Если между продавцом-иностранцем и покупателем-резидентом есть посредник...
С.А. Кравченко,
эксперт журнала "НДС: проблемы и решения"
Журнал "НДС: проблемы и решения", N 2, февраль 2016 г., с. 48-60.
В одном из предыдущих номеров журнала освещались правила косвенного налогообложения в ситуации, когда российская организация становится налоговым агентом при приобретении у зарубежного партнера, не зарегистрированного на территории РФ в качестве налогоплательщика, товаров (работ, услуг)*(1). Мы решили изменить исходные данные, поставив между продавцом-неплательщиком и покупателем-плательщиком третье лицо - посредника. Кто и как должен начислить и удержать НДС для последующего его перечисления в бюджет? Попробуем разобраться в этом вопросе.
Откуда следует начинать плясать?
При работе с иностранными партнерами первый вопрос, требующий решения бухгалтера, состоит в том, нормам какого законодательства следовать при налогообложении доходов и расходов по контракту, заключенному с иностранным партнером. Напомним, что нормы международных соглашений имеют приоритет над нормами отечественного налогового законодательства (ст. 7 НК РФ). Однако, как правило, такие соглашения регулируют вопросы взимания "имущественных", а не косвенных налогов*(2), поэтому при расчетах по НДС нужно пользоваться нормами НК РФ.
Для компаний, сотрудничающих с зарубежными партнерами, гл. 21 НК РФ предусмотрены два случая, когда им приходится исполнять роль налогового агента:
- при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах (п. 1, 2 ст. 161 НК РФ);
- при участии в расчетах в качестве посредника, реализующего на территории РФ товары (работы, услуги), имущественные права иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков (п. 5 ст. 161 НК РФ).
Как узнать, состоит ли зарубежный партнер на учете в качестве налогоплательщика? Как правило, иностранцы встают на учет по месту нахождения постоянного представительства или филиала, которому присваиваются свои ИНН, КПП. У такого подразделения нерезидента должно быть свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, копию которого вправе потребовать их партнеры - российские компании. Если деньги идут на счет данного представительства, то российской организации не нужно исполнять обязанности агента за иностранную компанию, последняя сама будет налогоплательщиком в лице зарегистрированного в налоговых органах филиала (подразделения). Если же деньги идут на счет нерезидента, не имеющего такого представительства, можно утверждать, что это признак сотрудничества с иностранцем, не состоящим на учете в налоговых органах. Значит, российской фирме следует быть готовой к исполнению обязанностей налогового агента.
Что нужно знать российскому посреднику?
Особенности определения налоговой базы по НДС налоговыми агентами прописаны в ст. 161 НК РФ. Посредникам в ней уделен один лишь п. 5, который гласит, что при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг на территории РФ иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков организации и предприниматели, занимающиеся посреднической деятельностью с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров, заключенных с указанными иностранными лицами.
В этой норме следует выделить то, что обязанности налогового агента по уплате НДС возлагаются на посредника, действующего, как правило (хотя и необязательно), от своего имени, но за счет комитента - продавца-иностранца. Именно последний реализует через посредника свои товары (работы, услуги), а не российский покупатель через агента их приобретает у иностранца. Это важно, поскольку именно это определяет порядок налогообложения, вытекающий из нормы п. 5 ст. 161 НК РФ.
Изобразим на схеме участников сделки и укажем их роли в налогообложении.
/----------------------------------------\
| Основные участники |
\----------------------------------------/
| |
/---------------------\ /----------------------\ /-------------------\
| Продавец-иностранец | |Посредник - налоговый | |Покупатель-резидент|
| (принципал) |-----| агент (агент по |-----| |
| | | договору) | | |
\---------------------/ \----------------------/ \-------------------/
Представим практическую ситуацию, иллюстрирующую данную схему. Предположим, что иностранная организация оказывает через посредника российским компаниям юридические и консультационные услуги по ведению бизнеса за рубежом.
Напомним, почему вообще при такой сделке возникают налоговые обязанности. Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен ст. 148 НК РФ. Согласно ей местом реализации юридических, консультационных услуг признается территория РФ в случае, если покупатель данных услуг осуществляет свою деятельность на территории РФ.
Таким образом, местом реализации юридических и консультационных услуг, оказываемых иностранной организацией российской организации, признается территория Российской Федерации и, соответственно, подобные услуги являются объектом российского косвенного налогообложения. Вывод очевидный, но автор лишний раз его напомнил.
Кстати, для признания российской организации, состоящей на учете в налоговых органах, налоговым агентом иностранных лиц недостаточно их участия в расчетах на основании договоров комиссии или агентских договоров. Нужно также установить, что услуги агента оказаны в сфере реализации товара (работ, услуг), а также что реализация состоялась именно на территории РФ (Постановление АС УО от 30.10.2015 N Ф09-7841/15 по делу N А47-7415/2014).
В чем заключаются нюансы определения налоговой базы посредником?
Для налоговых агентов, указанных в п. 5 ст. 161 НК РФ, момент определения налоговой базы устанавливается в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 167 НК РФ, а именно по наиболее ранней из дат:
- день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
- день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Причем обе даты устанавливаются по взаимоотношениям посредника с покупателем-резидентом, а не с продавцом-нерезидентом. Иными словами, посредник как налоговый агент определяет базу либо на дату оказания услуг иностранным партнером российской компании, либо на дату получения от последней предоплаты за услуги. Аналогично посредник может определять налог с суммы своего вознаграждения, однако в статье, чтобы не путать читателя, мы исходили из того, что посредник является "упрощенцем", который не признается плательщиком НДС и со своего вознаграждения налог не исчисляет.
Напомним, согласно п. 14 ст. 167 НК РФ в случае, если моментом определения налоговой базы считается день оплаты, частичной оплаты предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), на день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) в счет поступившей ранее оплаты, частичной оплаты также возникает момент определения налоговой базы. Эту норму посредники - налоговые агенты не применяют, так как положения п. 15 ст. 167 НК РФ, посвященные им, содержат отсылку только к п. 1 ст. 167 НК РФ, согласно которому базу следует считать на дату оплаты или отгрузки.
Еще один нюанс состоит в оценке посредником налоговой базы, а точнее, в применении налоговой ставки. Дело в том, что порядок определения налоговой базы налоговыми агентами, указанными в п. 5 ст. 161 НК РФ, аналогичен порядку, установленному п. 1 ст. 154 НК РФ, согласно которому налоговая база определяется как стоимость товаров (работ, услуг) с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в нее НДС. В то время как налоговыми агентами, поименованными в п. 2 ст. 161 НК РФ, налоговая база определяется как сумма доходов, полученных от реализации продавцом-иностранцем товаров (работ, услуг), с учетом налога (п. 1 ст. 161 НК РФ).
То есть фактически при определении налоговой базы посредник - налоговый агент выступает как продавец, предъявляющий сумму НДС дополнительно к цене товаров (работ, услуг). Согласитесь, это справедливо, ведь посредник является как минимум налоговым резидентом и при заключении сделки с российским покупателем применяет традиционные правила национального косвенного налогообложения, чего не может сделать покупатель, заключивший договор с иностранным партнером напрямую.
Пример 1
Иностранная организация оказывает российским компаниям юридические и консультационные услуги по ведению бизнеса за рубежом через посредника. Стоимость услуг иностранного партнера, заложенная в контракте с посредником, равна 3000 евро.
По условиям контракта покупатель перечисляет предоплату, а затем получает юридическую консультацию. Допустим, курс евро на дату получения от покупателя предоплаты - 79,0532 руб. за евро, а на дату оказания услуг равен 78,8534 руб. за евро. Вознаграждение посредника составляет 10% от суммы контракта - 300 евро.
Посредник определяет налоговую базу исходя из цены контракта, не включая в нее сумму удерживаемого НДС, а начисляя ее сверху в размере 540 евро (3 000 евро x 18%). В пользу этого говорит и п. 1 ст. 168 НК РФ, согласно которому при реализации товаров (работ, услуг) налоговый агент, указанный в п. 5 ст. 161 НК РФ, дополнительно к цене (тарифу) товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю НДС. В итоге посредник выставляет российскому покупателю счет на 3540 евро (3 000 + 540).
В связи с тем, что расчеты с иностранным партнером производятся в иностранной валюте, а обязанность по уплате налога исполняется в национальной валюте (п. 5 ст. 45 НК РФ), для перечисления НДС в бюджет налоговому агенту - российской организации нужно определиться с курсом рубля по отношению к иностранной валюте, по которому пересчитывается налоговая база (в нашем случае - это общая сумма в 3000 евро). Помимо определения налога к уплате в бюджет, нужно отразить в бухгалтерском учете все расчеты в рублях, включая те из них, которые производятся в иностранной валюте. Операции по ее конвертации и комиссии банков в примере не показываются, суммы указаны с учетом округления до полного рубля. Также в примерах не отражены операции, учитываемые посредником на забалансовых счетах.
В бухгалтерском учете посредника будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
На дату получения предоплаты | |||
Получены денежные средства от покупателя (3540 евро x 79,0532 руб./евро) | 279 848 | ||
Отражен к уплате в бюджет начисленный НДС (3000 евро x 18% x 79,0532 руб./евро) | 42 689 | ||
Перечислен в бюджет предъявленный НДС (540 евро x 79,0532 руб./евро)* | 42 689 | ||
Произведены расчеты с иностранным партнером ((3000 - 300) евро x 79,0532 руб./евро) | 213 444 | ||
На дату оказания услуг заказчику** | |||
Отражено вознаграждение посредника (300 евро x 78,8534 руб./евро) | 23 656 | ||
Отражена курсовая разница в доходах в связи со снижением курса иностранной валюты ((279 848 - 213 444 - 42 689 - 23 656) руб.) | 59 | ||
* Для простоты примера считаем, что исчисленный НДС посредник перечисляет в бюджет одновременно с перечислением денежных средств в адрес продавца. На самом деле согласно разъяснениям ФНС (Письмо от 03.04.2009 N ШС-22-3/257@) налоговые агенты, указанные в п. 5 ст. 161 НК РФ, уплачивают НДС в порядке, установленном п. 1 ст. 174 НК РФ, то есть равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом. ** Датой оказания посреднических услуг является день, когда посредник признается исполнившим поручение комитента согласно условиям договора. |
В бухгалтерском учете российского заказчика услуг будут сделаны проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
При перечислении аванса посреднику | |||
Перечислены денежные средства посреднику (3540 евро x 79,0532 руб./евро) | 279 848 | ||
Заявлен к вычету НДС, предъявленный и уплаченный посредником | 42 689 | ||
При оказании услуг иностранным партнером | |||
Отражено оказание услуг иностранным партнером и посредником (3000 евро x 78,8534 руб./евро) | 236 560 | ||
Отражена курсовая разница в прочих расходах ((279 848 - 236 560 - 42 689) руб.) | 599 |
Очевидно, что посреднику вычет не полагается, так как на него претендует непосредственный заказчик услуг у иностранного лица, не состоящего на налоговом учете в РФ. Обоснуем высказанное мнение нормами законодательства.
В силу п. 3 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные в соответствии со ст. 173 НК РФ покупателями - налоговыми агентами. Право на названные налоговые вычеты имеют покупатели - налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности плательщика НДС. Однако, как указано в том же абз. 2 п. 3 ст. 171 НК РФ, налоговые агенты, осуществляющие операции, отраженные в п. 4, 5 ст. 161 НК РФ, не имеют права на включение в налоговые вычеты сумм налога, уплаченных по этим операциям. Все ясно и понятно.
Несмотря на прямые нормы законодательства, некоторые посредники относят себя к непосредственным покупателям и ставят удержанный и уплаченный в бюджет налог к вычету. Например, как следует из Постановления АС ЗСО от 15.12.2014 по делу N А45-20876/2013, организация приобрела у иностранного контрагента эксклюзивное право на проведение турнира по гольфу и в подтверждение данного обстоятельства, а также права на вычет НДС в налоговый орган и суд налогоплательщиком были представлены предварительный договор и счета-фактуры. Между тем данные документы не подтверждают факта приобретения обществом у иностранного партнера товаров (работ, услуг), поскольку предварительный договор не содержит сведений о том, что налогоплательщик - одна из сторон договора, о цене договора, ссылки на закрепленную за сторонами обязанность в последующем заключить основной договор на оговоренных условиях.
Предметом же заключенного основного договора между обществом и иностранным партнером являлось совершение первым юридических действий по поручению второго, а точнее, организации проведения турниров по гольфу, конференций. Поступившие на счет общества от спонсоров турнира по гольфу денежные средства после удержания вознаграждения и налогов перечислялись иностранному контрагенту, а суммы удержанных налогов уплачивались в бюджет.
По мнению арбитров, данные расчеты не влияют на квалификацию отношений между обществом-посредником и иностранным партнером. Налогоплательщик пытался доказать то, что он не посредник, указывая на приобретение им у иностранного партнера эксклюзивного права на проведение турнира. Однако этот факт подтвержден не был, собранные же по делу доказательства говорили в пользу посреднических отношений, а значит, право на вычет имел конечный покупатель.
Что посреднику нужно знать о счете-фактуре?
В первую очередь то, что это документ, дающий основание предъявить уплаченный им в бюджет НДС его партнеру - российскому покупателю. Согласно положениям ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налоговый агент, указанный в п. 5 ст. 161 НК РФ, дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю сумму налога и не позднее пяти календарных дней выставить счета-фактуры считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2010 N 09АП-17560/2010-АК по делу N А40-164445/09-4-1302*(3)).
При этом гл. 21 НК РФ не определяется порядок заполнения счетов-фактур, выставляемых налоговыми агентами, указанными в п. 5 ст. 161 НК РФ. Однако есть подзаконный акт - Правила заполнения счета-фактуры*(4), из которого следует, что если посредник действует от своего имени, то именно он выписывает счет-фактуру покупателю товаров (работ, услуг), вписывая себя как продавца вместо иностранного партнера.
Счет-фактуру посредник выставляет как обычный плательщик НДС, хотя таковым он может и не являться. При составлении счетов-фактур налоговыми агентами, предусмотренными п. 2 ст. 161 НК РФ, указывается полное или сокращенное наименование продавца (согласно договору с налоговым агентом), за которого налоговый агент исполняет обязанность по уплате налога. Для налоговых агентов, упомянутых в п. 5 ст. 161 НК РФ, такого специального правила нет, поэтому они применяют другую общую норму Правил составления счетов-фактур. В частности, в счете-фактуре в качестве продавца указывается лицо, действующее в данном качестве от своего имени. Сказанное подтверждает и Письмо Минфина России от 19.10.2015 N 03-07-14/59665: в строках 2, 2а и 2б счета-фактуры, выставляемого агентом покупателю товаров, указываются соответственно наименование, место нахождения и идентификационный номер агента. В строке 1 приводится дата выписки счета-фактуры агентом. Порядковый номер счета-фактуры отражается посредником в соответствии с индивидуальной хронологией выставления, так как он действует от своего имени.
Остальные строки заполняются в общем порядке, предусмотренном Правилами заполнения счета-фактуры, что подтверждает Письмо Минфина России от 11.11.2015 N 03-07-08/64897. Согласно п. 1 ст. 168 НК РФ налоговый агент - посредник обязан дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) предъявить к оплате покупателю сумму налога. В силу п. 16 Правила ведения книги продаж*(5) налоговые агенты, реализующие на территории РФ товары (работы, услуги) на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, регистрируют в книге продаж счета-фактуры, выставленные покупателям при реализации.
Таким образом, вышеуказанные налоговые агенты при реализации товаров (работ, услуг) выставляют счета-фактуры покупателям в порядке, аналогичном порядку, установленному для налогоплательщиков, реализующих товары (работы, услуги) на территории РФ. А при уменьшении стоимости товаров, реализуемых на территории Российской Федерации иностранным лицом, не состоящим на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика, российской организации - налоговому агенту следует выставить корректировочный счет-фактуру. Оформленный за иностранного партнера счет-фактуру посредник регистрирует в книге продаж (это является основанием для начисления налога в бюджет) без соответствующего отражения в книге покупок.
Возникает вопрос: какие денежные единицы указывать в счете-фактуре посреднику - налоговому агенту? Нормами п. 7 ст. 169 НК РФ предусмотрено, что, в случае если по условиям сделки обязательство выражено в иностранной валюте, суммы, отражаемые в счете-фактуре, могут быть выражены в иностранной валюте. Однако такой счет-фактура навряд ли будет востребован российским покупателем, поэтому посреднику изначально лучше составить счет-фактуру в рублях по курсу, установленному на момент определения налоговой базы по НДС (на дату получения предоплаты или в день оказания услуг). Если же посредник все же составит счет-фактуру в валюте, то российскому заказчику следует осведомиться у посредника о начисленных и уплаченных в бюджет суммах НДС.
Когда на посредника не распространяются положения п. 5 ст. 161 НК РФ?
Ответ: когда посредник действует не в интересах иностранца, не имеющего российской налоговой "прописки", а совершает сделку в интересах российского покупателя. Такая ситуация как раз рассмотрена в Письме ФНС России от 23.12.2015 N ЕД-4-15/22643@. В нем налоговики обращаются исключительно к нормам п. 1 и 2 ст. 161 НК РФ, не вспоминая о положениях п. 5 ст. 161 НК РФ.
В такой ситуации посредник применяет правила налогообложения, установленные для налоговых агентов, являющихся непосредственными покупателями товаров (работ, услуг) у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговом органе РФ: налоговая база определяется на день перечисления иностранному партнеру денежных средств. При этом на этапе подписания контракта российский посредник, выступающий в интересах российских покупателей, уведомляет иностранного продавца о том, что реализация консультационных и юридических услуг облагается НДС в России.
Обратите внимание! При приобретении у иностранного контрагента работ или услуг НДС в бюджет необходимо перечислять в день совершения платежа в адрес такого контрагента (п. 4 ст. 174 НК РФ).
Налог выделяется из суммы контракта по расчетной ставке 18/118. Если этого не сделать, то придется уплатить налог в бюджет за счет собственных средств*(6). Но чаще сумма налога в обязательном порядке выделяется из указанной в договоре цены в случае, если из условий договора и иных документов (счетов, соглашений, писем) не следует, что цена не включает сумму налога (Постановление АС УО от 20.04.2015 N Ф09-1764/15 по делу N А60-29680/2014).
В качестве же посредника, действующего в интересах российского налогового резидента, лицо, приобретающее товары (работы, услуги) у иностранного продавца, определяет налоговую базу в порядке, установленном п. 1 ст. 167 НК РФ, а именно на наиболее раннюю из дат:
- день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
- день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
При этом на такого посредника распространяется действие норм п. 14 ст. 167 НК РФ, обязывающих определять налоговую базу на каждую дату, если оплата предшествует отгрузке. Конечно, это касается исключительно плательщиков НДС и базой для начисления налога является лишь сумма вознаграждения (ст. 156 НК РФ), но в случае, когда посредник исчисляет НДС со всей суммы предоплаты, полученной от российского принципала, возникает риск двойного налогообложения одной операции. Вот как раз выход из подобной ситуации и предложили специалисты ФНС в Письме N ЕД-4-15/22643@: исчисленная посредником с авансового платежа сумма НДС отражается в разд. 3 декларации по НДС; при перечислении иностранному лицу платы за оказанные им услуги посредник указывает данную сумму налога в разд. 2 декларации по НДС и одновременно заявляет к вычету сумму НДС, ранее исчисленную с аванса, по строке 170 разд. 3 декларации. То есть фактически налоговики дают добро на вычет посреднику-налогоплательщику при условии, что он дважды начисляет налог.
Обратите внимание! При приобретении российской организацией - агентом у иностранного лица услуг, местом реализации которых признается территория РФ, по поручению и за счет российской организации - принципала фактическим покупателем этих услуг является российская организация - принципал, суммы НДС, уплаченные российской организацией - агентом при исполнении ею обязанностей налогового агента, подлежат вычету у российской организации - принципала (Письмо Минфина России от 01.03.2013 N 03-07-09/6141).
"Упрощенец" же НДС с сумм вознаграждения не исчисляет, права на вычеты не имеет ни по каким основаниям, поэтому ему лучше в ситуации, описанные в Письме N ЕД-4-15/22643@, не попадать.
Пример 2
Российская организация через посредника приобретает у иностранного партнера, не состоящего на учете в налоговых органах РФ, консультационные и юридические услуги, которые признаются оказанными на территории РФ. Стоимость услуг иностранного партнера с учетом НДС составляет 3540 евро. Вознаграждение посредника - 10% от суммы дохода, перечисляемого иностранному партнеру (300 евро (3000 евро x 10%)). В целях наглядности предположим, что курс евро на дату получения посредником предоплаты равен 79,0532 руб. за евро, на дату его перечисления иностранному партнеру и оказания им услуг составил 78,8534 руб. за евро.
В бухгалтерском учете посредника будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
На дату получения предоплаты | |||
Получены денежные средства от покупателя (3840 евро x 79,0532 руб./евро)* | 303 564 | ||
На дату перечисления предоплаты иностранному партнеру | |||
Произведены расчеты с иностранным партнером (3000 евро x 78,8534 руб./евро) | 236 560 | ||
Исчислена сумма "агентского" НДС (3540 евро x 18/118 x 78,8534 руб./евро) | 42 581 | ||
Уплачен в бюджет исчисленный и удержанный НДС | 42 581 | ||
На дату оказания услуг заказчику | |||
Отражено вознаграждение посредника (300 евро x 78,8534 руб./евро) | 23 656 | ||
Отражена курсовая разница в доходах в связи со снижением курса иностранной валюты ((303 564 - 236 560 - 42 581 - 23 656) руб.) | 767 | ||
* Для упрощения примера в проводках не отражено признание вознаграждения, полученного авансом. |
В бухгалтерском учете российского заказчика услуг будут сделаны проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
При перечислении аванса посреднику | |||
Перечислены денежные средства посреднику (3840 евро x 79,0532 руб./евро) | 303 564 | ||
При получении информации о перечислении денег продавцу | |||
Отражен НДС, предъявленный посредником (3540 евро x 18/118 x 78,8534 руб./евро) | 42 581 | ||
Заявлена к вычету сумма НДС | 42 581 | ||
При оказании услуг иностранным партнером | |||
Отражено оказание услуг иностранным партнером и посредником (3300 евро x 78,8534 руб./евро) | 260216 | ||
Отражена курсовая разница в прочих расходах ((303 564 - 42 581 - 260 216) руб.) | 767 |
* * *
Итак, посредник - покупатель товаров (работ, услуг) у иностранного лица и посредник - продавец товаров (работ, услуг) такого лица - это разные лица, из которых каждый по-своему производит расчеты с бюджетом по НДС. Надеемся, что приведенные в статье практические рекомендации помогут комитентам (принципалам) и комиссионерам (агентам) разобраться в нюансах расчетов по НДС и донести их до зарубежных партнеров.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. статью Н.В. Фирфаровой "О взаимоотношениях с продавцами-иностранцами и возникновении обязанности по уплате НДС", N 12, 2015.
*(2) Постановление Правительства РФ от 24.02.2010 N 84.
*(3) Рассмотрение дела прекращено.
*(4) Приложение 1 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137.
*(5) Приложение 5 к Постановлению N 1137.
*(6) Письмо Минфина России от 12.11.2014 N 03-07-08/57178.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"