Новые разъяснения Минфина в отношении бухгалтерской отчетности за 2015 год
А.И. Серова,
эксперт журнала
"Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2016 г., с. 20-26.
В целях повышения качества аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций Минфин ежегодно дает аудиторам рекомендации по вопросам, на которые следует обратить внимание. Рекомендации по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности за 2015 год доведены Письмом Минфина РФ от 22.01.2016 N 07-04-09/2355.
Какие нюансы, по мнению Минфина, необходимо учесть при подготовке отчетности? Подробности - в статье.
Учет взноса в компенсационный фонд СРО
Позиция Минфина. При осуществлении организацией взносов в компенсационный фонд СРО происходит выбытие активов (денежных средств). Поэтому суммы взносов в бухгалтерском учете признаются расходами.
Аналогичный порядок применяется в отношении отчислений (взносов) в компенсационные фонды профессиональных объединений, союзов, ассоциаций.
Комментарий. У бухгалтера нет оснований отражать перечисленные суммы взносов в составе активов (расходов будущих периодов, НМА и т.д.). Данные суммы (независимо от размера) должны быть единовременно включены в состав расходов.
Определение степени завершенности работ, услуг, продукции с длительным циклом изготовления
Позиция Минфина. Пункт 13 ПБУ 9/99 "Доходы организации"*(1) предоставляет организации право признавать в бухгалтерском учете выручку от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления по мере готовности работы, услуги, продукции (при условии, что степень готовности можно определить). При этом не установлены способы определения степени завершенности на отчетную дату продукции, услуг, работ (за исключением работ по договору строительного подряда).
В силу п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации"*(2) разработать соответствующий способ определения степени завершенности организация должна самостоятельно с учетом существующих ПБУ, а также Международных стандартов финансовой отчетности.
В связи с этим способ определения степени завершенности работ, услуг, продукции на отчетную дату целесообразно разрабатывать исходя из ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда"*(3).
Комментарий. Согласно п. 17 и 20 ПБУ 2/2008 способ "по мере готовности" предусматривает, что выручка и расходы по договору определяются исходя из подтвержденной организацией степени завершенности работ по договору на отчетную дату. Организация может использовать следующие способы определения степени завершенности работ по договору на отчетную дату:
- по доле выполненного на отчетную дату объема работ в общем объеме работ по договору (например, путем экспертной оценки объема выполненных работ или путем подсчета доли, которую составляет объем выполненных работ в натуральном выражении (в километрах дорожного полотна, кубометрах бетона и т.п.) в общем объеме работ по договору);
- по доле понесенных на отчетную дату расходов в расчетной величине общих расходов по договору (например, путем подсчета доли понесенных расходов в натуральном и стоимостном измерителе в расчетной величине общих расходов по договору в том же измерителе).
Один из возможных вариантов состоит в том, что степень завершенности работ в целях применения ПБУ 2/2008 определяется на основании ежемесячно подписываемых сторонами актов оценки стоимости выполненных подрядчиком работ. Такой же порядок можно применять при определении степени завершенности работ на отчетную дату для целей признания выручки в соответствии с п. 13 ПБУ 9/99.
Признание расходов на выплату работникам премии по итогам работы за год
Позиция Минфина. Если действующая в организации система премирования работников предусматривает выплату премии по итогам работы за год, организация должна оценить вероятность достижения в отчетном году показателей (условий) премирования. Обязательства организации по выплате вознаграждений по итогам работы за год являются оценочными и должны признаваться в бухгалтерском учете по состоянию на каждую отчетную дату в соответствии с нормами ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы"*(4).
Комментарий. При наличии оснований полагать, что установленные локальными нормативными актами организации, коллективными договорами, трудовыми соглашениями показатели премирования будут достигнуты, организация обязана начислить оценочное обязательство по предстоящей оплате вознаграждений по итогам работы за год. Порядок расчета величины оценочного обязательства (определяется с учетом страховых взносов) утверждается в учетной политике. При этом бухгалтер вправе воспользоваться практическими советами, изложенными в Методических рекомендациях МР-1-КпТ "Оценочные обязательства по расчетам с работниками"*(5).
Напомним, в силу п. 3 ПБУ 8/2010 малые предприятия вправе не применять данный стандарт (а значит, не начислять оценочные обязательства, в том числе в части вознаграждений по итогам работы за год), закрепив это в учетной политике.
Создание резерва сомнительных долгов по займам
Позиция Минфина. В соответствии с п. 3 ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений"*(6) предоставленные другим организациям займы относятся к финансовым вложениям. Данный стандарт обязывает организацию создать резерв под обесценение финансовых вложений (за счет прочих расходов) в случае устойчивого существенного снижения стоимости финансовых вложений. При этом величина резерва представляет собой разницу между учетной и расчетной стоимостью таких финансовых вложений (см. п. 38).
В случае признания дебиторской задолженности сомнительной организация создает резервы сомнительных долгов с отнесением сумм резервов на финансовые результаты (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ*(7)).
Таким образом, если объект финансовых вложений представляет собой дебиторскую задолженность по предоставленному займу, то формой резервирования обесценения финансовых вложений в отношении такого актива является резерв сомнительных долгов. При учете этого резерва необходимо руководствоваться взаимосвязанными нормами указанных нормативных правовых актов (ПБУ 19/02 и Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ).
Комментарий. Из пункта 37 ПБУ 19/02 следует, что обесценение финансовых вложений в виде предоставленных другим организациям займов может произойти, например, в случае появления у должника по договору займа признаков банкротства либо объявления его банкротом. Вместе с тем согласно п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ сомнительной считается дебиторская задолженность, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Таким образом, создавать резерв сомнительных долгов в отношении выданного займа необходимо не только при наличии у заемщика признаков банкротства (и тем более не дожидаясь объявления должника банкротом), но и при наличии оснований полагать, что долг не будет погашен. Иными словами, в отношении сумм выданных займов резерв формируется по тем же правилам, что и в отношении другой сомнительной "дебиторки". Соответственно, в активе баланса величина выданных займов будет отражаться за вычетом размера созданного резерва.
Напомним, суммы некоторых предоставленных организацией займов классифицируются в качестве денежных эквивалентов*(8). В связи с этим в Рекомендациях по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 год*(9) Минфин указал: в случае, когда предусмотренные условиями договора займа сроки и порядок возврата заемщиком полученной суммы займа (например, возврат по первому требованию заимодавца) позволяют отнести данный заем к денежным эквивалентам, информация о таком займе отражается в бухгалтерском балансе как показатель, детализирующий данные группы статей "Денежные средства и денежные эквиваленты".
Учет наличия и движения отходов производства
Позиция Минфина. Стоимость отходов (обрубки, обрезки, стружка и т.п.), которые учитываются на субсчете 10-6 "Прочие материалы", относится в уменьшение стоимости материалов, отпущенных в производство. При этом стоимость отходов определяется организацией исходя из сложившихся цен на лом, утиль, ветошь и т.п. (то есть по цене возможного использования или продажи) (п. 111 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ*(10)).
Комментарий. Оприходование отходов (Дебет 10-6 Кредит 20) и их отпуск в производство (Дебет 20 Кредит 10-6) оформляются (как и в отношении любых других материалов) накладными на внутреннее перемещение (п. 57 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ).
Если отходы не способны принести организации экономические выгоды (не могут быть использованы в производстве, проданы и т.п.), они в составе активов не отражаются. Их учет целесообразно организовать на забалансовом счете.
Отражение в бухгалтерском учете затрат на формирование страхового запаса активов
Позиция Минфина. Если в силу специфики деятельности организация формирует страховой запас отдельных видов активов (например, оборудования, узлов и запасных частей, материалов), стоимость таких активов определяется путем суммирования фактически произведенных затрат на покупку (изготовление) в соответствии с ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов"*(11), ПБУ 6/01 "Учет основных средств"*(12), ПБУ 10/99 "Расходы организации"*(13).
Комментарий. Страховые запасы создаются в силу отраслевых особенностей в целях обеспечения бесперебойной работы. Первоначальная стоимость приобретенного в качестве страхового запаса имущества (объектов основных средств, материально-производственных запасов) формируется по общим правилам, установленным ПБУ 5/01 и 6/01.
Отражение страховых взносов в отчете о движении денежных средств
Позиция Минфина. Суммы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды отражаются в отчете о движении денежных средств в разделе "Денежные потоки от текущих операций" по группе статей "в связи с оплатой труда работников".
Комментарий. Важно помнить, что в указанном разделе платежи по оплате труда работников отражаются в размере, включающем подлежащие удержанию из оплаты труда работников суммы, например, НДФЛ, платежи по исполнительным листам (Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2013 год*(14)).
Раскрытие информации о выданных независимых гарантиях
Позиция Минфина. В случае единовременного исполнения условий, указанных в п. 5 ПБУ 8/2010, коммерческая организация, выдавшая независимую гарантию (гарант) по просьбе другого лица (принципала), признает в бухгалтерском учете оценочное обязательство. Величина такого оценочного обязательства должна отражать наиболее достоверную денежную оценку расходов, необходимых для расчетов по этому обязательству. В иных случаях гарант раскрывает в бухгалтерской отчетности условное обязательство.
Комментарий. Обязательства по выданным гарантиям, поручительствам и прочим обеспечениям в пользу третьих лиц, сроки исполнения по которым еще не наступили, признаются оценочными либо условными обязательствами (п. 26 ПБУ 8/2010).
Гарант по состоянию на каждую отчетную дату обязан оценивать наличие перечисленных в п. 5 ПБУ 8/2010 условий признания в бухгалтерском учете оценочного обязательства. Если у гаранта имеются основания полагать, что ему придется исполнять обязательства перед бенефициаром, что приведет к возникновению расходов (повлечет уменьшение экономических выгод), бухгалтер должен начислить оценочное обязательство.
Порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации об условных обязательствах установлен п. 25, 26 и 28 ПБУ 8/2010.
Хранение документов бухгалтерского учета
Позиция Минфина. До утверждения федерального стандарта, устанавливающего требования к документам и документообороту в бухгалтерском учете, в целях организации хранения документов, в том числе "первички", регистров бухгалтерского учета, составленных в виде электронного документа, подписанного электронной подписью, применяются Положение о документах и документообороте*(15) (в части, не противоречащей нормативным правовым актам, изданным позднее) и Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда*(16).
Комментарий. Аналогичные разъяснения приведены в Информации Минфина РФ N ПЗ-13/2015 "О применении установленных Минкультуры России правил комплектования, учета и организации хранения электронных архивных документов в отношении первичных и отчетных документов налогоплательщиков".
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 N 32н.
*(2) Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н.
*(3) Утверждено Приказом Минфина РФ от 24.10.2008 N 116н.
*(4) Утверждено Приказом Минфина РФ от 13.12.2010 N 167н.
*(5) Приняты Комитетом БМЦ по толкованиям 09.09.2011.
*(6) Утверждено Приказом Минфина РФ от 10.12.2002 N 126н.
*(7) Утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н.
*(8) Денежными эквивалентами признаются высоколиквидные финансовые вложения, которые могут быть легко обращены в заранее известную сумму денежных средств и которые подвержены незначительному риску изменения стоимости (п. 5 ПБУ 23/2011 "Отчет о движении денежных средств", утв. Приказом Минфина РФ от 02.02.2011 N 11н).
*(9) Приведены в качестве приложения к Письму Минфина РФ от 06.02.2015 N 07-04-06/5027.
*(10) Утверждены Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н.
*(11) Утверждено Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 N 44н.
*(12) Утверждено Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н.
*(13) Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 N 33н.
*(14) Приведены в качестве приложения к Письму Минфина РФ от 29.01.2014 N 07-04-18/01.
*(15) Утверждено Приказом Минфина СССР от 29.07.1983 N 105.
*(16) Утверждены Приказом Минкультуры РФ от 31.03.2015 N 526.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"