Законодательная регламентация государственного содействия гражданам, ищущим работу
В.И. Власов,
специалист Федерации независимых профсоюзов России
О.М. Крапивин,
руководитель группы Научного центра профсоюзов,
кандидат экономических наук
Журнал "Гражданин и право", N 4, апрель 2016 г.
В общем виде содержание деятельности органов Государственной службы занятости населения по содействию гражданам и трудоустройстве продекларировано ст. 12 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-I).
1) Гражданам Российской Федерации гарантируются: свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда; защита от безработицы; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; информирование о положении на рынке труда.
2) Безработным гражданам гарантируются: социальная поддержка; осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости; бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования.
Обратим внимание на то обстоятельство, что приведенные в ст. 12 гарантии подразделяются на две группы. Гарантии, приведенные в п. 1, распространяются на всех дееспособных граждан, в том числе и тех, которые зарегистрированы в органах службы занятости в установленном порядке в качестве безработных. Что же касается, гарантий приведенных в п. 2, то они распространяются только на граждан, признанных в установленном порядке безработными.
Как следует из текста ст. 12, приведенные в нем гарантии государства в реализации права граждан на труд изложены в общем виде, лишь продекларированы. Эти гарантии наполняются содержанием в других статьях Закона, иных нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти. Обратимся к этим статьям и актам.
1. Право граждан на выбор места работы
Это право граждан декларируется в ст. 8 "Право граждан на выбор места работы" Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-I.
1) Граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения.
2) Решение о приеме на работу оформляется путем заключения трудового договора между работодателем и лицом, принимаемым на работу.
Порядок и условия заключения трудовых договоров при трудоустройстве регулируются законодательством Российской Федерации о труде.
Как следует из текста ст. 8, в ней декларируется право граждан по их усмотрению выбрать один из трех способов трудоустройства.
Во-первых, путем прямого, т.е. минуя каких-либо посредников, личного обращения к работодателю с предложением о своем трудоустройстве. При достижении согласия между работодателем и его будущим работником об условиях найма на работу, они заключают трудовой договор согласно п. 2 ст. 8.
Во-вторых, путем прямого обращения в орган государственной службы занятости населения с просьбой оказать обратившемуся в него гражданину содействие в трудоустройстве, т.е. стать посредником между ним и его будущим работодателем, которого ему подберет данный орган. В том случае, если гражданин и предложенный ему органом службы занятости работодатель придут к соглашению об условиях найма на работу, между ними заключается трудовой договор согласно упомянутой выше статье 8.
В-третьих, путем обращения в какую-либо негосударственную организацию по содействию населению в трудоустройстве. В связи с изложенным отметим, что в России функционируют множество негосударственных организаций занятости. Это межпрофессиональные организации, которые работают со всеми категориями граждан. Существуют и такие, которые оказывают посреднические услуги для определенных категорий граждан (молодежь, женщины, театральные деятели и пр.). Некоторые из них имеют разветвленную сеть отделений в регионах страны.
Все граждане, независимо от того, каким из этих трех путей они вступили в переговоры о найме на работу с работодателями, обладают равными, продекларированными законодательством правами при заключении трудовых договоров. Обратимся к этим правам.
2. Гарантии гражданам при выборе места работы путем прямого обращения к работодателю
В ст. 64 ТК РФ провозглашаются гарантии гражданам, обратившимся к работодателю с предложением о трудоустройстве.
Предоставляемые им гарантии основаны:
1) На положениях ст. 19 и 37 Конституции РФ:
а) Все равны перед законом и судом.
б) Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
в) Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (ст. 19 Конституции РФ).
г) Труд свободен. Каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ).
2) На положениях ст. 3 ТК РФ.
В этой статье конкретизируются применительно к трудовым отношениям положения ст. 19 Конституции РФ: никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (ч. 1 и 2 ст. 3 ТК РФ).
Как следует из приведенного текста, работник может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества по отношению к другим работникам только в зависимости от обстоятельств, связанных с его деловыми качествами. В свою очередь, предоставление работнику преимуществ по обстоятельствам, связанным с его деловыми качествами, по отношению к другим работникам не является дискриминацией последних.
Частью 3 ст. 3 ТК РФ установлено, что не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим кодексом или в случаях и порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.
Итак, согласно ст. 3 ТК РФ, не являются дискриминацией:
- ограничение в трудовых правах и свободах или предоставление преимуществ в зависимости от обстоятельств, связанных с деловыми качествами работника. Например, расторжение трудового договора с работником согласно п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с его несоответствием занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;
- установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом.
К таким ограничениям относятся, например, те, которые предусмотрены в отношении граждан, поступающих на государственную гражданскую службу. Согласно Федеральному закону от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"*(1), не могут быть приняты и находиться на государственной гражданской службе, в частности, граждане в случае:
- наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению;
- близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
- выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
- непредставления установленных настоящим законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
- установления различий, исключений, предпочтений, а также ограничения прав работников, которые обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Здесь речь идет в первую очередь об инвалидах;
- установления различий, исключений, предпочтений, а также ограничения прав работников в целях решения указанных в ст. 3 ТК РФ задач внутренней и внешней политики государства.
Обратимся к ст. 64 ТК РФ, которой установлены гарантии гражданам при заключении трудового договора. Эти гарантии призваны защитить права и свободы гражданина при обращении к работодателю по поводу своего трудоустройства от дискриминации по мотивам, приведенным в ст. 3 ТК РФ и повторенной в несколько иной редакции в ст. 64.
Установленные статьей 64 ТК РФ гарантии декларируются в виде запрета работодателю отказывать гражданам в трудоустройстве по указанным в ней мотивам. Согласно указанной статье, запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.
Какое бы то ни было - прямое или косвенное - ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или к каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества установлены федеральным законом.
Отметим, что, согласно ст. 252 ТК РФ, особенности регулирования труда, влекущие за собой снижение уровня гарантий работникам, ограничение их прав могут устанавливаться исключительно настоящим кодексом либо в случаях и порядке, им предусмотренных.
Примером такого снижения уровня гарантий работникам, ограничения их прав могут служить нормы главы 50.1 ТК РФ.
По поводу рассмотрения в судах споров в связи с отказом в приеме на работу Верховный Суд РФ разъяснил (постановление от 17 марта 2004 г. N 2), что прямое или косвенное ограничение прав, а также установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора может, во-первых, иметь место, если это связано с деловыми качествами работников и, во-вторых, если это предусмотрено федеральным законом.
По поводу случаев отказа в заключении трудового договора с гражданином РФ по мотивам отсутствия у него регистрации по месту жительства, пребывания или по месту нахождения работодателя Верховный Суд РФ разъяснил, что такой отказ является незаконным.
Особое внимание в разъяснении Верховного Суда РФ уделено определению прав и обязанностей работодателя при найме граждан на работу:
- в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности;
- в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ст. 8 Конституции РФ);
- каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ).
Право частной собственности охраняется законом.
Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 1 и 2 ст. 35 Конституции РФ). Работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ, иными федеральными законами (абз. 2 ч. 1 ст. 22 ТК РФ).
Верховный Суд РФ определил, что, исходя из содержания указанных статей Конституции РФ и ТК РФ, работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала). Заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя. ТК РФ не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения.
В связи с этим Верховный Суд РФ разъяснил судам, что при рассмотрении споров, связанных с отказом в приеме на работу, в целях оптимального согласования интересов работодателя и лица, желающего заключить трудовой договор, необходимо проверить, делалось ли работодателем предложение об имеющихся у него вакансиях. Например, сообщение о вакансиях передано в органы службы занятости, помещено в газете, объявлено по радио, оглашено во время выступлений перед выпускниками учебных заведений, размещено на доске объявлений. Необходимо проверить также, велись ли переговоры о приеме на работу с данным лицом и по каким основаниям ему было отказано в заключении трудового договора.
Из разъяснения Верховного Суда РФ следует, во-первых, что распространение или нераспространение работодателем информации об имеющихся у него вакансиях является обстоятельством, учитываемым судом при рассмотрении дел данной категории. Распространение работодателем в той или иной форме информации о вакансиях свидетельствует о том, что вакансии есть и работодатель готов их заполнить уже сегодня.
Распространяя такую информацию, адресованную определенному кругу граждан, работодатель тем самым возлагает на себя обязанность вступать в переговоры о заключении трудового договора с гражданами, обладающими соответствующими профессиональными данными. Он должен делать это до тех пор, пока вакансии не будут замещены или не закрыты иным способом. Например, путем ликвидации вакантных должностей и рабочих мест. Поэтому в интересах работодателя в объявлениях об имеющихся вакансиях ограничивать срок поступления предложений от заинтересованных лиц.
В целом, основываясь на разъяснении Верховного Суда РФ, можно сделать следующий вывод. Поскольку ТК РФ не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности и работы немедленно по мере их возникновения, работодатель не обязан вступать в переговоры о заключении трудового договора с лицом, ищущим работу, если он не делал публичных сообщений об имеющихся у него вакансиях.
Во-вторых, Верховный Суд РФ также разъяснил, что при рассмотрении споров, связанных с отказом в приеме на работу, судам необходимо проверить, велись ли работодателем с заинтересованным лицом переговоры о приеме на работу и по каким основаниям ему было отказано в заключении трудового договора. При этом необходимо учитывать, что запрещается отказывать в заключении трудового договора по обстоятельствам, носящим дискриминационный характер, в том числе женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей (ч. 3 ст. 64 ТК РФ); работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы (ч. 4 ст. 64 ТК РФ).
Верховный Суд РФ обратил внимание судов на тот факт, что действующее законодательство содержит лишь примерный перечень причин, по которым работодатель не вправе отказать в приеме на работу лицу, ищущему работу. Отсюда следует, что вопрос о том, имела ли место дискриминация при отказе в заключении трудового договора, решается судом при рассмотрении конкретного дела.
Если же судом будет установлено, что работодатель отказал в приеме на работу по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами данного работника, то такой отказ является обоснованным. Верховный Суд РФ разъяснил, что под деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли).
Отнесение Верховным Судом РФ личностных качеств лица, ищущего работу, к его деловым качествам имеет для работодателя принципиально важное значение. Именно личностные качества лица, ищущего работу, которые проявляются уже при первых контактах с ним, часто имеют первостепенное значение при решении вопроса, заключать или не заключать с ним трудовой договор. Важно также отметить, что приведенный в данном разъяснении Верховным Судом РФ перечень признаков деловых качеств лица, ищущего работу, не является окончательным.
Верховный Суд РФ обратил внимание судов на то обстоятельство, что работодатель должен предъявить к претенденту на вакантную должность или работу требования, обязательные для заключения трудового договора в силу прямого предписания федерального закона. Работодатель также вправе предъявить к указанному лицу требования, которые необходимы в дополнение к типовым или типичным профессионально-квалификационным требованиям в силу специфики той или иной работы (например, владение одним или несколькими иностранными языками, способность работать на компьютере).
3. Право граждан на консультацию, профессиональную ориентацию, содействие в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, психологическую поддержку, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, получение информации в органах службы занятости
Указанное продекларировано статьей 9 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-I. Согласно п. 1 данной статьи, граждане имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования. Органы службы занятости обеспечивают возможность получения гражданами указанных услуг в электронной форме в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.
Имеется в виду, что в результате получения указанных услуг гражданин должен:
- знать, в каких конкретно формах орган службы занятости может оказать ему содействие в поиске и получении работы, иного занятия, дающих ему достойный заработок, трудовой доход;
- получить способность реально оценить свои возможности на рынке труда и на этой основе осознанно выбрать род деятельности (работу по найму или индивидуальное предпринимательство), профессию, специальность, место работы.
Эти услуги оказывались гражданам центрами занятости населения в порядке, установленном "Административным регламентом предоставления государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения", утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации приказом от 1 ноября 2007 г. N 680*(2).
Данным Административным регламентом определялись содержание и последовательность действий работников центров занятости населения при профессиональной ориентации граждан.
В п. 2 ст. 9 речь идет только о гражданах, признанных в установленном порядке безработными. Эти граждане имеют право на предоставление им услуг в соответствии с п. 1 комментируемой статьи. Кроме того, они имеют право на бесплатное получение услуг по содействию в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, в психологической поддержке, профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании.
Остановимся на услугах, предоставляемых гражданам, более подробно.
1) Услуга по психологической поддержке до недавнего времени оказывалась безработным гражданам в порядке, установленном "Административным регламентом предоставления государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан", утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 27 ноября 2007 г. N 726*(3).
2) Согласно ст. 22.1 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-I:
а) Органы службы занятости содействуют безработным гражданам в переезде в другую местность для временного трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности). При переезде в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости оказывается финансовая поддержка, включающая:
- оплату стоимости проезда к месту работы и обратно, за исключением случаев, когда переезд работника осуществляется за счет средств работодателя;
- суточные расходы за время следования к месту работы и обратно;
- оплату найма жилого помещения, за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику жилое помещение.
б) Органы службы занятости содействуют безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность на новое место жительства для трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности). При этом оказывается финансовая поддержка, включающая:
- оплату стоимости проезда и провоза имущества безработного гражданина и членов его семьи к новому месту жительства;
- суточные расходы за время следования к новому месту жительства;
- единовременное пособие, размер которого устанавливается в зависимости от территории переселения.
Отметим, что размер финансовой поддержки, порядок и условия ее предоставления безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
3) Состав безработных граждан и условия направления их органами службы занятости на профессиональное обучение регламентируются статьей 23 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-I.
Указанные виды обучения могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если:
- гражданин не имеет квалификации;
- невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой квалификации;
- необходимо изменить профессию (род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющейся у гражданина квалификации;
- гражданином утрачена способность к выполнению работы по имеющейся квалификации.
Право на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование предоставлено также женщинам в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также незанятым гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность, которым в соответствии с законодательством РФ назначена страховая пенсия по старости.
Порядок и условия направления органами службы занятости для прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Этим гражданам, направленным органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования в другую местность, оказывается финансовая поддержка, включающая:
- оплату стоимости проезда к месту обучения и обратно;
- суточные расходы за время следования к месту обучения и обратно;
- оплату найма жилого помещения на время обучения.
Порядок предоставления указанной финансовой поддержки, а также ее размер устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ.
Право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование имеют признанные в установленном порядке безработными:
- инвалиды;
- родители, усыновители, опекуны (попечители), воспитывающие детей-инвалидов;
- граждане по истечении шестимесячного периода безработицы;
- граждане, уволенные с военной службы;
- жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы;
- выпускники общеобразовательных организаций;
- граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации;
- граждане, прошедшие военную службу по призыву, в течение трех лет после увольнения с военной службы.
Минздравсоцразвития России приказом от 25 августа 2011 г. N 976н*(4) утвердило "Административный регламент предоставления государственной услуги по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан", определяющий сроки и последовательность действий (административных процедур) сотрудников службы занятости при осуществлении полномочий по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан.
Минтруд России и Минобразования России постановлением от 13 января 2000 г. N 3/1 утвердили Положение об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения*(5).
4. Порядок и условия регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан
Согласно п. 1 ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-I, Правительством РФ принято постановление от 7 сентября 2012 г. N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы"*(6), которое утвердило:
1) Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы;
2) Правила регистрации безработных граждан;
3) Требования к подбору подходящей работы.
Органы службы занятости оказывают гражданам, ищущим работу, содействие в трудоустройстве на подходящую работу. Оказывать гражданам содействие на неподходящую работу органы службы занятости не вправе. Общая характеристика подходящей и неподходящей для граждан работы приводится в ст. 4 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-I.
Как следует из текста п. 1 ст. 4, к подходящей относится такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
Как видим, здесь имеют место четыре условия подходящей работы. Остановимся на каждом из них.
Первое условие - профессиональная пригодность гражданина.
Она определяется уровнем квалификации. Служба занятости, подбирая гражданам подходящую работу, учитывает квалификационные требования, которые предъявляются работодателями к работникам.
Централизованно квалификационные требования к работникам устанавливаются с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, профессиональных стандартов (ст. 195.1 ТК РФ).
Второе условие - учет условий последнего места работы.
Согласно п. 1 ст. 4 подходящей считается в том числе такая работа, которая соответствует условиям последнего места работы. Эти условия весьма многообразны и разнообразны. Однако в тексте указанного пункта не сказано, о каких конкретных условиях прежней работы идет речь: условиях труда, его оплате, рабочем времени, времени отдыха, трудовом распорядке и т.д. Все условия предыдущей и предлагаемой гражданину работы учесть и сопоставить практически невозможно, да в этом и нет необходимости. Учесть и сопоставить можно те условия, которые в обязательном порядке отражаются в трудовом договоре работника с работодателем согласно ст. 57 ТК РФ.
Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:
- место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;
- трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессий, специальностью с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, установленном Правительством РФ или соответствующим положениям профессиональных стандартов;
- дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного договора в соответствии с ТК РФ или иным федеральным законом;
- оплата труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
- режим рабочего времени и времени отдыха (если он для данного работника отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);
- гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;
- условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижный, разъездной, в пути, другой характер работы);
- условия труда на рабочем месте;
- обязательное социальное страхование работника в соответствии с настоящим кодексом и иными федеральными законами;
- другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (например, условия о неразглашении охраняемой законом тайны - государственной, служебной, коммерческой и иной).
Третье условие - состояние здоровья гражданина.
Служба занятости должна с учетом этого требования вести поиск вакансий. При этом принимаются во внимание условия труда на предполагаемом рабочем месте, возраст гражданина, его физические недостатки, имеющиеся хронические заболевания, а также предрасположенность к определенным видам заболеваний.
Некоторые работники, к примеру имеющие специальность химика, не могут трудиться на всех предприятиях химической промышленности из-за того, что некоторые вещества для отдельных лиц являются аллергенами, провоцируют кожные заболевания или заболевания органов дыхания. В таких случаях работнику нужно иметь медицинское заключение. Для инвалидов подходящей может считаться только та работа, которая соответствует рекомендациям медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК).
Четвертое условие - транспортная доступность рабочего места.
Согласно п. 1 ст. 4 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-I, подходящей считается в том числе работа, которая обеспечивается транспортной доступностью для данного работника.
Постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы"*(7) утверждены в том числе Требования к подбору подходящей работы.
Согласно п. 5 Требований, при подборе подходящей работы транспортная доступность рабочего места определяется с учетом максимальной удаленности подходящей работы от места жительства зарегистрированных граждан и безработных граждан.
Как видим, в п. 5 речь идет не только о безработных гражданах, но и о зарегистрированных в службах занятости гражданах. Согласно п. 3 Правил регистрации безработных граждан, к зарегистрированным гражданам относятся те, которые зарегистрированы в целях поиска подходящей работы в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы.
Согласно п. 10 Требований, при подборе зарегистрированным гражданам и безработным гражданам подходящей работы не допускается направление на рабочие места без учета развития сети общественного транспорта, обеспечивающей транспортную доступность рабочего места.
Служба занятости учитывает как протяженность маршрутов различного вида общественного транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, метро, электричка и др.), так и места пересадок с одного вида транспорта на другой, с тем чтобы время в пути от дома до работы было минимальным. При определении максимальной удаленности подходящей работы от места жительства гражданина следует использовать не только критерий транспортной доступности рабочего места, но и критерий личного и семейного положения граждан, предусмотрев для инвалидов, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста, лиц предпенсионного возраста и других льготных категорий граждан меньшую максимальную удаленность подходящей работы от их места жительства, чем это предусмотрено для других категорий граждан.
Обратимся к тексту п. 3 ст. 4 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-I.
Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - трудовое законодательство), считается подходящей для граждан:
- впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих квалификации; уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ; прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законодательством РФ порядке; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;
- отказавшихся пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;
- состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;
- обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.
Несколько неожиданным в тексте п. 3 выглядит такой критерий подходящей работы, как ее соответствие требованиям трудового законодательства. Дело в том, что работники учреждения службы занятости не в состоянии в каждом отдельном случае определять, соблюдает ли работодатель, к которому направляется для трудоустройства безработный, требования трудового законодательства. Поэтому, по нашему мнению, такой критерий подходящей работы носит во многом формальный характер.
В п. 4 указанной выше статьи декларируется, что подходящей не может считаться работа, если она связана с переменой места жительства без согласия гражданина. По нашему мнению, в контексте комментируемой статьи такая норма излишня. Согласно п. 2 упомянутой статьи, максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности. То есть подходящей считается работа, предоставляемая в данной местности (при условии, если она отвечает критериям подходящей работы, приведенным в п. 1 или 3 указанной статьи).
Согласно п. 4, подходящей не может считаться работа, если условия труда в организации (у работодателя - индивидуального предпринимателя), в которую предполагается трудоустроить безработного гражданина, не соответствуют правилам и нормам по охране труда. Учитывая, что вопросы охраны здоровья будущего работника имеют принципиально важное значение при подборе работы, остановимся на них подробнее.
5. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
Согласно ст. 212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить выполнение многообразных обязанностей, возложенных на него данной статьей.
Обратим внимание читателей также на то обстоятельство, что в ст. 212 обязанности работодателя в области охраны труда его работников изложены в самом общем виде, лишь продекларированы. Они конкретизируются в соответствующих статьях ТК РФ, других законодательных и иных нормативных правовых актах. Затем, уже на основе этих актов, - в локальных нормативных актах, различного рода правилах, инструкциях по охране труда предприятий и организаций.
Пунктом 4 ст. 4 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-I установлено общее правило, согласно которому подходящей не может считаться работа, если предлагаемый при трудоустройстве гражданину заработок ниже его среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы.
Из этого общего правила сделано исключение для граждан, среднемесячный заработок которых за последние три месяца по последнему месту работы превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.
В таких случаях подходящей не может считаться работа, если предлагаемый при трудоустройстве безработному гражданину заработок ниже указанного прожиточного минимума. Говоря другими словами, подходящей для этого гражданина работа будет в том случае, если предлагаемый заработок равен или больше прожиточного минимума.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Российская газета. 2004. 31 июля.
*(2) Утратил силу в связи с изданием приказа Минтруда России от 17 декабря 2015 г. N 1031н // Российская газета. 2016. 3 февраля.
*(3) Утратил силу в связи с изданием приказа Минтруда России от 17 декабря 2015 г. N 1031н.
*(4) Утратил силу в связи с изданием приказа Минтруда России от 17 декабря 2015 г. N 1031н.
*(5) См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной. 2000. N 11.
*(6) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 38. Ст. 5103.
*(7) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 38. Ст. 5103.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Власов В.И., Крапивин О.М. Законодательная регламентация государственного содействия гражданам, ищущим работу
В.И. Власов - специалист Федерации независимых профсоюзов России
О.М. Крапивин - руководитель группы Научного центра профсоюзов, кандидат экономических наук
В статье комментируются положения Трудового кодекса РФ, а также Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации" по государственному содействию гражданам, ищущим работу, в поиске подходящей работы и трудоустройстве
Подробно прокомментировано Постановление Правительства РФ по вопросам регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы
Законодательная регламентация государственного содействия гражданам, ищущим работу
Авторы
В.И. Власов - специалист Федерации независимых профсоюзов России
О.М. Крапивин - руководитель группы Научного центра профсоюзов, кандидат экономических наук
Журнал "Гражданин и право", 2016, N 4