Я работаю в государственном бюджетном учреждении дополнительного образования. В нашей организации только на меня возложены всех функции в сфере закупок. У меня высшее образование и курсы повышения квалификации в сфере закупок от 2014 года (120 часов). Профессиональный стандарт "Специалист в сфере закупок" (Приказ Минтруда России от 10.09.2015 N 625н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в сфере закупок" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.10.2015 N 39210)) пункт 3.4 "Обобщенная трудовая функция" говорит: для того чтобы я смог осуществлять указанные в этом пункте функции я должен иметь высшее образование - специалитет, магистратура, а также дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок. Означает ли это, что если у меня высшее образование специалитет, то я должен закончить еще и магистратуру (так как идет перечисление через запятую - "Высшее образование - специалитет, магистратура")? Означает ли это, что если я прошел обучение по программе повышения квалификации в сфере закупок, то мне не нужно проходить обучение по программам профессиональной переподготовки в сфере закупок (так как в данном случае употреблен союз "или". П. 3.1 профессионального стандарта предъявляет требования к образованию: среднее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок. Если я имею высшее образование и обучение по программам повышения квалификации, могу ли я осуществлять трудовые функции, указанные в п. 3.1 профессионального стандарта, не получая дополнительно среднее профессиональное образование и обучение по программе профессиональной переподготовки в сфере закупок? Профессиональный стандарт требует опыт работы для разных функций от 3 до 5 лет. Должен ли работодатель строго следовать этим требованиям? Это требования только для сотрудников вновь принимаемых на работу или для работающих на данный момент в том числе? Что имеется ввиду под опытом работы в сфере закупок? Это работа именно в закупках по Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или по Федеральному закону от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в том числе или возможно принимать во внимание и опыт работы в снабжении как в государственных учреждениях так и в коммерческих? Выполнение отдельных функций, возложенных на работника локальными актами учреждения, необходимых для осуществления одного из этапов закупки, например участие в рассмотрении заявок или приемки товаров, работ, услуг, или же подготовка ежемесячных отчетов по закупкам учреждения, является ли опытом работы? Чем я, как работник, могу подтвердить работодателю свой опыт работы - записью в трудовой книжке или справкой с места работы? П. 1 ст. 39 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.06.2016) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" гласит: для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик создает комиссию по осуществлению закупок (далее в настоящей статье - комиссия). Члены комиссии будут выполнять рассмотрение заявок участников закупок на их соответствие законным требованиями требованиям документации о закупках, а так же осуществлять приемку товаров, работ и услуг. Необходимо ли для этого им соответствовать требованиям профессионального стандарта, так как в п. 3.3.2. "Проверка качества представленных товаров, работ, услуг" описаны трудовые действия, которые будут осуществлять члены комиссии? Необходимо ли членам комиссии прописывать эти трудовые действия в трудовой договор или достаточно положения о комиссии и приказ о ее составе? В законе (44-ФЗ) прописано: "Заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, ..., а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки". Если член комиссии не является работником учреждения, а например просто узким специалистом в одной их спортивных дисциплин или автогонщиком, то как применять в отношении него профессиональный стандарт? Должно ли у него быть требуемое образование или стаж работы?
Специалитет и магистратура - это разные уровни высшего образования. Имея высшее образование - специалитет, для работы в должности специалиста в сфере закупок нет необходимости еще и получать образование по программе магистратуры.
Для выполнения функций по контролю в сфере закупок в должности советника, заместителя руководителя или руководителя необходимо иметь высшее образование (либо специалитет, либо магистратуру), а также дополнительное профессиональное образование - либо по программе повышения квалификации, либо по программе профессиональной переподготовки в сфере закупок.
Программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки являются видами дополнительных профессиональных программ. Поэтому для выполнения функций по обеспечению закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд в должности специалиста по закупкам, работника контрактной службы или контрактного управляющего необходимо иметь среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование: либо по программе повышения квалификации, либо по программе профессиональной переподготовки в сфере закупок.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" устанавливает, что заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.
С 1 июля 2016 года вступит в силу положение Трудового кодекса РФ, согласно которому, если нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. Таким образом, учитывая, что законодательством РФ в сфере закупок установлены требования к квалификации, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
Поэтому характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена, должны будут применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ, вступающей в силу с 01.07.2016).
В качестве опыта работы в сфере закупок может быть учтен как опыт работы с закупками, осуществляемыми по правилам Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", так и опыт работы с закупками, осуществляемыми по правилам Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также по иным правилам в сфере закупок. В данном случае работодатель должен принимать решение о наличии или отсутствии у работника (претендента) опыта работы, исходя из характеристик должностных обязанностей, выполняемых им ранее. Главное, чтобы эти обязанности входили в сферу закупочной деятельности.
Наличие опыта в той или иной сфере может подтверждаться сведениями, содержащимися в трудовой книжке работника, гражданско-правовыми договорами на оказание услуг в сфере закупочной деятельности, иными документами.
Профессиональный стандарт "Специалист в сфере закупок", утвержденный Приказом Минтруда России от 10.09.2015 N 625н распространяется только на лиц, чьими основными должностными обязанностями являются осуществление, контроль и управление закупками для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд.
Членами комиссии по осуществлению закупок могут не только специалисты в сфере закупок по должности. Поэтому на членов такой комиссии не распространяется Профессиональный стандарт "Специалист в сфере закупок".
Вопрос о распределении должностных обязанностей среди работников находится в компетенции работодателя. Он же вправе выбирать способ закрепление за работниками обязанности по выполнению тех или иных функций. Они могут быть прописаны в трудовом договоре, должностной инструкции или ином документе. Главное - чтобы работник был ознакомлен с этим документом.
Вопрос о порядке выбора членов комиссии по осуществлению закупок относится к компетенции заказчика (организации). Консультирование граждан по данным вопросам не входит в компетенцию Роструда.
Правовое обоснование:
Согласно п. 5 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
- высшее образование - бакалавриат;
- высшее образование - специалитет, магистратура.
Согласно п. 3.4 Профессионального стандарта "Специалист в сфере закупок", утвержденного Приказом Минтруда России от 10.09.2015 N 625н, для выполнения функций по контролю в сфере закупок в должности советника, заместителя руководителя или руководителя необходимо иметь высшее образование - специалитет, магистратура, дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок.
Согласно п. 3.1 Профессионального стандарта "Специалист в сфере закупок", утвержденного Приказом Минтруда России от 10.09.2015 N 625н, для выполнения функций по обеспечению закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд в должности специалиста по закупкам, работника контрактной службы или контрактного управляющего необходимо иметь среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок.
В соответствии с п. 4 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к дополнительным образовательным программам относятся, в т.ч. дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
Согласно ст. 195.3 ТК РФ, которая начинает действовать с 01.07.2016, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой указанной статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов.
Согласно п. 5 Приказа Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 559н лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Согласно п.п. 1 и 5 ст. 39 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик создает комиссию по осуществлению закупок. Заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.
В соответствии с п. 5.5.4 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости" данный орган осуществляет консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", июль 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.