в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника влечет наложение административного штрафа на банк или иную кредитную организацию в размере половины от денежной суммы, подлежащей взысканию с должника, но не более одного миллиона рублей.
Особенности привлечения банка или иной кредитной организации к ответственности за неисполнение исполнительного документа содержатся в ст. 114 Закона N 229-ФЗ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий
Ответ прошел контроль качества
18 мая 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Банки при исполнении исполнительных документов руководствуются, помимо положений Закона N 229-ФЗ, Положением Центрального банка РФ от 10 апреля 2006 г. N 285-П "О порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателями".
*(2) Смотрите, например, статью 76 Налогового Кодекса РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.