Собственник помещения платит за услуги водоснабжения по показаниям счетчика. Как утверждает организация, выставляющая счета на оплату, у счетчика, установленного на горячую воду, истек срок поверки. Документов, подтверждающих срок поверки счетчика, у собственника нет, так как он приобрел помещение по договору купли-продажи, а предыдущий собственник документов не представил. Теперь собственнику в связи с тем, что у него истек срок поверки на счетчик, сумма к оплате за горячее водоснабжение выставляется по нормативу. Собственнику предлагается провести поверку счетчика на месте, при этом необходимо уплатить стоимость проведенной поверки, оплатить расход воды по нормативу, а после проведенной поверки предлагается сделать перерасчет суммы и лишнюю переплату вычесть из расходов в следующем месяце.
Правомерны ли такие требования?
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов). Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством РФ.
Согласно подп. "г" п. 34, п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю, в жилом или нежилом помещении осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета утвержденного типа, прошедших поверку в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ)*(1). Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале*(2), а также требования к условиям эксплуатации прибора учета указываются в сопроводительных документах к прибору учета, например в паспорте (формуляре) прибора учета. Например, для приборов учета холодной воды межповерочный интервал может составлять до 6 лет, а для приборов горячей воды - до 4 лет.
Под поверкой средств измерений в силу п. 17 ст. 2 Закона N 102-ФЗ понимается совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям. Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации*(3) на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели (ч. 2 ст. 13 Закона N 102-ФЗ).
Проведение поверок средств измерений обеспечивается потребителем самостоятельно либо с привлечением исполнителя, если такая обязанность исполнителя предусмотрена в договоре о предоставлении коммунальных услуг (договоре управления многоквартирным домом) (подп. "д" п. 34 Правил N 354).
В соответствии с ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" собственники помещений в многоквартирных домах обязаны были до 1 июля 2012 г. обеспечить свои помещения приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Под вводом прибора учета в эксплуатацию понимается документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого производится расчет размера платы за коммунальные услуги. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется исполнителем*(4) по заявке собственника помещения (п. 81 Правил N 354). В ходе ввода прибора в эксплуатацию проверке подлежат:
а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в паспорте;
б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;
в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);
г) работоспособность прибора учета (п. 81.4 Правил N 354).
По завершении проверки прибора учета исполнителем оформляется акт ввода прибора учета в эксплуатацию, содержание которого должно соответствовать положениям п. 81.6 Правил N 354. Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в двух экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию (п. 81.7 Правил N 354). Ввод приборов учета в эксплуатацию осуществляется исполнителем без взимания платы (п. 81.9 Правил N 354, смотрите также решение Верховного Суда РФ от 5 сентября 2014 г. N АКПИ14-788, оставленное без изменений определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 20 ноября 2014 г. N АПЛ14-564).
Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию, предусмотренных п. 81.5 Правил N 354) представитель исполнителя устанавливает на приборе учета контрольные пломбы. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом (смотрите письмо Федеральной антимонопольной службы от 13 декабря 2013 г. N КА/50647/13 "Разъяснения о возможности взимания платы за регистрацию индивидуальных приборов учета").
Дальнейшая техническая эксплуатация, сохранность, ремонт и своевременная замена введенных в эксплуатацию приборов учета обеспечиваются собственником помещения (пункты 81, 81.10 Правил N 354). В связи с этим следует подчеркнуть, что индивидуальные приборы учета объема (количества) предоставленных потребителю коммунальных услуг предназначены для обслуживания и эксплуатации принадлежащего ему помещения и не входят в состав общего имущества многоквартирного дома. Поэтому бремя несения расходов, связанных с эксплуатацией и поддержанием таких приборов учета в надлежащем состоянии, на основании ст. 210 ГК РФ, ч. 3 ст. 30 ЖК РФ, возлагается на собственника помещения (смотрите решение Верховного Суда РФ от 26 мая 2008 г. N ГКПИ08-1022).
Обратим внимание также на различие процедур поверки приборов учета и их проверки в ходе ввода в эксплуатацию. Поверку приборов учета осуществляют аккредитованные на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели. Поверка производится за плату, расходы при этом несет собственник помещения многоквартирного дома, в котором установлен прибор учета. Проверка приборов учета при вводе их в эксплуатацию осуществляется исполнителем по заявке собственника помещения. Плата за ввод прибора учета в эксплуатацию не взимается.
В случае выхода прибора учета из строя, в том числе истечения межповерочного интервала поверки прибора учета (п. 81.12 Правил N 354), потребитель обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя и обеспечить осуществление ремонта или замены в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя. В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении (подп. "б" п. 34, п. 81.13 Правил N 354).
Плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении за расчетный период, в таком случае определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального прибора учета за период не менее 6 месяцев начиная с даты, когда истек срок его эксплуатации, определяемый периодом времени до очередной проверки (межповерочный интервал), а если эту дату установить невозможно, то начиная с расчетного периода, в котором наступило указанное событие, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд (пп. "а" п. 59 Правил N 354).
По истечении указанного предельного количества расчетных периодов плата за коммунальную услугу рассчитывается в соответствии с п. 42 Правил N 354 исходя из установленного норматива потребления коммунальных услуг.
Следует подчеркнуть, что по смыслу п. 81 Правил N 354 установленный после замены или поверки прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Если установленный прибор учета не будет введен в эксплуатацию в указанный срок, плата за коммунальную услугу должна рассчитываться в соответствии с п. 42 Правил N 354 исходя из установленного норматива потребления коммунальных услуг.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации после истечения срока эксплуатации прибора учета (истечении межповерочного интервала) его поверка либо замена на новый прибор учета и связанные с этим снятие для поверки или замены и последующая установка поверенного либо нового прибора учета обеспечиваются собственником помещения за счет собственных средств. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется исполнителем по заявке собственника помещения без взимания платы.
Начиная с даты истечения срока эксплуатации прибора учета (истечение межповерочного интервала), а если эту дату установить невозможно, то начиная с расчетного периода, в котором истек срок эксплуатации прибора учета (истек межповерочный интервал), расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги производится исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям индивидуального прибора учета за период не менее 6 месяцев, но не более 3 расчетных периодов (3 календарных месяцев) подряд. По истечении указанного предельного количества расчетных периодов плата за коммунальную услугу должна рассчитываться исходя из установленного норматива потребления коммунальных услуг.
Если установленный прибор учета не будет введен в эксплуатацию по истечении месяца, следующего за датой его установки, то плата за коммунальную услугу по истечении месяца после даты установки прибора учета будет рассчитываться исходя из норматива потребления коммунальных услуг.
К сведению:
Если прибор учета не был введен в эксплуатацию, о чем может свидетельствовать, например, отсутствие контрольных пломб на приборе учета, то плата за коммунальную услугу в этом случае рассчитывается исходя из установленного норматива коммунальной услуги (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 27 ноября 2013 г. по делу N 33-9751-13).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий
Ответ прошел контроль качества
14 июня 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите также приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 2 июля 2015 г. N 1815 "Об утверждении Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке".
*(2) Согласно п. 3.1 Рекомендаций по межгосударственной стандартизации РМГ 74-2004 "Государственная система обеспечения единства измерений. Методы определения межповерочных и межкалибровочных интервалов средств измерений", введенных в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 марта 2005 г. N 35-ст, межповерочный интервал - это промежуток времени между двумя последовательными поверками средства измерения. Обратим внимание, что первоначальный срок межповерочного интервала исчисляется не от даты начала эксплуатации прибора учета (установки и ввода его в эксплуатацию), а с даты проверки, указанной в паспорте на изделие при утверждении типа средства измерения (смотрите, например, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2011 г. N 04АП-3901/11).
*(3) Смотрите Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации".
*(4) Согласно п. 2 Правил N 354 под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил N 354. В рассматриваемой ситуации исполнителем выступает управляющая организация.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.