О настоящем и будущем "акцизного" налогообложения
Л.А. Козырева,
эксперт журнала
"Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2016 г., с. 61-68.
Данный вид косвенного налогообложения по праву считается не только одним из самых непростых для бухгалтера, но и весьма обременительным для организаций - производителей подакцизной продукции. Поэтому не удивительно, что чиновникам приходится отвечать на запросы, в которых выдвигаются самые различные идеи по изменению действующего порядка "акцизного" налогообложения. В статье рассмотрим часть наиболее интересных предложений и ответы чиновников.
Каково налоговое будущее алкогольной продукции?
Достаточно подробно на этот счет высказалось финансовое ведомство в Письме от 13.04.2016 N 03-07-06/20974. Оно напомнило о существовании Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения на период до 2020 года*(1). Документом определены приоритетные задачи по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации, в том числе применение ценовых и налоговых мер с целью снижения доступности алкогольной продукции для населения, особенно для молодежи.
Нужно помнить, что налоговая политика в части установления ставок акцизов на алкоголь определяется исходя из необходимости решения комплекса задач, таких как формирование доходной базы федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, ограничение потребления алкогольной продукции, воздействие на структуру потребления в пользу слабоалкогольной продукции. Поэтому индексация ставок акцизов на алкогольную продукцию велась опережающими темпами по сравнению с уровнем инфляции, а также по сравнению с иными подакцизными товарами.
Но гнаться за увеличением акцизов нельзя. Высокие темпы роста ставок акцизов на алкогольную продукцию создают экономически выгодные условия для увеличения ее нелегального оборота, в том числе в связи с различиями в уровне ставок акцизов, действующих в государствах - членах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В целях стабилизации ситуации на алкогольном рынке и гармонизации ставок акцизов в государствах - членах ЕАЭС ставки акцизов на алкогольную продукцию на 2016 и 2017 годы сохранены в размерах, установленных в отношении данной продукции на 2015 год*(2).
Будут ли платить акциз розничные торговцы алкоголем?
Ответ на этот вопрос прозвучал в Письме Минфина РФ от 04.05.2016 N 03-07-06/25826. В настоящее время акцизы на алкогольную продукцию уплачивают в бюджет производители такой продукции авансом до закупки этилового спирта, исходя из объема закупаемого спирта и ставки акциза на алкогольную продукцию, которая будет в дальнейшем производиться из приобретенного спирта. От обязанности вносить в бюджет аванс можно освободиться, если предоставить в налоговый орган банковскую гарантию, содержащую обязательство кредитной организации уплатить акциз за налогоплательщика в случае неуплаты им в срок акциза по произведенной и реализованной алкогольной продукции.
Введение такого порядка с 2011 года позволило существенно повысить собираемость акцизов на задекларированную в налоговых органах алкогольную продукцию. Изменение указанного порядка, в том числе путем переноса обязанности по уплате акцизов на алкоголь на организации розничной торговли, может привести к потерям доходов бюджета, поскольку реализация алкогольной продукции в оптовом звене будет осуществляться без акциза. С этим нельзя не согласиться, так как не вся алкогольная продукция доходит до розничных продавцов, которых предлагается сделать плательщиками акциза. Немалая часть отечественной алкогольной продукции идет на экспорт по оптовым каналам, и в розницу она выпускается уже за границей. Поэтому, чтобы охватить "акцизным" налогообложением все операции, придется включать в число плательщиков и оптовых продавцов алкогольной продукции. Все это только усложнит акцизное налогообложение, к тому же такой порядок уже использовался в отношении операций с другими подакцизными товарами и себя не оправдал, о чем скажем позже.
Каково налоговое будущее табачной продукции?
На табачную продукцию тоже есть сдерживающие механизмы. Причем государственное регулирование цен на нее действующим законодательством не предусмотрено. Рыночные цены на табачную продукцию зависят от соотношения спроса и предложения, количества перепродавцов и размера их торгово-сбытовых надбавок, наличия (или отсутствия) конкуренции между производителями. При этом не последнюю роль играет налоговая политика в части ставок акцизов на табачную продукцию.
Она определяется планом мероприятий*(3) по реализации Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака в 2010-2015 годах, а также Законом об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака*(4). Им установлено, что в целях сокращения спроса на табачные изделия осуществляются меры по увеличению акцизов на табачную продукцию в соответствии с налоговым законодательством, а также могут осуществляться иные меры государственного воздействия на уровень цен указанной продукции. То есть финансисты фактически не исключают рост ставок акцизов на табачную продукцию, что на самом деле уже имеет место на протяжении последних лет.
От редакции. С 2010 по 2015 год минимальная ставка акциза на сигареты с фильтром увеличена более чем в 5 раз, специфическая ставка - в 4 раза, а адвалорная ставка - на 4,5%. С 2012 года установлены единые ставки акциза на сигареты без фильтра и на сигареты с фильтром. Также Федеральным законом от 23.11.2015 N 323-ФЗ предусмотрено повышение в 2016 году специфической составляющей ставки акциза на сигареты и папиросы на 30%, а адвалорной составляющей - на 1 процентный пункт по сравнению с уровнем 2015 года. То есть согласно названному закону ставка акциза на сигареты и папиросы в 2016 году составляет 1 250 руб. за 1 000 шт. + 12% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1 680 руб. за 1 000 шт.*(5)
Причем ситуации с табачной и с алкогольной продукцией схожи, на что обращается внимание в Письме Минфина РФ от 13.04.2016 N 03-07-06/21155. В целях сокращения потребления табачной продукции индексация ставок акцизов на данные товары осуществлялась в последние годы опережающими темпами по сравнению с уровнем инфляции, а также по сравнению с другими подакцизными товарами. Дальнейший рост "табачных" акцизов будет угрозой создания экономически выгодных условий для ее нелегального оборота, в том числе в связи с различиями в уровне ставок акцизов, действующих в государствах - членах Евразийского экономического союза.
В настоящее время в отношении таких видов табачных изделий, как сигареты и папиросы, установлены комбинированные налоговые ставки акцизов. Они включают специфическую и адвалорную составляющие. Специфическая составляющая ставки акциза определяется в твердой сумме - в рублях за 1 тыс. реализованных или переданных сигарет (папирос). Адвалорная составляющая устанавливается в процентах к максимальной розничной цене реализованных или переданных табачных изделий.
В результате розничная цена является необходимым элементом ставки налога, участвующим в расчете суммы акцизов на табачные изделия. Так устраняется одна из главных проблем комбинированной системы взимания акцизов на табачные изделия - занижение налогоплательщиками отпускных цен с помощью механизма трансфертного ценообразования. В связи с этим отказ от установления розничных цен на табачную продукцию нецелесообразен (Письмо Минфина РФ от 14.12.2015 N 03-07-06/72926).
Как увеличится налоговое бремя на бензин и дизельное топливо?
Многие из нас являются автолюбителями и наверняка знают о том, что ставки акциза на эти товары, как и на другие, влияют на отпускную цену конечным покупателям. Также нужно иметь в виду, что уровень рыночных цен на автомобильный бензин зависит не только от размера налогов, включаемых в цену автомобильного бензина, но и от спроса и предложения, количества перепродавцов и размера их торгово-сбытовых надбавок, соотношения внутренних цен с мировыми.
Акцизы устанавливаются в твердой сумме в рублях за одну тонну бензина. Их ежегодная индексация обусловлена необходимостью увеличения расходов на финансирование дорожного хозяйства и наличием инфляционных процессов в экономике. В условиях низких цен на нефть повышение акцизов позволит компенсировать выпадение доходов бюджета. Изменение ставок акцизов не должно привести к росту цен на бензин темпами, превышающими темпы прироста индекса потребительских цен. Так "успокаивает" налогоплательщиков Минфин в Письме от 13.04.2016 N 03-07-06/21225.
Между тем с 1 апреля 2016 года Федеральным законом от 29.02.2016 N 34-ФЗ повышены ставки акциза на бензин класса 5 примерно на 35%, а на бензин более низкого класса - почти на 25%. В таблице проведем сравнительный анализ повышения ставки акциза и сумму акциза на бензин и дизельное топливо в абсолютном выражении.
Наименование показателя | Бензин, руб. | Дизельное топливо, руб. | |
Класса 5 | Иного класса | ||
До 1 апреля 2016 года | |||
Ставки акциза, руб./т | 7 530 | 10 500 | 4 150 |
Суммы акциза, руб./л | 5,79 | 8,08 | 3,63 |
После 1 апреля 2016 года | |||
Ставки акциза, руб./т | 10 130 | 13 000 | 5 293 |
Суммы акциза, руб./л | 7,78 | 10 | 4,63 |
От редакции. Акциз включается в цену товара, поэтому рост ставок может затронуть и покупателей топлива. Если взять среднюю розничную цену бензина 35 руб./л, то, вычитая из нее 10 руб., получим стоимость нефтепродукта без акциза в размере 25 руб. Напомним, что в этой цифре заложен НДС. Если и его исключить расчетным методом, то получим чистую цену бензина без налогов в размере 21 руб. 18 коп.
Уже не один год озвучиваются предложения по включению в стоимость бензина "транспортного" налогового бремени. Хотя из приведенных цифр видно, что сейчас доля налогов (акциза и НДС) в цене нефтепродукта составляет почти 40%. Согласитесь, это уже немало. Если добавить сюда и транспортный налог, доля взимаемых с нефтепродуктов налогов может приблизиться к 50%. Такая налоговая нагрузка не только не позволит развиваться нефтедобыче, но и приведет к ее сокращению и дефициту топлива.
В соответствии с Бюджетным кодексом транспортный налог наряду с акцизами на нефтепродукты является одним из источников формирования как федерального, так и региональных дорожных фондов. В случае отмены транспортного налога в целях возмещения бюджетных потерь потребуется существенно повысить ставки акцизов на нефтепродукты, что приведет к значительному росту цен практически на все товары (Письмо Минфина РФ от 10.02.2016 N 03-05-06-04/7002). Поэтому с большой долей уверенности можно утверждать, что транспортный налог в ближайшем будущем не отменят.
К сведению. В федеральный бюджет поступает 12% акцизов, уплачиваемых с производимых автомобильного и прямогонного бензина, дизельного топлива, моторных масел для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей (Федеральный закон от 23.05.2016 N 145-ФЗ).
Неспроста в Письме Минфина РФ от 15.04.2016 N 03-07-06/21703 напоминается о действующем порядке взимания транспортного налога (в зависимости от типа транспортного средства и мощности его двигателя). При его установлении законами регионов могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. То есть вопросы о введении транспортного налога, определении размера его ставки, установлении налоговых льгот для отдельных категорий плательщиков находятся в компетенции региональных властей.
Есть ли смысл обязать продавцов платить акцизы с нефтепродуктов?
Раз транспортный налог нельзя включить в отпускную цену на топливо, может, тогда переложить уплату акциза с производителей на розничных продавцов нефтепродуктов? Здесь нужно учесть, что многие автозаправочные станции принадлежат производителям топлива, поэтому им в любом случае не избежать "акцизного" налогового бремени.
В дополнение к сказанному в Письме Минфина РФ от 13.04.2016 N 03-07-06/21165 говорится: значительный объем нефтепродуктов (не менее 30%), поставляемых также в сельское хозяйство и на экспорт, через розничную сеть автозаправочных станций не реализуется. Отсутствие контроля движения нефтепродуктов, реализуемых без акциза в оптовом звене, неизбежно привело бы к увеличению нелегального оборота данных подакцизных товаров. А это крайне нежелательно, что прослеживается во всех разъяснениях чиновников, посвященных "акцизному" налогообложению.
Напомним: ранее уже существовал порядок налогообложения акцизами нефтепродуктов, который помимо их производителей вовлекал в круг плательщиков акцизов лиц, осуществляющих оптовую и розничную реализацию, предоставляя этим лицам возможность покупки нефтепродуктов по цене без акциза. Все они получали свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Оно позволяло принимать к вычету акциз, предъявленный поставщиком, что обеспечивало реализацию нефтепродуктов между лицами, имеющими свидетельство (то есть на промежуточных стадиях товарного обращения), без акциза. Указанной преференцией отдельные продавцы нефтепродуктов стали злоупотреблять.
Во многих регионах были отмечены факты создания фирм-однодневок в целях уклонения от уплаты акцизов. Такие фирмы приобретали нефтепродукты без акциза, при этом исчисленную при покупке нефтепродуктов сумму акциза в бюджет не уплачивали, после чего самоликвидировались, получив прибыль от дальнейшей реализации нефтепродуктов по рыночным ценам. В результате применения таких схем потери бюджета исчислялись миллиардами рублей. Возбуждавшиеся уголовные дела часто прекращались в связи с невозможностью обнаружить исчезнувшего неплательщика.
После всего этого было принято решение вернуться к уплате акциза на нефтепродукты именно их производителями. Кроме того, при рассмотрении вопроса об уплате акцизов на стадии розничной реализации нефтепродуктов следует учитывать еще и то, что в случае принятия данного решения утратит всякий смысл соблюдение определенных соотношений ставок акцизов между различными видами нефтепродуктов (например, между прямогонным бензином и автомобильным бензином, между средними дистиллятами и дизельным топливом), поскольку такая дифференциация направлена прежде всего на создание экономических стимулов для производителей нефтепродуктов.
* * *
Итак, не стоит надеяться на существенное изменение действующего порядка взимания акцизов. Он проверен годами и вряд ли можно предложить что-то, что улучшало бы положение налогоплательщиков и не ущемляло интересы бюджета в условиях непростой ситуации в экономике. Единственное, к чему следует быть готовым, - повышение ставок акцизов. Правда, речь не идет о существенном увеличении налоговой нагрузки - во-первых, это ударило бы по потребителям, а во-вторых, обернулось бы увеличением нелегального оборота акцизной продукции. Значит, сохраняется возможность планировать на ближайшее будущее "акцизное" бремя налогоплательщика.
*(1) Одобрена Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 N 2128-р.
*(2) Федеральный закон от 23.11.2015 N 323-ФЗ.
*(3) Утвержден Распоряжением Правительства РФ от 23.09.2010 N 1563-р.
*(4) Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ.
*(5) См. Письмо Минфина РФ от 14.01.2016 N 03-01-11/569.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"