Взыскать, нельзя простить
А. Лейба,
юрист, г. Добрянка
Газета "эж-ЮРИСТ", N 5, февраль 2016 г.
Ввиду падения реальных доходов граждан происходит увеличение количества неплатежей, в том числе и по налогам, уплачиваемых ими самостоятельно. В целях сокращения недоимки ФНС России издала письма от 21.10.2015 N ГД-4-8/18401@ и ГД-4-8/18402@, в которых поручила подведомственным налоговым инспекциям взыскивать с физических лиц имущественные налоги через работодателей.
Информирование должников
Согласно статистике ФНС к 1 августа 2015 года задолженность по налогу на имущество физических лиц выросла по сравнению с прошлым годом на 34% - до 13,4 млрд. руб. и на 24% по транспортному налогу - до 66,8 млрд. руб.
К имущественным налогам, уплачиваемым физическими лицами самостоятельно, относится (помимо вышеперечисленных) и земельный налог. Расчеты по этим налогам приводятся в "едином" налоговом уведомлении, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 25.12.2014 N ММВ-7-11/673@.
В Письме N ГД-4-8/18401@ указано, что если срок уплаты по налоговому уведомлению наступил, а информации об уплате по нему нет, то налоговые инспекторы вправе направить нарушителю требование об уплате.
Такое требование может передаваться налогоплательщику не только по почте, но и в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в соответствии с Порядком направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом ФНС России от 09.12.2010 N ММВ-7-8/700@, либо через личный кабинет налогоплательщика.
Налоговики также могут напоминать должнику по телефону о его задолженности, правах и обязанностях по уплате, но при условии, что общая сумма задолженности превышает 10 тыс. руб. Для Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга общая сумма задолженности должна превышать 50 тыс. руб.
Бесплатное информирование физических лиц посредством телефонной связи осуществляется в соответствии с НК РФ в рамках Приказа ФНС России от 30.04.2015 N СА-7-17/180@ (при участии единого контакт-центра ФНС России) только в рабочие дни в период с 8 до 20 часов по местному времени, соответствующему месту жительства физического лица, а также с использованием иных альтернативных способов. При этом должны соблюдаться положения ст. 102 НК РФ и Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", а номер телефона физического лица устанавливается из любых доступных источников (в том числе с использованием справочников АТС).
Арест имущества и ограничение выезда
Согласно п. 2 Письма ФНС России N ГД-4-8/18402@ налоговый орган, в соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ, при условии, что сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 тыс. руб., одновременно с направлением в адрес территориальных органов ФССП вступившего в силу судебного акта направляет ходатайство о наложении ареста на имущество должника.
В силу п. 3 Письма ФНС России N ГД-4-8/18402@, если сумма задолженности превышает 10 тыс. руб., налоговый орган, в соответствии со ст. 67 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", направляет судебному приставу-исполнителю заявление о временном ограничении на выезд должника из РФ.
Стоит отметить, что в Письме ФССП России от 26.10.2009 N 12/01-17258-СВС указано на необходимость судебных приставов направлять должникам копии постановления об установлении временного ограничения на выезд из РФ как по месту их регистрации, так и по месту фактического проживания, а также по адресу, указанному в исполнительном документе. Несмотря на это, не прекращаются судебные споры о признании незаконными постановлений судебных приставов-исполнителей об ограничении на выезд из РФ должников по имущественным налогам и даже о взыскании причиненных убытков с казны РФ (апелляционные определения Волгоградского областного суда от 17.09.2014 по делу N 33-9875/2014, Самарского областного суда от 01.09.2015 по делу N 33-9732/2015, от 03.09.2015 по делу N 33-9293/2015).
Если же общий объем не исполненных должником имущественных требований по сводному исполнительному производству превышает 10 тыс. руб., то по смыслу ст. 4, 64 и 67 Закона N 229-ФЗ установление временного ограничения на выезд должника из РФ допустимо (п. 48 Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 N 50).
При наличии у налогового органа информации о счетах налогоплательщика, а также о наличии имущества должника налоговый орган одновременно с судебным актом направляет в адрес ФССП указанную информацию в соответствии с Соглашением о порядке взаимодействия ФНС России и ФССП при исполнении исполнительных документов от 14.04.2014 N ММВ-23-8/3@/0001/7.
Один раз в полугодие начиная с 01.01.2016 налоговые органы совместно с органами ФССП осуществляют сверку исполнительных производств о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, возбужденных на основании судебного акта. Результаты сверки управления ФНС России по субъектам РФ представляют в Управление по работе с задолженностью ФНС России (п. 13 Письма N ГД-4-8/18402@).
Взыскание недоимок через работодателей
По истечении срока исполнения требования об уплате ФНС России вправе проинформировать работодателя о сотрудниках, имеющих неисполненную обязанность по уплате обязательных платежей, с соблюдением положений Закона N 152-ФЗ (в частности, без указания имен и отчеств должников, а также объектов налогообложения). Для этого ФНС России разработало специальную форму (приложение N 1 к Письму N ГД-4-8/18401@).
Работодателю, получившему такой список должников, лишь рекомендовано довести до работников сведения об имеющейся у них задолженности в избранной им форме (это остается на его совести).
Налоговый орган, в соответствии со ст. 9 Закона N 229-ФЗ, после получения из судебных органов исполнительного листа или судебного приказа, вступившего в законную силу, и информации Пенсионного фонда РФ о страхователе, осуществляющем уплату обязательных платежей (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование), направляет их в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию и иные периодические платежи, но только если сумма задолженности не превышает 25 тыс. руб.
Сделать это предписано в течение 10 календарных дней после получения из суда исполнительного документа, вступившего в законную силу (п. 9 Письма N ГД-4-8/18401@ и п. 10 Письма N ГД-4-8/18402@).
В судебной практике встречаются интересные примеры исполнения судебных актов через работодателя.
Истец обратился в суд с иском о взыскании с ответчика неосновательного обогащения, в обосновании иска указав, что по просьбе ответчика он оплатил его задолженность по транспортному налогу в указанной сумме в службе судебных приставов. После чего ответчик ему данный долг не вернул, несмотря на соответствующую договоренность.
В судебном заседании истец свои требования поддержал, а ответчик требования истца не признал.
Ответчик пояснил, что ранее работал у истца, являющегося индивидуальным предпринимателем, в должности директора по финансовой и кадровой части, в адрес которого как работодателя и был направлен судебный приказ о взыскании с него задолженности по налогу. Именно как работодатель из его заработной платы истец удержал и перечислил денежные средства в ФССП во исполнение исполнительного производства.
Решением мирового судьи в удовлетворении иска было отказано.
В апелляционной жалобе истец указал на несогласие с вынесенным решением, поскольку мировым судьей неправильно установлены фактические доказательства по делу и дана неправильная оценка спорному правоотношению, так как взыскателем в данному случае являлся налоговый орган, и исполнять судебный акт ответчик должен был самостоятельно. Уплатив за ответчика долг, он считает себя кредитором.
Суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся материалы дела, пришел к следующим выводам.
Статья 98 Закона N 229-ФЗ указывает, что лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника.
Судом было установлено, что в связи с неисполнением должником (ответчиком по делу) в срок, установленный для добровольного исполнения требований о взыскании транспортного налога в пользу взыскателя Межрайонной инспекции ФНС N 1 по АО и НАО, судебным приставом-исполнителем исполнительные документы направлены по месту работы должника. Истец оплатил сумму долга за должника, что подтверждается соответствующей квитанцией.
Коллегия судей, оставляя без изменения решение мирового судьи, указала, что доказательств, со всей очевидностью свидетельствующих о том, что истец погасил задолженность ответчика не как работодатель, обязанный это сделать в соответствии с требованиями законодательства, а как стороннее физическое лицо во исполнение какого-либо обязательства, а также доказательств наличия каких-либо иных обязательств, во исполнение которых истец внес соответствующую сумму в счет погашения задолженности ответчика, истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено (Апелляционное определение Котласского городского суда Архангельской области от 18.08.2014 по делу N 11-151/14).
Удержания по исполнительным документам о взыскании задолженности, в том числе по нескольким, производится в размере не более 50% заработной платы, причитающейся работнику (ст. 138 ТК РФ, ч. 1 и 2 ст. 99 Закона N 229-ФЗ).
Если же сумма задолженности по налогам превышает 25 тыс. руб., отказ работодателей (и иных лиц) в принятии для принудительного исполнения исполнительного документа будет правомерен (вопрос 2 Обзора судебной практики ВС РФ за IV квартал 2013 года, утвержденного Президиумом ВС РФ 04.06.2014). Налоговый орган в этом случае обязан обратиться в ФССП с исполнительным документом и заявлением о возбуждении исполнительного производства.
Ответственность
Частью 3 ст. 17.14 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве. Размер штрафа, налагаемого на юридическое лицо, в этом случае может достигать 100 тыс. руб. (до 20 тыс. руб.- на должностное лицо).
В соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 64 Закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель в процессе исполнения требований исполнительных документов вправе проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе. Важно, что эта возможность предусмотрена также по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 9 Закона N 229-ФЗ, то есть непосредственно взыскателем.
При проведении такой проверки организация или иное лицо обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы.
Как правило, ФССП по этой статье КоАП РФ привлекает к административной ответственности руководителей и бухгалтеров организаций, например, за несвоевременное возвращение исполнительных документов либо за их утерю.
В частности, согласно ч. 4 ст. 98 Закона N 229-ФЗ при перемене должником места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов лица, выплачивающие должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные периодические платежи, обязаны незамедлительно сообщить об этом судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю и возвратить им исполнительный документ с отметкой о произведенных взысканиях.
Кроме того, согласно ч. 3 ст. 98 Закона N 229-ФЗ работодатель обязан в трехдневный срок с момента выплаты работнику дохода удержать и перечислить эти средства взыскателю.
На основании п. 11 Письма N ГД-4-8/18402@ ФНС России будет информировать ФССП о работодателях, которые не перечисляют денежные средства в счет погашения недоимок своих работников по налогам свыше двух месяцев. Эта информация и будет, скорее всего, впоследствии являться основанием для проверки и привлечения работодателей к ответственности со стороны ФССП по вышеуказанной норме КоАП РФ.
Подводя итог, следует прийти к выводу, что проанализированные письма ФНС России содержат в основном разъяснения уже действующего законодательства РФ и направлены на более оперативное (без обращения в ФССП) взыскание задолженности по имущественным налогам (штрафов, пеней и процентов) физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Положения, содержащиеся в этих письмах ФНС России, позволят одновременно разгрузить судебных приставов-исполнителей, а также позволят налоговым органам как взыскателям более эффективно использовать свои права, предоставленные законодательством об исполнительном производстве.
Это поможет одновременно укрепить и финансовую дисциплину граждан, которая в последние годы сильно хромает.
Так, в п. 15 Письма N ГД-4-8/18402@ указано, что совместно с территориальными органами ФССП и ГИБДД МВД России налоговые органы участвуют в рейдовых мероприятиях по взысканию задолженности по имущественным налогам с физических лиц в наиболее посещаемых общественных местах (аэропортах, крупных торговых точках и т.д.).
В случае же превышения порога задолженности по налогам в 3 млн. руб. взыскивать ее с гражданина будет центральный аппарат ФНС России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Российское правовое издание. Освещает новости законодательства, практику применения законов и нормативных актов, судебную практику по различным отраслям права, предлагает аналитику наиболее актуальных вопросов правоприменения, отвечает на вопросы читателей.
Авторы газеты - практики в области правоприменения, специалисты ВАС РФ, Верховного суда РФ, Конституционного суда РФ, Минюста РФ, Федеральной таможенной службы, ФСС, ФМС РФ, Минфина РФ, ФНС РФ и др. министерств и ведомств.
Газета "эж-ЮРИСТ" издается с 1998 года.